Логопедический проект "Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи"
проект по логопедии (средняя группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса.

Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slogovoy_struktury_slova.docx40.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 «Морозко»

660130, г.Красноярск, ул. Гусарова 31,                                              тел. 246-47-79

Логопедический проект

«Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи».

                                                                                    Разработала

                                                                                Учитель-логопед

                                                                                Плотникова

                                                                                Татьяна Николаевна

Красноярск 2018

Актуальность проекта: 

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведёт к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса.

Проект «Формирование слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи» направлен на создание оптимальных условий для организации последовательной и систематической работы в этом направлении.

Цель проекта:  создать условия для успешного формирования слоговой структуры слова у детей среднего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи проекта:

  • Развивать и совершенствовать речеслуховое восприятие.
  • Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
  • Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической структуры слов родного языка.
  • Учить произносить слова простого и сложного слогового состава.
  • В доступной форме познакомить детей с понятиями «слово», «слог», «звук».
  • Формировать навыки слогового анализа слова.
  • Активизировать и обогащать словарный запас.
  • Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
  • Повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей.  
  • Раскрыть значимость формирования слоговой структуры слова  для дальнейшего развития и обучения в школе.

Продолжительность проекта: 9 месяцев (сентябрь 2017 г.- май 2018 г.).

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Предполагаемые результаты:

  • Четкое представление детей о единицах речи: слово, слог, звук.
  • Дети научатся воспроизводить слова различной слоговой структуры.
  • Дети овладеют элементарными навыками слогового анализа слов.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

.

Этапы реализации.

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

1 этап: подготовительный.

  • Обследование детей, выявление трудностей в овладении слоговой структуры слова у детей.
  • Изучение методической литературы по теме.
  • Подбор информации о значимости формирования слоговой структуры слова.
  • Подборка дидактического материала и наглядных пособий для занятий с детьми.
  • Составление плана реализации проекта.

2 этап: работа с педагогами:

  • Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей».
  • Консультация для педагогов ДОУ «Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи».
  • Изготовление буклета «Преодоление нарушений слоговой структуры слова».

2 этап: работа с детьми: 

  • Игры, направленные на развитие чувства ритма («Делай как я», «Умелые ручки»).
  • На начальном этапе включение в коррекционную работу упражнений на развитие слухового внимания («Где позвонили?», «Тихо-громко», «Где постучали?», «Скажи, что ты слышишь?», «Скажи, что звучит», «Солнце или дождик» и др.)
  • Игры на развитие речевого слуха (Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Кто внимательный», «Принеси игрушки», «Слушай и выполняй», «Хлопки», «Лото», «Запомни слова» и др.)
  • Знакомство с понятиями «слово», «слог», «звук».
  • Упражнения с гласными звуками.
  • Упражнения со слогами.
  • Игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Подбери картинку», «Кто больше слов придумает», «Будь внимателен и др.).
  • Ежедневное включение в коррекционную работу упражнений: «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери».
  • Изготовление и использование в работе с детьми дидактических игр и пособей: «Логокуб», «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Собери цветы в вазу».
  • Игры с мячом («Мяч передавай – слово называй», «Встречу слово на дороге – разобью его н слоги», «слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»).
  • Подбор и использование в работе с детьми чистоговорок на разные звуки.

2 этап: работа с родителями: 

  • Консультация для родителей «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий».
  • Индивидуальные консультации по вопросам речевого развития и формирования слоговой структуры слова.
  • Предоставить возможность для родителей получить практические материалы (буклет: «Преодоление нарушений слоговой структуры слова», буклет «Развиваем фонематический слух дошкольников»).
  • Консультация для родителей «Фонематический слух – основа речи».

3 этап: заключительный.

  • Диагностика речевого развития детей, выявление уровня сформированности слоговой структуры слова.
  • Логопедическая викторина «Чему я научился».

Достигнутые результаты:

Учитывая, что своевременное овладение слоговой структурой слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо обязательно проводить логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слова, предполагающую воздействие на все компоненты речевой системы. Эта работа в рамках проекта проводилась последовательно и систематически. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены.

У детей сформировались четкие представления о языковых единицах – «слово», «слог», «звук». Большинство детей научились воспроизводить слова различной слоговой структуры, овладели навыками элементарного слогового анализа.

         Работа проводилась последовательно. Первоначально в коррекционную работу включались упражнения, направленные на развитие чувства ритма,

что явилось стимуляцией восприятия ритмической структуры слова. Здесь широко использовались музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон. Проводились игры на развитие слухового внимания, они вызывали большой интерес у детей. Игры с колокольчиком, молоточком, бубном развивали умение определять направление звука, развивали координацию движений и ориентацию в пространстве.

Большинство детей научились справляться с заданиями, направленными на развитие речевого слуха. Постепенно воспитанники освоили упражнения с гласными звуками, затем со слогами и со словами. Интенсивное использование упражнений «Прохлопай слово», «Прошагай слово, чистоговорку», «Пропрыгай слово», «Слово на слоги дели – бусы собери» благотворно влияло на формирование слоговой структуры слова.

Были подобраны и широко использовались в работе дидактические игры «Пирамида», «Поезд», «Слоговые домики», «Логокуб», «Собери цветы в вазу». Также были побраны чистоговорки на разные звуки.

 В ходе формирования слоговой структуры слова итересными для детей оказались игры с мячом, они развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.

Итогом проекта стала Логопедическая викторина «Чему я научился».

Консультация для родителей

Тема: «Основные приемы развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий»

Цель: помочь родителями овладеть основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова в условиях домашних занятий с ребенком

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «слоговая структура слова»;
  • уточнить особенности овладения слоговым анализом слова детьми среднего;
  • обучить игровым приемам слогового анализа;
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
  •  расширять степень включенности родителей коррекционный процесс.

Содержание консультации.

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило,  при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка.  

Логопед формирует и автоматизирует речевые навыки у детей, а родители в своем повседневном общении и совместной деятельности с детьми, стимулируют их к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с основными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

  • Игра «Отхлопай слово»

      Сейчас мы с вами будем учиться отхлопывать разные слова. Оказывается любое слово                можно отхлопать. Я научу, как это делается.  Например, как бы я отхлопала слово кошка   (хлопаю на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет.  Сколько хлопков вы сделали?  (3-4 примера). Любое слово можно отхлопать, даже короткое. Молодцы, у вас все получилось.

  • Игра «Прошагай словечко».  

Вот мы отхлопывали слова, а их можно оказывается прошагать. Посмотрите, как это делаю я. А потом мы это сделаем вместе. Например, придумала я слово: сани (делаю шаг на каждый слог). Сколько шагов я сделала? Совершенно верно – 2 шага. Посмотрите, как я еще это делаю (слово дом). Сколько шагов я сделала? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Давайте теперь попробуем вместе. Придумайте, какое слово мы будем прошагивать. С правой ноги вместе шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у нас получилось? Это длинное слово или короткое?

  • Игра «Сколько слогов в слове»

Дальше мы с вами поиграем в очень интересную игру. Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок), из 2 слогов (2 хлопка), из 3 (3 хлопка), бывают даже из 4 и 5 – это очень длинные слова. Посмотрите,  перед вами лежат игрушки, выберите себе игрушку и определите, сколько слогов в названии этой игрушки. Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

А сейчас эти игрушки мы с вами попробуем разложить по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога. В третью – 3 слога.  Как проверить?  Приступайте.  Мы разложили все игрушки по количеству слогов в названии.  Отлично! Молодцы!

  • Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Ход игры. Играющие выстраиваются в круг. Логопед называет слово из двух (трех, четырех и т. д) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.

  • Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Ход игры. Логопед говорит игрокам: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.

  • Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Ход игры. Логопед бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.

  • Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Ход занятия: Логопед бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом — домик — домовой — домовитый — домохозяйка.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами, которыми вы можете воспользоваться в ваших занятиях с ребенком дома. Хотелось бы напомнить вам о том, что невозможно магическое, «волшебное» разрешение всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вмес...

Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение харак­теризуется трудностями в произношении слов сло...

Презентация "Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

На материалах А.К. Марковой (используется 14 классов слов с учетом сложности)...

Профилактика и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО.

Ведущая форма работы с детьми дошкольного возраста является игра. Предлагаю вашему вниманию серии игр «Бесполезное – полезно» и «Весёлая затея». Я уверенна, что забавные игры понравятся педагогам, род...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

Специфика нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Речевой акт-это лингвистический и философский термин, относящийся к любому действию, которое включает в себя произнесение слов. Не существует четких грамматических правил для речевого акта; все, ...

Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...