ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИВИТИЕМ РЕЧИ/
статья
Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Колиниченко Анна Валериевна
воспитатель
МБДОУ «Гнёздышко», г. Черногорск
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РАЗВИВИТИЕМ РЕЧИ
Проблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Воспитание средствами художественной литературы – часть общей системы эстетического воспитания.
Активный путь формирования эстетического отношения к литературным произведениям – продуктивное художественное творчество.
Взаимосвязь эстетического восприятия и детского художественного творчества раскрывается в педагогических исследованиях по изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина).
Важно подчеркнуть, что все эти исследования рассматривают детское художественное творчество как действенный и активный путь освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию самых разнообразных художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов, воспринимается в тесной связи с обучением – наиболее успешно осуществляется в условиях хорошо поставленного обучения; творчество же, в свою очередь, обогащает обучение, придаёт ему активный характер.
Таким образом, эти исследования доказывают, что эстетическое воспитание ребёнка не может быть полноценным без развития его творческих способностей, а это, однако, происходит только при целенаправленном и активном руководстве педагога.
Смысл литературного творчества в том, что оно углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребёнка, позволяет ему, упражняя свои навыки, овладеть человеческой речью.
Советская дошкольная педагогика, начиная с Е.И. Тихеевой и Е.А. Флёриной, отводит серьёзную роль развитию детского словесного творчества, обучению детей связной речи и творческому рассказыванию. Изучаются вопросы о значении чуткого внимания к художественному слову, роли литературного образца в формировании выразительной речи дошкольника.
В проблеме детского словесного творчества один из важнейших – вопрос о руководстве этой деятельностью, создании условий для неё. Очень важно, чтобы детское словесное творчество выявлялось свободно, непринуждённо, естественно, однако это вовсе не означает, что этой деятельностью не надо руководить.
Многие исследования, посвящённые обучению детей связной речи, пересказу литературных произведений, творческому рассказыванию, показывают, как велики возможности детской речи, а это чрезвычайно важно для развития детского словесного творчества. Особое значение имеет правильное донесение произведений художественной литературы, так как они влияют на развитие у детей чувства языка, выразительности и богатства речи.
Все педагогические исследования, посвящённые формированию детского художественного творчества, подчёркивают значение руководства этой деятельностью и связь творчества с восприятием художественных произведений.
Каждое литературное произведение несёт в себе не только семантическую информацию, в нём заложено много чувств, настроений. Восприятие ребёнком этого сложного комплекса зависит от общего развития личности, уровня его языкового развития.
Огромное влияние, которое может оказать эстетическое восприятие художественного произведения на ребёнка, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, формированию психических процессов, но и изменяет отношение ребёнка к действительности. Большое значение имеет правильное донесение литературного произведения до ребёнка, так как это помогает ему осознать прослушанное и глубже пережить содержание художественного произведения.
Только при целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить эстетическое восприятие литературного произведения и осознание ребёнком содержания и средств художественной выразительности.
Список литературы:
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,2000
- Придумай слово / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2011
- Развитие речи и творчества / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 2011
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. М., 2002
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М., 2008
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. М., 2015
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...
Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой
Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....
МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории
Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...
МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова
Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...
Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому сегодня необходимо приобщат...
Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле
В авторской разработке представлен системный подход по развитию диалогической речи у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...