Педагогический проект "Золотой ключик к творчеству" (Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной образовательной деятельности с применением информационных технологий)
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Никонорова Татьяна Михайловна

Проект «Золотой ключик к творчеству» предполагает музыкальное развитие, воспитание и обучение ребенка в условиях, когда компьютерные технологии является помощниками в приобщении детей к музыкальной культуре, инструментом в развитии музыкальных творческих способностей детей, средством самореализации каждого ребенка.

     В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.  Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий это совсем новое и актуальное направление в деятельности педагога ДОУ и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду, ориентированных на индивидуальность ребенка и запросы его семьи,  помогает в формировании художественного вкуса, развитии творческого потенциала ребенка и в гармоничном развитии личности в целом,  повышают мотивацию детей к занятию и полученные знания надолго запомнятся детям.  

При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx435.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Золотой ключик к творчеству»

(«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе  музыкальной образовательной деятельности с применением информационных технологий».)

Автор-составитель Никонорова Татьяна Михайловна

Город Урай ХМАО-Югры


  1. Обоснование необходимости проекта, актуальность

    Успешность и социальная компетентность человека XXI века предполагает наличие у него определенного круга способностей, соответствующих требованиям современного общества. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Новый документ ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка.   А музыка  является одним из средств помощи ребенку вхождения  в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я». Проект «Золотой ключик к творчеству» предполагает музыкальное развитие, воспитание и обучение ребенка в условиях, когда компьютерные технологии является помощниками в приобщении детей к музыкальной культуре, инструментом в развитии музыкальных творческих способностей детей, средством самореализации каждого ребенка.

     В условиях современного общества информационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ, становится важной составляющей его профессионализма.  Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий это совсем новое и актуальное направление в деятельности педагога ДОУ и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. Применение ИКТ на музыкальных занятиях в детском саду, ориентированных на индивидуальность ребенка и запросы его семьи,  помогает в формировании художественного вкуса, развитии творческого потенциала ребенка и в гармоничном развитии личности в целом,  повышают мотивацию детей к занятию и полученные знания надолго запомнятся детям.  

При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер. Но в практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется непосредственно в образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе. Приобщение ребенка к миру искусства в дошкольном учреждении – важная и ответственная задача.  

    Творчество необходимо воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой, которая, с одной стороны, позволяет нам увидеть новое в знакомом и близком, а с другой – не бояться столкнуться с новым и неизвестным.

     Рассматривание творчества, как процесса, дает возможность выявить способности детей к творчеству и определить условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его  результаты.

     Конечно, все дети разные. Но в каждом ребенке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно поет, кто-то хорошо рисует, сочиняет стихи, танцует. Творчество, словно золотой ключик, откроет их на радость всем нам. А мы, педагоги и родители  должны им помочь, испытать, ни с чем несравнимое, счастье творчества, а потом сама жизнь предоставит им множество ситуаций, где наши дети проявят свою фантазию. 

  1. Концепция проекта

    Реализация проекта, обобщение и распространение опыта позволят решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс ДОУ.

    В данном проекте развитие творческих способностей детей  рассматривается, как единое целое во всех видах музыкальной деятельности дошкольников. А применение информационных технологий помогает в решении образовательных задач.     Актуализация и приоритетность идей гуманизации в образовании, обращает внимание педагогов на  виды занятий, содержание которых связано с миром эмоциональных, духовных ценностей человека. Важное место среди них принадлежит занятиям, связанным с музыкальным искусством,  так как музыка играет совершенно особую роль в развитии ребенка. В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность. Именно поэтому была выбрана тема проекта: «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе  музыкальной образовательной деятельности с применением информационных технологий».

В практической деятельности я столкнулась с противоречиями:  

  • между сложившимися традиционными формами работы  и необходимостью внедрения   новых педагогических технологий, обеспечивающих развивающее обучение;
  • между необходимостью, диктуемой современным обществом, внедрения информационных технологий в образовательный процесс и недостаточностью разработок в данном направлении для дошкольников по музыкальному воспитанию.

    Установленные противоречия позволили сформулировать проблему: создание условий для внедрения   нового продуктивного опыта по развитию музыкального  творчества воспитанников, посредством использования в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий.

Гипотеза исследования:   Процесс творческого развития  дошкольников будет более эффективным, если:

  • рационально сочетаются применение информационных технологий с формами и методами образовательного процесса по музыкальному воспитанию;
  • учтены возрастные  особенности развития творческих и музыкальных способностей детей;
  • информационные технологии использованы в образовательном процессе в разумных пределах;
  •  методические рекомендации разработаны в системе;

Объект исследования - механизм формирования творческих способностей воспитанников средствами музыки  с применением информационных технологий в процессе обучения, самостоятельной музыкальной деятельности, мероприятиях проводимых в рамках проекта.

Предмет исследования - комплекс  методов, приемов и использование ИКТ, стимулирующих развитие творческих способностей воспитанников.

Цель создания проекта: внедрение информационных технологий в  образовательный процесс по музыкальному воспитанию для эффективного развития творческих способностей  воспитанников.

    Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить современные образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей воспитанников в процессе продуктивной  музыкальной  деятельности,  и на этой основе разработать методические рекомендации по их использованию.
  2. Выявить и создать педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к музыке.
  3. Отобрать готовые продукты электронных изданий, соответствующие возрасту детей, эстетике, познавательной значимости для повышения интереса к творческому процессу воспитанников.
  4. Изучить компьютерные программы и технологии для создания собственных творческих продуктов – презентаций, компьютерных дидактических игр, видеоклипов и др.
  5. Уметь пользоваться  комплексом приемов данных технологий при разработке занятий, сценариев праздников, развлечений, ориентированных на творческую деятельность.

6. Найти убедительные доводы для привлечения родителей воспитанников к             участию в проекте.

7. Проследить динамику развития творческих способностей.

     Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования - содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся музыкального воспитания, применения информационных технологий в образовательном процессе, беседы с детьми, анкетирование, наблюдение педагогического процесса, эксперимент, изучение продуктов детского художественного творчества, электронных образовательных ресурсов в рамках темы исследования.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н. Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.) 

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста

     В современной психологической науке творчество понимается как специфический вид продуктивной неадаптивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта. Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественно-творческие способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) - способность к творчеству.

     По мнению Гилфорда Дж. способность к творчеству – многомерна и включает в себя гибкость и  быстроту мышления, богатое воображение, высокие эстетические ценности.

     Л.Б. Ермолаева-Томина определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая их которых может быть представлена в той или иной степени у той или иной индивидуальности.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Исследуя психические новообразования дошкольного возраста, Е.Е. Кравцова заключает:

    «Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой». Автор  выдвигает предположение о том, что психологический механизм творчества в дошкольном возрасте заключается в формировании воображения детей и рассматривает развитие воображения дошкольников в игровой, художественной, музыкальной, конструктивной деятельности.

    Исследователь Н.Е. Веракса  рассматривает средства творческого мышления дошкольников – как действия объединения и опосредования. По его мнению,  эти действия составляют основу формирования способности к преобразованию.

     Воображение в качестве основного новообразования дошкольного возраста рассматривает В.В. Давыдов. Он отмечает, что основную роль в развитии воображения и творческого характера деятельности у дошкольников выполняет игра.

    Т. Комарова указывает на становление и развитие в данный возрастной период таких базовых для творческой деятельности психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности, Это основа любой деятельности, в том числе музыкальной, игровой. Одна из наиболее актуальных - интеллектуальная (стремление научиться самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая - коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Значимо для дошкольника и потребность в самоутверждении, реализуемая при успешной деятельности.

В работе с детьми мы опираемся на следующие   принципы:

  • психологическая комфортность:  это,  прежде всего создание условий, в которых дети чувствуют себя, как дома, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
  • творчество  (креативность):  данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • вариативность:     принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип дает свободу творчества и мне, как педагогу, помогает  находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
  • минимакс: данный принцип помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Так один ребенок возьмет минимум, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Этот принцип, на мой взгляд, особенно важен при организации взаимодействия с одаренными детьми.
  • принцип значимости: значимость информации в образовательном  плане.
  • принцип посильности: задания должны быть посильными.

Целевая аудитория: воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной группы  МБДОУ «Детский сад №21  «Лукоморье»     Участниками проекта являются воспитанники этих групп, родители воспитанников, воспитатели и музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №21  «Лукоморье»

Новизна данного проекта заключается  в разработке условий оптимального построения воспитательного процесса на основе интеграции  музыкальной, музыкально-двигательной, художественной и театрально-игровой деятельности детей с использованием информационных технологий, способствующих творческому  развитию детей  дошкольного возраста.

 3. Механизм реализации педагогического проекта 

3.1. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей:

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Проведение музыкальных занятий разного типа – традиционных, доминантных, комплексных, развивающих

Использование музыки на занятиях, в самостоятельной деятельности, играх, развлечениях, на прогулке

Обогащение внутреннего мира, чувств, нравственных качеств детей яркими музыкальными впечатлениями

Формирование эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой.

Развитие эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах детской музыкальной деятельности: слушании-восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, музицировании на инструментах

Выявление и формирование музыкальных интересов детей, расширение у них музыкальных представлений

Формирование умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности

Закрепление умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях

Работа над формированием музыкального мышления детей, над усвоением теоретических понятий о музыке, как виде искусства

Помощь музыкальному руководителю в освоении детьми теоретических понятий о музыке, как виде искусства

Стимулирование творческих проявлений детей, формирование способов творческой деятельности

Организация самостоятельной деятельности детей в группе. Создание музыкальной зоны музицирования

Проведение занятий  - практикумов с воспитателями и консультаций для воспитателей по проблемам музыкального развития детей и применением информационных технологий

Участие в занятиях – практикумах с целью совершенствования собственных музыкальных умений и навыков

3.2. Взаимодействие музыкального руководителя с детьми.

Условия возникновения детского творчества.

 1.  Накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.

2.  Накопление опыта исполнительства. Познание ребенком произведений искусства  происходит через эмоциональное восприятие им художественного образа,  осознание, понимание способов его воплощения.

Виды творческой деятельности:

Этапы развития детского музыкального творчества:

На первом этапе ставятся задачи:

  • первоначальное ориентирование в творческой деятельности;
  • эмоциональный компонент во всех видах деятельности;
  • побуждение к выразительной передаче игрового образа;
  • желание слушать музыку различных жанров;
  • развитие умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности;

Второй этап предполагает освоение способов творческих действий,

поиск решений:

  • знакомство с особенностями музыкального искусства (рассказывает не словами, а звуками) и жанрах в музыке;
  • внимание детей к средствам музыкальной выразительности и побуждение к выразительной передаче игрового образа;
  • присутствие эмоционального компонента во всех видах творческой деятельности;
  • импровизация танцевальных движений и составление небольших музыкально-танцевальных композиций, сочинение простейших попевок различного характера;

 Третий этап рассчитан на два года обучения. Самостоятельные действия детей:

Возраст детей пять-шесть лет.

  • расширение знаний о специфике жанров в музыке;
  • самостоятельные рассуждения о средствах музыкальной выразительности, составление рассказов о музыке, создание рисунков;
  • входя в образ самостоятельно находить характер и способ импровизации при минимальной помощи взрослого;
  • совершенствование исполнительских навыков и умений;
  • развитие коммуникативных и исполнительских навыков, стимулирование желания детей к выразительной передаче игрового образа в песенных и танцевальных импровизациях;

Возраст детей шесть-семь лет. 

  • самостоятельный анализ музыки изобразительного характера, развитие представлений детей о различиях внутри жанров, умение различать жанровые признаки;
  • самостоятельные рассуждения о средствах музыкальной выразительности, их сопоставление, составление рассказов о музыке;
  • входя в образ самостоятельно находить характер и способ импровизации;
  • совершенствование коммуникативных и исполнительских навыков;
  • стимулированиежелания детей к выразительной передаче игрового образа в песенных и танцевальных импровизациях, импровизациях попевок контрастного характера на незнакомый  текст;

Общие задачи для всех этапов работы с детьми:

 1.Формирование музыкально-информационной культуры личности и обогащение чувств детей яркими музыкальными впечатлениями.

 2. Формирование и развитие умений и навыков по всем видам  музыкально-исполнительской культуры воспитанников.

 3. Развитие эмоционального компонента восприятия музыки во всех видах музыкальной деятельности. 

 4. Стимулирование творческих проявлений детей и формирование способов творческой деятельности.

Технологии, методы, приемы, используемые при работе с детьми:

Методы, способствующие осознанности восприятия, улучшающие эмоциональную отзывчивость на музыку:

  • метод одномоментности: основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Способствует созданию целостного художественного образа, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик ребенка, обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности.
  • метод контрастности: контрастные сопоставления произведений позволяют мне заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, воображения. Применяю его с учетом возрастных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. В старшем возрасте они применяются с постепенным уменьшением контрастности образов.
  • метод «подмастерья»: позволяет рассматривать мне педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества.
  • метод семейного творчества – вовлечение родителей в творческий процесс. Родители – активные участники проекта.

Музыкально-педагогический инструментарий:

Технологии, способствующие  творческому росту, музыкальному вкусу

Технологии, способствующие творческому росту и музыкальному вкусу детей

Краткая характеристика

информационные технологии

способствуют повышению интереса дошкольников к обучению, его эффективности, развивают ребенка всесторонне;

пальчиковые игры-песни

 стимулируют развитие речи, ритма, развивают мелкую моторику, способствуют творческой деятельности.

«Гонзики»

это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики»  могут разговаривать, петь, читать стихи и доже участвовать в театрализованных сценах.

игры с палочками

 способствуют развитию ритмических навыков, развивают коммуникативные навыки, нацеливают на активные действия, помогают сотрудничеству педагога и детей.

игровые песни, сюжетные танцы  в различных жанрах, музыкально-ритмические комплексы, импровизации – свободные,  с предметами, пластические этюды

развивают музыкально-ритмические навыки, способствуют творческому росту

элементарное музицирование

развивает эмоциональную сферу ребенка,   музыкальные способности и способствует творческому росту воспитанников

        активное слушание музыки,  во всех видах муз. деятельности детей

Использование информационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения позволяет:

Информационные технологии

Значимость в образовательном процессе

Проектирование занятий с использованием мультимедийных технологий

Успешно развивает познавательные интересы дошкольников, делает более продуктивным процесс обучения.          

Электронные музыкально-ритмические игры

Повышают интерес детей к музыкально-ритмической деятельности, эффективно развивают ритмические навыки

Компьютерные  интерактивные дидактические игры

 Включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания и всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Интернет - ресурсы

Облегчают поиск информации в ходе подготовки к занятиям, повышают компетентность педагога

Памятные клипы фотографий детей, собранные с раннего возраста.

Память о том, как росли наши детки, чем увлекались, в какие игры играли, какие праздники отмечали.  

Блог детского сада.

Это  летопись нашего дошкольного учреждения.

Любой родитель может получить консультацию и отчет о проведенных мероприятиях

Сопровождающие презентации к сценариям праздников и развлечений

Использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс дошкольников интересным и выразительным, помогает в оформлении музыкального зала

Оформление документации

Рациональное использование рабочего времени, сохранность, упорядоченность рабочих материалов  

В приложениях представлены примеры  разработок по каждому направлению.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности:

Восприятие музыки

Мультимедийные презентации - обогащают процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание слушать, помогают надолго запомнить музыкальное произведение. Незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.

Музыкально-ритмические

танцы и упражнения

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Просмотр видеороликов с праздников их анализ.

Пение

условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Создание фонограмм к песням

Музыкально-дидактические игры

Также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки,

 При создании мультимедийных пособий использую следующие компьютерные программы:

Power Point

программа для создания презентаций

Band-a-Box-8

программа для создания фонограмм;

ФотоШоу PRO

программа для создания слайд шоу из фотографий

ProShow Product

программа для создания видео);

Pinnacle Studio

для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

Format Factoru

многофункциональный конвертер мультимедиа файлов

PM Nero6

программа записи на электронный носитель

Караоке Galaxi

программа для создания файлов караоке

Microsoft Office

средства структурирования, оформления и систематизации информации.

     Образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «Растем вместе», выстроенной на основе комплексной развивающей программы «Из детства – в отрочество…» под редакцией Т.Н. Дороновой.

     Вместе с тем широко использую в работе элементы вариативных программ: «Ритмическая мозаика» А. Бурениной,  «От жеста к танцу» Е. Горшковой,  «Пальчиковая гимнастика» М. Картушиной,  «Танцевальная ритмика»  Т. Суворовой,  «Театр танца» О. Усовой, «Учимся петь и танцевать, играя» А. Евтодьевой, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, «Элементарное музицирование дошкольников» Т. Тютюнниковой, Музыкально - ритмические комплексы, игры, пальчиковая гимнастика Е. Железновой, серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» под редакцией Татьяны Анатольевны Боровик  и др. современных и уважаемых авторов, интернет-ресурсы. 

3.3. Взаимодействие с родителями. Успешность педагогического процесса невозможна без активного взаимодействия с родителями дошкольников. Родители – активные участники , партнеры, мои союзники   в реализации работы по музыкальному воспитанию детей.  А ИКТ помогают мне, создать единое информационно – развивающее пространство.       С этой целью создаются дидактические презентации для родителей, слайдовые презентации о проведённых праздниках и развлечениях в детском саду, о музыкальных занятиях. В этом помогает Блог детского сада.

Виды совместной деятельности с родителями:

  • помощь родителей в закреплении разучиваемого репертуара с детьми дома;
  • организация и проведение бесед, консультаций, открытых занятий с участием родителей;
  • совместная подборка фотографий к презентациям;
  • помощь в выборе эскизов костюмов, атрибутов для домашнего изготовления
  • обновление рекомендаций и консультаций на информационном стенде, блоге, анкетирование и опрос родителей;
  • разучивание и исполнение ролей родителями на праздниках

4.Технология внедрения проекта

Проект «Золотой ключик к творчеству» предполагает создание:

  • условий для музыкально-творческого развития дошкольников; интеграции образовательного процесса;
  • медиотеки компьютерных музыкальных дидактических игр развивающего характера;
  • учебно  -  методических пособий на компакт-дисках (сценарии с сопровождающими презентациями, конкурсы, материалы тематических мероприятий);
  • "копилки" педагогического опыта интеграции образовательного процесса,
  • разработки рабочей программы обучения детей дошкольного возраста;
  • развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса;

В ходе выполнения проекта возможна корректировка отдельных мероприятий.

Реализация проекта  предполагает следующие этапы:

 1. Проектировочный. 2. Практический. 3. Заключительный.

                                                       

Задачи работы

Содержание деятельности

Ответственные

Основной результат и срок реализации

  1. Проектировочный этап

1.Констатирующий этап диагностики развития творческого потенциала  детей ДОУ в средней, старшей и подготовительной к школе группах

1. Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении. Исполнительское творчество. Композиционное творчество.

2. Песенное творчество.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.

4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения

Музыкальный руководитель.

Проблемно – ориентированный анализ.

Август-сентябрь 2016г.

2.Поиск, изучение и анализ эффективных форм работы по развитию творческих способностей детей;

Изучение законов Министерства образования:        Закон РФ «Об образовании»,         ФГОС        Изучение требований СанПиН

Педагогический совет.

Совещания при заведующем.

Семинары – практикумы.

Заведующий, методист, музыкальный руководитель

 Определение стратегии действий, направленных на реализацию поставленной цели  октябрь 2016

 

3. Разработать систему мероприятий по повышению уровня развития творческого потенциала у  дошкольников и их родителей.

Индивидуальная работа музыкального руководителя.

Создание творческой группы.

Перспективное и поэтапное планирование  по развитию творческих способностей детей в различных видах музыкальной и театральной деятельности, план работы с родителями и т.д.2016-2017 уч.г.

4.Создание максимально благоприятных условий  с требованиями СанПин для эффективного развития творческих способностей детей;

Провести анализ состояния  предметно-развивающей среды:

методических и дидактических пособий, литературы, наглядности, театральных костюмов, атрибутов.  технических средств обучения, музыкальных уголков в группах            

Музыкальный руководитель, воспитатели, методист

План мероприятий направленных на улучшение здоровьесберегающего пространства: природосообразность, соответствие возрастных особенностей детей, мобильность,  универсальность при ведении контроля за безопасностью использования оборудования  музыкального зала. В течение 2015 – 2016 уч.г.

5. Вовлечение педагогов и специалистов в совместную деятельность по данному направлению;

Проведение консультаций, круглых столов, семинаров, практикумов

Музыкальный руководитель, методист, специалисты,воспитатели

Повышение профессионального уровня педагогов.

Мотивирование коллектива на работу по развитию творческих способностей воспитанников и их родителей. Ежегодно

2. Практический этап

1.Совершенствовать управление с учетом актуальности задач творческого развития детей

Построение системы работы в рамках ФГОС дошкольного образования Заведующий,методист

Система работы ДОУ

Сентябрь 2016 - май 2019г.

Создание условий для  работы музыкального руководителя, воспитателей, специалистов.

Взаимодействие с общественными и культурными организациями города, службой администрации города, региона…

Методист, воспитатели, специалисты ДОУ.Ежегодно

2. Создать условия для методического сопровождения  детей, учитывая их индивидуальные особенности.

Проведение консультаций, круглых столов, семинаров, родительских собраний, и т.п.

Отслеживание новых методических изданий, лиценнзионных компьютерных программ и их приобретение

музыкальный руководитель,

воспитатели

Повышение компетентности педагогов и родителей, эффективное развитие творческих способностей детей

Ежегодно

Подготовка теоретического и практического материала, разработка конспектов занятий,сценариев праздников, концертов, театрализованных представлений…

Музыкальный руководитель,

Воспитатели

Создание электронной библиотеки по теме, подбор электронных образовательных ресурсов,

Создание авторских электронных игр, презентаций, клипов,

иллюстрированного материала (видео альбомы  фотографий, выставки детских поделок, рисунков).

Размещение материалов на блоге детского сада Ежегодно

Методические конкурсы, семинары – практикумы, деловые игры, тренинговые занятия, курсы повышения квалификации,

интелектуальные игры и др. Методист, музыкальный руководитель, воспитатели

Повышение уровня знаний и компетентности педагогов

Ежегодно

Творческий отчет музыкального руководителя о проделанной работе.

Ежегодный анализ деятельности по реализации проекта за 2016 – 20019 учебный год. .Методист, музыкальный руководитель,воспитатели,

Динамика сформированности творческих способностей детей. С 2016г. май.

3. Организовать тесное взаимодействие с родителями.

Анкетирование и тестирование, дискуссии, ,родительское собрание,семинар практикум «Театр в жизни ребенка»,

«Пойте детям перед сном», «Музыкальная гостинная»…

Конкурсы «Малышок года», «Презентация осенних, новогодних, весенних костюмов», «Домашний кукольный театр»,

Музыкальные инструменты своими руками»,»Елочка»

 Музыкальный руководитель,

Воспитатели

С целью пропаганды развития детского музыкального и театрального творчества  через доступные средства и создания творческого взаимодействия ребенка и взрослых;

Ежегодно

Совместные праздники и проекты «День Защитника Отечества», «Любимой маме»,«День матери» и т.д.

Музыкальный руководитель, воспитатели

Активное участие родителей в проведении мероприятий, сближение всех участнииков проекта, эмоциональное благополучие детей. Ежегодно

Совместный подбор фотоматериалов для создания памятных презентаций «Мама – солнышко моё», «Мой папа самый лучший», «Вот какими мы были крошками»...и использование их на праздниках.

Музыкальный руководитель.

родители, воспитатели

Сближение коллектива взрослых и детей, уважительное отношение детей к родителям.

Ежегодно

Выставки детских рисунков «Мы рисуем музыку», «Моя мама» и др. создание экспозиций, фотоконкурсы.

(Музыкальный руководитель,воспитатели)

Взаимодействие родителей и детей в совместной деятельности и общении. Ежегодно

Помощь родителей в закреплении разучиваемого материала, в оформлении музыкального зала к праздникам, изготовление костюмов и атрибутов, в подготовке детей к конкурсам и фестивалям

(Музыкальный руководитель,воспитатели)

Качественное улучшение воспитательного процесса, эмоциональное благополучие детей, развитие их творческого потенциала, развитие интереса детей к исполнительской деятельности

Ежегодно

Непосредственное участие родителей в проведении занятий, праздников в качестве актёров, ведущих Музыкальный руководитель Ежегодно

Совместная партнерская деятельность педагога с детьми

Обогащение развивающей среды дидактическими играми, сюжетно – ролевые игры, театрализованные представления, конкурсы детского художественного творчества,занятия с использованием   информационных технологий

Музыкальный руководитель 

Сентябрь 2016 - май2019г.

Традиции в жизни воспитанников: встречи с педагогами и учащимися детской школы искусств, в рамках преемственности детского сада и школы – партнерские отношения со школой №6 ( концерты, встречи с бывшими выпускниками детского сада, конкурсы)

Методист, воспитатели, специалисты ДОУ

Почти половина выпускников продолжила своё обучение в ДШИ, развитие коммуникативных и исполнительских навыков воспитанников. Ежегодно.

3. Заключительный этап. Переход в режим функционирования и анализ опыта работы.

1. Анализ результативности работы

Анализ деятельности по реализации проекта за 2016 -2019 учебный год. (Методист, воспитатели, специалисты ДОУ)

Положительная динамика сформированности знаний по развитию творческих способностей во всех видах музыкальной  деятельности май 2019 г.

Диагностика творческого развития детей.

Опрос детей. Музыкальный руководитель май 2014 г.

Анкетирование родителей .

 Музыкальный руководитель

Оценка эффективности апробации ВС и степени применимости в работе ДОУ. май 2019 г.

Мониторинг улучшения развивающей среды

Диагностика работы музыкального руководителя Заведующий, методист

Оценка состояния

Создание системы работы по развитию творческих способностей дошкольников в процессе  музыкальной образовательной деятельности с применением информационных технологий.

Май 2019г.

Участники

Функции

Музыкальный руководитель

        

  • Маркетинговое исследование по данному вопросу
  • Разработка проекта, программы
  • Руководство и реализация проекта
  • Мониторинг исследования

Дети

  • Осваивают  умения и навыки по всем видам музыкальной деятельности;
  • Развиваются творчески и интеллектуально
  • Осваивают программу на основе природ сообразности
  • Получают удовольствие, эмоциональное удовлетворение
  • Используют развивающую среду, имеющиеся образовательные ресурсы для удовлетворения своих потребностей и интересов

Родители

  • Получают информацию о результатах обучения и развития ребенка
  • Принимают участие в мероприятиях, проводимых в рамках проекта
  • Взаимодействуют с руководителем проекта и воспитателями группы
  • Знакомятся с нормативной, медицинской, педагогической информацией

Воспитатели

  • Осуществляют взаимодействие «родители + дети + музыкальный руководитель»
  • Осваивают новые информационные технологии
  • Получают информацию о педагогической и методической литературе,
  • Используют Интернет – ресурсы учебного назначения
  • Обмениваются информацией по методике использования новых информационных технологий в рамках МО

Методы реализации проекта.

  • методы теоретического исследования: изучение, отбор и систематизация материалов, анализ учебно-методического комплекса;
  • методы эмпирического исследования (наблюдение);
  • методы экспериментального исследования (диагностический): тестирование воспитанников, разработка фрагмента занятия;
  • математический метод: анализ, обработка полученных данных;

Ресурсное обеспечение проекта

Направление деятельности

Содержание

Нормативно-правовое

1.Закон «Об образовании в РФ».

2.ФГОС  ДО.

3.Программа развития детского сада  на 2016-2019 г.

4. Конвенция о правах ребенка.

5. Санитарно-эпидемиологические требования

Информационное

1. Создание комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации  и т.д.).

2.  Создание банка данных проекта.

3.  Издание методических материалов, публикация.

4.   Информирование родителей воспитанников о целях, задачах, содержании и планах проекта.

5.   Формирование банка достижений воспитанников.

Кадровое

1. Повышение квалификации через систему курсов, семинаров, планерок, мастерских, самообразования и т.д.

2. Изучение обобщения опыта работы педагогов по данному направлению.

Материально-техническое

1.Оснащенность кабинета  и музыкального зала полностью

 удовлетворяет требованиям проекта.

2. Медиаресурсами являются: Интернет и  медиатека - как источники  необходимой информации;      программы Microsoft Office – средства структурирования, оформления и систематизации информации.

3.Ноутбук, мультимедиапроектор с экраном;  интерактивная доска, телевизор, музыкальный центр, музыкальный синтезатор, лазерный принтер; VHS - DVD плеер.

Сроки реализации проекта.

      Внедрение Проекта осуществлялось  в течение 2016 – 2019гг. Вместе с тем нельзя ограничиваться календарными сроками, так как процесс  развития творческих способностей воспитанников является непрерывным.

 

 Ожидаемые результаты.

  • Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в развитии его творческих способностей.
  • Стимулирование мотивации развития способностей.
  • Активное участие педагогов и детей в конкурсах, фестивалях.
  • Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, музыкальной деятельностью и повышения уровня их музыкального развития.
  • Разработка методических пособий для работы, направленной на эффективное развитие творческих способностей детей. Систематизация диагностических материалов по определению уровней поэтапного формирования творческих способностей.

    На первоначальном этапе внедрения проекта  наблюдались сложности в понимании родителей необходимости данного направления работы. Но «Вода и камень точит» гласит народная мудрость. В настоящее время Проект «Золотой ключик к творчеству» получил признание родителей. Они с удовольствием участвуют в мероприятиях, проводимых в рамках проекта. Интерес родителей к педагогическому процессу ежегодно увеличиваетсся.

Мониторинг удовлетворенности и участия родителей в процессе музыкального воспитания дошкольников.

Проводился на основе анкетирования родителей:

При внедрении проекта в практику возникали трудности в техническом и методическом обеспечении. Но на сегодняшний день наш детский сад оснащен  всем современным оборудованием, необходимым для его реализации:

Мониторинг внедрения

в педагогический процесс

информационных технологий

Мониторинг улучшения предметно-

развивающей среды, влияющей на

качество педагогического процесса:

Диагностика развития творческих способностей детей.

С целью подтверждения выдвинутой в проекте гипотезы и решения поставленных  задач был проведен  Педагогический эксперимент:

Констатирующий эксперимент

Нами было отмечено, что значительная часть  детей показала  средний уровень творческого развития

Контрольный эксперимент 2014

После проведения формирующего эксперимента уровень творческого развития детей значительно вырос

    Таким образом, эксперимент показал, высокую степень эффективности внедрения проекта «Золотой ключик к творчеству» (Развитие творческих способностей дошкольников в процессе  музыкальной образовательной деятельности с применением информационных технологий).

(Приложение)

Социальная оценка сообществ:

Общественная

оценка

  • Взаимодействия со СМИ,
  • Обсуждение проекта «Золотой ключик к творчеству» на сайте творческих учителей
  • Обсуждение на Интернет  - Форуме
  • Оценка  Управляющим совета
  • Оценка родительского собрания

Корпоративное

сообщество

  • Овладение всеми педагогами ИКТ
  • Интеграция учебного процесса

Муниципальное

сообщество

  • Функционирование  Мастер – класса « Использование компьютерных технологий в образовательном процессе по муз. воспитанию».
  • Демонстрация материалов учебного процесса на МО «ИКТ в образовательном процессе по музыкальному воспитанию ДОУ»

Перспективы в

оценке

  • Успешное обучение детей в школе, школе искусств, музыкальной школе.
  • Внедрение проекта  «Золотой ключик к творчеству» в детские образовательные учреждения города.

Список используемой литературы:

1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. М.Просвещение, 2006.

3. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве Ж. Управление ДОУ 2008 №6.

4. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье М. Просвещение, 1994

5.     Гулак, И.В. Использование компьютера //Управление ДОУ. – 2006. № 8

– С. 36.

6.     Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника //Новая школа.  –

1997. - № 3. – С. 23.

7.     Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном

детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6 – С. 32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально сенсорных способностей у детей в процессе непосредственно образовательной деятельности с применением музыкально-дидактических игр и пособий «Волшебная дорожка»

Музыка будет сопровождает нас по всем жизненным дорогам :когда нам грустно- она  согреет наше сердце и на душе станется светлее и радостней. Любите музыку, слушайте музыку, играйте музыку, танцуй...

Внедрение современных образовательных технологий для развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста в образовательный процесс

laquo;ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»Инновация &ndash...

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности и творческих способностей детей в процессе музыкально-дидактических игр с музыкальными инструментами»

Игра –ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деяте...

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности

Методическая разработка       Развитие творческих способностей детей  в процессе музыкальной деятельности...

ДОКЛАД НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБОБЩЁННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе реализации задач по художественно- эстетическому развитию, с применением нетрадиционных методов рисования»

  Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад), во всех возрастных группах является рисование. Деятельность по изобр...

Методическая разработка «Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»

laquo;Применение ТИКО - технологии для развития познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через конструкторскую деятельность»...