Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности
учебно-методический материал по музыке
Методическая разработка
Развитие творческих способностей детей
в процессе музыкальной деятельности
Выполнил:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Машенька»
Кривобокова Л.В.
Тамбов 2020г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Значение развития творческих способностей в формировании
личности ребенка…….……………………………………………………………4
Условия формирования детского музыкального творчества.………………….7
Формирования музыкально-творческих способностей..……………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Введение
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть,
ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все
разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к
собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса,
листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту,
длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась
музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий
Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а
становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам
целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно
богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления
творческой личности ребенка.
Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из
наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка.
Причиной стали непростые условия социума в которых живут и развиваются
современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах,
телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как
искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и
эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво
поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный
дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка,
его личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.docx | 39.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Развитие творческих способностей детей
в процессе музыкальной деятельности
Выполнил:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад «Машенька»
Кривобокова Л.В.
Тамбов 2020г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Значение развития творческих способностей в формировании
личности ребенка…….……………………………………………………………4
Условия формирования детского музыкального творчества.………………….7
Формирования музыкально-творческих способностей..……………………….9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Введение
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть,
ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все
разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к
собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса,
листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту,
длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась
музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий
Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а
становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам
целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно
богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной
культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления
творческой личности ребенка.
Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из
наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка.
Причиной стали непростые условия социума в которых живут и развиваются
современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах,
телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как
искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и
эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво
поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный
дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка,
его личности.
Поэтому я считаю актуальную проблему развития музыкальных
способностей и творческого потенциала каждого ребенка в контексте ФГОС
ДО.
Значение развития творческих способностей в
формировании личности ребенка
Актуальность выбранной темы обусловлена возрастающей потребностью государства в индивидуализации и социализации детей, способных творчески подходить к любым изменениям в обществе, креативно и нестандартно мыслящих. Эта одна из приоритетных задач российского образования.
Дошкольное детство – период активного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. У детей дошкольного возраста потребность проявлять себя в творчестве велика. Очень важно на каждом этапе развития личности создать необходимые условия для самовыражения, определить способность и талант каждого ребенка, способствовать самореализации.
Музыкально - творческие способности являются одним из компонентов
общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности
ребенка в целом.
Детское творчество – это форма активности, в процессе которой
ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для
других и себя. Работу по формированию творческих способностей
необходимо вести в системе. При построении системы работы по
формированию творческих способностей детей следует учитывать
синтетическую природу детского музыкального творчества и этапы его
развития.
Психологические составляющие творческой деятельности – это
гибкость ума, систематичность и последовательность мышления,
диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение
(Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением.
Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано
на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно
находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной
реализации их впечатлений от окружающего мира.
Исследования в области социологии, психологии, педагогики
свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной
силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве
ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов
художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко,
эмоционально, активно.
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер,
Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих
способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ
отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и
качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих
способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность,
новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и
оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать,
сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается
высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в
других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой,
художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая
способность к созданию новых идей.
Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным,
сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения
представлений, развития творческого воображения.
По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец
всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое
архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.
По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества
заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в
продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .
Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского,
являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную
яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода»,
считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть
комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как
творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот
комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении
художественно – творческой задачи».
Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и
действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он
может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с
помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно
развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью
изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений
– в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром,
грамотно выражать свои мысли через художественное слово.
- Понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и
оригинальности создаваемых воображением образов;
- Побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение
яркого эмоционального переживания и стремления выразить это
переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает
наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;
- Источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся
его жизненная практика;
- Механизмом творческой деятельности является творческое
воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда
неясны способы решения возникающих в деятельности задач.
Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию
окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом
возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается
познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст -
это возраст, когда творческая деятельность может стать и чаще всего
является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти
всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно
для него развиваем у него воображение и способности.
Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой
деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение,
рисование, лепка, танцы, музыка. Естественно, они отличаются
значительным своеобразием, которое выражается в наивном,
непосредственном отображении действительности, в необыкновенной
искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о
зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста
происходит развитие художественных творческих способностей детей,
которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в
деятельности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в
большой искренности при выражении чувств и мыслей.
А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих
способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет
развиваться в последующие возрастные периоды.
Условия формирования детского музыкального творчества
Согласно Федеральному Государственному образовательному
стандарту дошкольного образования, на первом месте стоит развитие ребенка
как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах
деятельности. Личности готовой адаптироваться в социуме.
Развивая творческие способности детей мы развиваем, индивидуальные
способности каждого ребенка.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство,
обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно
важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не
художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а
наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его
воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и
спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные
способности.
Кроме того, для проявления творчества требуется воображение,
фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. Детское
музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно
может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении,
ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество
важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя
посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений
детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении
определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Кроме пения,
детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных
инструментах.
Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от
организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное
творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его
жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления
постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.
Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений,
которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей.
Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее
содержание. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в
импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же
возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.
Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество -
владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах,
различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать
простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие
снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ,
необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от
характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные
выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и
осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к
самостоятельным импровизациям.
Формирования музыкально-творческих способностей
Главная особенность музыкально-творческих способностей — их
развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не
только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными
занятиями, организуемыми в дошкольном учреждении. Существует хорошо
апробированная традиционная структура занятий, как по музыкальной
деятельности, так и по другим видам деятельности: рисованию, лепке,
аппликации, развитию речи и т.д.
Целью является развитие личности дошкольника в совокупности интегративных качеств средствами разных видов искусств, которые выражаются в художественно – эстетическом отношении к окружающему, в потребности проявлять себя в творческой деятельности и в способах творческой самореализации воспитанников.
Задачи, которые ставит перед собой педагог, можно разделить на:
Развивающие:
• Развитие психических процессов: наблюдательности, образной
памяти творческого воображения, креативного мышления;
• Развитие эстетического сознания, предполагающее творческое
отношение к миру, проявляющееся у воспитанника в позиции созидателя, а
также осознание элементарных законов художественно-творческой
деятельности;
• Развитие эмоциональных, творческих, музыкально – эстетических
качеств личности ребенка, в основе которых лежит потребность в творческом
самовыражении.
Воспитательные:
• Формирование музыкального вкуса, эстетического осознания
шедевров мировой классики;
• Воспитание интереса к разным видам музыкального творчества.
Обучающие:
Обучение приемам творческой деятельности;
Формирование знаний о средствах художественной выразительности;
Формирование знаний о видах музыкально – творческой деятельности
и специфических для каждого из них изобразительных средствах.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды
музыкальной деятельности:
• восприятие:
- восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- восприятие музыки в связи с ее исполнением;
- музыкально-дидактические игры.
• исполнительство:
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах.
• творчество:
- песенное творчество;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
• музыкально-образовательная деятельность:
- знания общего характера;
- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной
деятельности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности,
требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных
способностей.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами
воздействия на человека. Наиболее приспособлены для приобщения к миру
прекрасного дети дошкольного возраста. Каждый вид искусства, будь то
музыка или живопись, несет в себе ценность художественно - эстетического
воспитания. Дети учатся чувствовать и понимать, замечать хорошее и
плохое, творчески думать и действовать – тем самым приобщаться к
различным видам художественной деятельности.
«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств»- говорил
Бетховен. Чередование различных видов деятельности с музыкальной
деятельностью требует от детей внимания, сообразительности, быстроты
принятия решений, организованности и способности проявления волевых
качеств, творческой индивидуальности.
Наряду с этим в последние годы появилась тенденция к интеграции в
педагогическом процессе воспитания. Комплексному, с элементами
интеграции, музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены
работы таких заслуженных педагогов, как Т.Н. Доронова, А.И.Буренина,
Н.А.Ветлугина, Л.Н.Алексеева, М.Л.Петрова, О.П.Радынова, Т.Г.Рубан,
К.В.Тарасова, Л.В.Школяр, Т.Э.Тютюнникова и др.
Существует множество методик музыкально- эстетического развития
детей, их художественных способностей. Однако на практике приоритет
отдается не сочетанию разных видов художественной деятельности, а
какому-то одному виду. В преодолении названных тенденций видную роль в
формировании интегрированных принципов сыграли зарубежные
композиторы: Б.Бриттен, К.Орф, З.Кодай, П.Хиндемиш и отечественные:
Ц.Кюи, А.Гречанинов, М.Красев, М.Коваль, Д.Кабалевский, М.Минков и др.
В последнее время появилось много нового, увлекательного и
доступного музыкального материала, который может поднять на новый
уровень творческое развитие детей.
Таким образом, развитие творческих способностей и формирование
гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки,
умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка,
которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое
направление в области музыкального воспитания является приоритетным,
так как размышления и анализ способствуют развитию логического и
ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы.
При формировании мышления формируется зрелая личность, способная
творить и созидать.
Заключение
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия,
доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли
интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые
предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и
навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры,
вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей,
слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно
выстроить целостное музыкальное занятие.
Таким образом, дошкольный возраст — период, который
обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной
деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период
отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности.
Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ,
он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические
задатки детей, игру которых отличает «вера и правда», необходимо
развивать.
"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался
таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему".
Джанни Родари
Список литературы
1. Закон «Об образовании РФ».
2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального
воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. -
№5. - С. 42-46.
4. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие.
– М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития
креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11.
- с. 37.
6. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. Выпуск 1: Мир
звуков, образов и настроений. СПб., 1999
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:
пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти.
2001
8. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
9. Радынова О.П., Катенене А.И., Паландишвили М.Л.
Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в процессе дизайн-деятельности
Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способств...
«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»
Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...
Педагогический проект "Золотой ключик к творчеству" (Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной образовательной деятельности с применением информационных технологий)
Проект «Золотой ключик к творчеству» предполагает музыкальное развитие, воспитание и обучение ребенка в условиях, когда компьютерные технологии является помощниками в приобщении детей к му...
Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является теа...
План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...
Модульная система обучения по приоритетному направлению «Развития творческих способностей детей в процессе театральной деятельности»
Если модуль сконструирован удачно, дети охотно работают вместе с педагогом и даже не замечают, что занимаются разными видами деятельности. Тут реализуются все принципы педагогики с...
Картотека дидактических игр на развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы использования дидактических игр и упражнений в процессе обучения определяется необходимостью развития творческих способностей детей, повышения уровня и качества современног...