Логопедический проект "Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи"
проект по логопедии (средняя группа)
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса.
Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slogovoy_struktury_slova.docx | 40.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Логопедический проект
«Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи».
Разработала
Учитель-логопед
Плотникова
Татьяна Николаевна
Красноярск 2018
Актуальность проекта:
Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса.
Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.
Цель проекта: создать условия для успешного формирования слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи проекта:
- Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
- Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
- Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической структуры слов родного языка.
- Учить произносить слова простого и сложного слогового состава.
- В доступной форме познакомить детей с понятиями «слово», «слог», «звук».
- Формировать навыки слогового анализа слова.
- Активизировать и обогащать словарный запас.
- Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
- Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.
- Раскрыть значимость формирования слоговой структуры слова для дальнейшего развития и обучения в школе.
Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2017 г.- май 2018 г.).
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Предполагаемые результаты:
- Четкое представление детей о единицах речи: слово, слог, звук.
- Дети научатся воспроизводить слова различной слоговой структуры.
- Дети овладеют элементарными навыками слогового анализа слов.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
- Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
.
Этапы реализации.
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1 этап: подготовительный.
- Обследование детей, выявление трудностей в овладении слоговой структуры слова у детей.
- Изучение методической литературы по теме.
- Подбор информации о значимости формирования слоговой структуры слова.
- Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.
- Составление плана реализации проекта.
2 этап: работа с педагогами:
- Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей».
- Консультация для педагогов ДОУ «Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи».
- Изготовление буклета «Преодоление нарушений слоговой структуры слова».
2 этап: работа с детьми:
- Игры, направленные на развитие чувства ритма («Делай как я», «Умелые ручки»).
- На начальном этапе включение в коррекционную работу упражнений на развитие слухового внимания («Где позвонили?», «Тихо-громко», «Где постучали?», «Скажи, что ты слышишь?», «Скажи, что звучит», «Солнце или дождик» и др.)
- Игры на развитие речевого слуха (Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Кто внимательный», «Принеси игрушки», «Слушай и выполняй», «Хлопки», «Лото», «Запомни слова» и др.)
- Знакомство с понятиями «слово», «слог», «звук».
- Упражнения с гласными звуками.
- Упражнения со слогами.
- Игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Подбери картинку», «Кто больше слов придумает», «Будь внимателен и др.).
- Ежедневное включение в коррекционную работу упражнений: «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери».
- Изготовление и использование в работе с детьми дидактических игр и пособей: «Логокуб», «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Собери цветы в вазу».
- Игры с мячом («Мяч передавай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его н слоги», «слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»).
- Подбор и использование в работе с детьми чистоговорок на разные звуки.
2 этап: работа с родителями:
- Консультация для родителей «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий».
- Индивидуальные консультации по вопросам речевого развития и формирования слоговой структуры слова.
- Предоставить возможность для родителей получить практические материалы (буклет: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова», буклет «Развиваем фонематический слух дошкольников»).
- Консультация для родителей «Фонематический слух – основа речи».
3 этап: заключительный.
- Диагностика речевого развития детей, выявление уровня сформированности слоговой структуры слова.
- Логопедическая викторина «Чему я научился».
Достигнутые результаты:
Учитывая, что своевременное овладение слоговой структурой слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо обязательно проводить логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слова, предполагающую воздействие на все компоненты речевой системы. Эта работа в рамках проекта проводилась последовательно и систематически. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.
У детей сформировались четкие представления о языковых единицах – «слово», «слог», «звук». Большинство детей научились воспроизводить слова различной слоговой структуры, овладели навыками элементарного слогового анализа.
Работа проводилась последовательно. Первоначально в коррекционную работу включались упражнения, направленные на развитие чувства ритма,
что явилось стимуляцией восприятия ритмической структуры слова. Здесь широко использовались музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон. Проводились игры на развитие слухового внимания, они вызывали большой интерес у детей. Игры с колокольчиком, молоточком, бубном развивали умение определять направление звука, развивали координацию движений и ориентацию в пространстве.
Большинство детей научились справляться с заданиями, направленными на развитие речевого слуха. Постепенно воспитанники освоили упражнения с гласными звуками, затем со слогами и со словами. Интенсивное использование упражнений «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери» благотворно влияло на формирование слоговой структуры слова.
Были подобраны и широко использовались в работе дидактические игры «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Логокуб», «Собери цветы в вазу». Также были побраны чистоговорки на разные звуки.
В ходе формирования слоговой структуры слова итересными для детей оказались игры с мячом, они развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
Итогом проекта стала Логопедическая викторина «Чему я научился».
Консультация для родителей
Тема: «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»
Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
- уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми среднего;
- обучить игровым приемам слогового анализа;
- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
- расширять степень включенности родителей коррекционный процесс.
Содержание консультации.
Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.
Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило, при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка.
Логопед формирует и автоматизирует речевые навыки у детей, а родители в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируют их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.
Предлагаю вам оказаться в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.
- Игра «Отхлопай слово»
Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово можно отхлопать. Я научу, как это делается. Например, как бы я отхлопала слово кошка (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет. Сколько хлопков вы сделали? (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.
- Игра «Прошагай словечко».
Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово: сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?
- Игра «Сколько слогов в слове»
Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части. Эти части называются слогами. Каждое слово состоит из какого-то количества слогов. Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите, перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.
А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку. В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога. Как проверить? Приступайте. Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии. Отлично! Молодцы!
- Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»
Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.
- Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.
- Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»
Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.
- Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»
Ход занятия: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.
Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...
Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями в произношении слов сло...
Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...
Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.
Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...
Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
При подготовке ребенка с ТНР к школе необходимо поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...
Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, ...
Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...