Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года
рабочая программа (младшая группа)
Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музыкальной культурой без углубления в тематику какого-либо раздела. Содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка.
Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_topotushechki-hlopotushechki_1_god.docx | 62.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Топотушечки-хлопотушечки»
Возраст детей: 1 - 4 года
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Никонорова Татьяна Михайловна
музыкальный руководитель
Урай
2018
- Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музыкальной культурой без углубления в тематику какого-либо раздела. Содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка. С момента занятий музыкой на маленького ребенка заметное влияние оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
В связи с этим в основе занятий лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых). Формирование представлений о музыкальном, речевом, двигательном, изобразительном ритмах, осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке, речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Занятия по программе «Топотушечки-хлопотушечки» способствуют быстрому развитию речи и музыкальности, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, игры с палочками, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний..
Главная задача педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Направленность программы. Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к занятиям в студии, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность: в программе «Топотушечки - хлопотушечки» система подачи программных задач, методов и средств отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В занятия включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания, электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии. Игровое пособие «Волшебные Гонзики» — это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики» помогают детям освоить название всех пальцев, развивают у детей мелкую моторику, а также речь, память, внимание, творческое воображение и фантазию.
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных, интегрированных занятий.
Время непосредственно музыкальной деятельности с детьми младшего возраста ограниченно, поэтому возникает необходимость максимально использовать его с пользой. В работе с малышами используются сравнительно небольшие музыкальные произведения. Целесообразна частая смена деятельности, объединенная общими задачами, сюжетной линией.
Темп чередования отдельных видов работ и темп речи педагога должны быть подвижными. Дети любят, когда с ними говорят довольно быстро, их «завораживает» разнообразие, яркость, калейдоскопичность и отталкивает медлительность, однообразие и скука. Именно поэтому каждое занятие должно быть ярким, новым и неповторимым. Новый сюжет должен быть той изюминкой, которая завладеет вниманием ребенка.
Отличительная особенность программы. Главный принцип проведения занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом занятий.
В программе учтены следующие принципы:
- принцип полноты и целостности (совокупность знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическая взаимосвязь);
- принцип последовательности (логичное постепенное усложнение задач содержания музыкального репертуара);
- принцип развивающего обучения (ориентация на «зону ближайшего развития ребенка»);
- принцип партнерства (доброжелательное, приветливое отношение, доминирование понятия «вместе»).
Адресат программы. Дополнительная программа «Топотушечки-хлопотушечки» рассчитана на детей 1-4 лет.
Программа разделена на 3 возрастных ступени (1-2 года, 2-3 года, 3-4 года), каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и ожидаемые результаты).
Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух;
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.
Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
Объем и срок освоения программы.
Продолжительность реализации программы: 3 учебных года.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий, периодичность, продолжительность.
Дополнительная программа «Топотушечки-хлопотушечки» рассчитана на 3 года обучения, с детьми 1-4 лет.
Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю.
1 -2 года (с родителями) 10 минут
2- 3 года 10 минут
3- 4 года 15 минут
- Цель и задачи программы
Цель: эффективное развитие речи детей 1-4 лет посредством музыкальной деятельности в атмосфере психологического комфорта.
Данная цель позволяет сформулировать следующие задачи:
- Обогащение словарного запаса детей 1-4х лет;
- Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
- Развитие музыкального слуха;
- Развитие мимики, жестов, исполнительских навыков;
- Развитие чувства ритма и способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- Формирование основных двигательных навыков и умений, мелкой моторики, координации движений, способствующих развитию речи;
- Формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
- Развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
- Выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
- Воспитание способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- Воспитание устойчивого интереса к музыкально-ритмическим движениям, образно-игровым действиям;
- Воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
1.3 Содержание программы
Этапы занятий по программе с детьми 1-2 лет включают в себя:
• Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.
• Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
• Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
• И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.
Присутствие родителей на занятиях с детьми 2-4 лет по желанию. Так как ребенок уже хорошо адаптирован к коллективу, педагогам и имеет определенный запас навыков и умений.
Построение занятия
Подготовительная часть
Цель раздела: собрать внимание детей и настроить их на занятие, скоординировать движения.
Содержание раздела: - песенки-приветствия - песенки-разминки
Основная часть
Цель раздела: развитие основных двигательных и речевых умений в музыкально-ритмической деятельности, развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма), координации речи, пения и движений (под музыкальное сопровождение и без него), развитие коммуникативных навыков.
Содержание раздела: - пальчиковые и жестовые игры - хороводные игры - с подражательными движениями - танцевальные движения - игра на музыкальных инструментах
Заключительная часть
Цель раздела: Подведение итогов занятия. Формирование спокойного психоэмоционального состояния. Используются песенки-прощания, а также проводятся релаксационные упражнения и игры.
Содержание раздела: - заключительные упражнения - песенки-прощания
Этапы работы с репертуаром на занятии
На первом занятии:
1. Знакомим детей с действиями игры и/или ее сюжетом - используем наглядные и словесные методы; - при знакомстве с действием сначала показываем движение сами (на игрушке или с предметом).
2. Знакомим детей с текстом игры: - читаем, как стихотворение или поем; - побуждаем детей к повторению движений.
3. Проводим игру под фонограмму (один раз)
На следующих занятиях:
1. Напоминаем детям сюжет и основные действия игры.
2. Повторяем игру, показывая движения в удобном для детей темпе (без фонограммы)
3. Проводим игру под фонограмму (один-два раза)
Постепенно следует добиваться:
1. Самостоятельности выполнения движений.
2. Ритмичного выполнения движений.
3. Умения слышать текст песенки или смену музыкального раздела и менять движения в соответствии с текстом-подсказки (музыкой).
4. Подпевания во время выполнения игры.
Подбор и смена репертуара на занятиях
В каждой группе выбирается свой период времени, необходимый для разучивания игр и закрепления в них ситуации успеха. Это дает возможность детям запомнить движения, стараться их выполнять самостоятельно (1-2 года), согласовывать движения с музыкой и подпевать (от 2 лет).
Дети раннего и младшего возраста любят повторения и с большим интересом и радостью принимают участие в выполнении уже знакомых им песенок-игр
В течение года педагог также ориентируется на предпочтения и возможности детей при выборе игр и упражнений. При подборе репертуара обращается особое внимание на организационную сторону построения занятий: нужно избегать однообразия в построениях и перестроениях, выбирать такие их формы, которые в данный период доступны детям, не связаны с большой тратой времени и удобны для выполнения.
Важно также разнообразить методы обучения и воспитания, чтобы не давать детям отвлекаться от предмета занятий и не утомлять их однообразной деятельностью.
Содержание учебного плана (II младшая группа)
Объем учебной нагрузки:
Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 15 минут. Одна тема отрабатывается в течение двух занятий.
Структура занятия условна и разделена на блоки, которые в системе применяются на каждом занятии.
Каждый блок имеет своё название:
- «Ушки-послушки» - восприятие музыки, которое характеризуется эмоциональной отзывчивостью ребенка на произведение, развитием его умственных способностей – сравнения, анализа, синтеза, обобщения, обогащения словарного запаса;
- «Звени голосок!» - пение на занятиях развивает речь, голосовой аппарат и дикцию, память, дыхательный аппарат;
- «Танцуй, малыш!» - приобщение детей к музыке и развитие речи происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку;
- «Топ-хлоп, малыши!» музыкально-ритмические упражнения способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, создаётся у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом;
- «Веселые музыканты» - игра на детских музыкальных инструментах, позволяет детям открыть для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различить красоту звучания различных инструментов, развивает ритмический слух;
- «Наши пальчики играли» - пальчиковые игры, волшебные «Гонзики» игры с палочками в сопровождении текста и музыки, способствуют развитию четкой, ритмизованной речи детей и мелкой моторики;
- «Малышка и компьютышка» – применение на занятиях ЭОР, информационных технологий в различных видах музыкально-ритмической деятельности, вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Очень помогают компьютерные музыкально-ритмические игры при развитии ритмического слуха детей, ритмизованной речи. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН) я использую презентации, электронные музыкально-ритмические, дидактические игры как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного.
Занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания правильной речи и музыкального вкуса у детей важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.
Тематическое планирование 1-2 года
Тема | Месяцы | Количество занятий | Количество часов |
1.Веселые ножки | сентябрь | 1-2. Зашагали ножки 3-4.. Большие и маленькие ножки 5-6.Вот как Мишенька идет. 7-8. Ходим - бегаем | 8 |
2.Ладушки-ладошки. | октябрь | 1-2. Большие и маленькие ладошки. 3-4.Будем пальчики считать 5-6.Сорока-ворона 7-8.Дай ладошечку, моя крошечка | 8 |
3.Наши пальчики играли | ноябрь | 1-2. Игры с палочками 3-4.Поросята 5-6.Мальчик с пальчик 7-8. Сорока-ворона | 8 |
4.Танцуй малыш | декабрь | 1-2. Веселая пляска 3-4.Маленькая полечка 5-6.Чок да чок 7-8. Дружные пары | 8 |
5.Зимушка-зима | январь | 1-2. 3-4.Друзья елочки. 5-6.Песенки для елочки. 7-8.Наступает Новый год. | 8 |
6.Веселые музыканты | февраль | 1-2. Погремушки, веселые игрушки 3-4. Бубен 5-6. Колокольчики звенят 7-8. Ручеек. Металлофон | 8 |
7.Мои игрушки | март | 1-2.Игрушки 3-4.Кукла Маша. 5-6. Кукла пляшет, кукла спит. 7-8.Любимое занятие куклы. | 8 |
8.Все птички прилетели к нам | апрель | 1-2. Воробушки. 3-4. Ой, летели птички 5-6. Кукушечка. 7-8. Голоса весны. | 8 |
9. Мы поем и пляшем | май | 1-2.Открытое занятие для родителей. 3-4.Праздник 5-6.Диагностика 7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала | 8 |
Итого | 72 |
Тематическое планирование 2-3 года
(присутствие родителей по желанию)
Тема | Месяцы | Количество занятий | Количество часов |
1.Музыкальный дождик | сентябрь | 1-2.Большие и маленькие капельки 3-4.Вместе с дождиком поем. 5-6.Игра с веселым дождиком. 7-8. Капельки и ручейки. | 8 |
2.Веселая и грустная осень | октябрь | 1-2. Виноватая тучка. 3-4.Большие и маленькие грибочки. 5-6.Есть у нас огород. 7-8.От чего плачет Осень | 8 |
3.Лес полон сказочных чудес. | ноябрь | 1-2.Птички улетели! 3-4.Мишка и Мышка 5-6.Веселые бельчата 7-8.Волк и зайчата | 8 |
4.Котята и ребята | декабрь | 1-2.Грустное и веселое «Мяу» 3-4.Игра с котенком 5-6. Кто в домике живет 7-8. Котята и щенок. | 8 |
5.Зимний лес | январь | 1-2. Зима пришла, смех и радость принесла. 3-4.Друзья елочки. 5-6.Песенки для елочки. 7-8.Наступает Новый год. | 8 |
6.Какая музыка бывает? | февраль | 1-2.Музыкальный магазин 3-4.Громко-тихо 5-6.Весело-грустно 7-8.Шуршунчик и поюнчик. | 8 |
7.Мои игрушки | март | 1-2.Игрушки 3-4.Кукла Маша. 5-6. Магазин игрушек. 7-8.Любимое занятие куклы. | 8 |
8.А весной… | апрель | 1-2. Солнечные зайчики. 3-4. Все птички прилетели к нам 5-6. На прогулку в весенний лес 7-8. Голоса весны. | 8 |
9. Мы поем и пляшем | май | 1-2.Открытое занятие для родителей. 3-4.Праздник 5-6.Диагностика 7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала | 8 |
Итого | 72 |
Тематическое планирование 3-4 года
Тема | Месяцы | Количество занятий | Количество часов |
1.Солнышко и дождик | сентябрь | 1-2.На прогулку в осенний лес 3-4.Песенка дождя. 5-6.Игра с веселым дождиком. 7-8. Дождь в лесу. | 8 |
2.Осень золотая | октябрь | 1-2. Грустная тучка. 3-4.Осенние подарки. 5-6.Веселый огород. 7-8.Соберем урожай | 8 |
3.Лесные жители | ноябрь | 1-2.До свидания, птицы! 3-4.Запасы для ёжика 5-6.Веселые бельчата 7-8.Мишкин сон | 8 |
4.Мальчик Шажок и девочка Пружинка | декабрь | 1-2.Грустное и веселое «Мяу» 3-4.Игра с котенком 5-6. Кто в домике живет 7-8. Котята и щенок. | 8 |
5.Зимний лес | январь | 1-2. Зима пришла, смех и радость принесла. 3-4.Друзья елочки. 5-6.Песенки для елочки. 7-8.Наступает Новый год. | 8 |
6.Как рождается Музыка | февраль | 1-2.Веселая и грустная русская народная музыка. 3-4.Приглашение. 5-6.Шум и тишина 7.Потерянная песенка 8.Шуршунчик и поюнчик. | 8 |
7.Мои игрушки | март | 1-2.Серенькая кошечка 3-4.Уронили Мишку на пол. 5-6. Магазин игрушек. 7-8. Мячики. | 8 |
8.Весна-Красна | апрель | 1-2. Солнце весной. 3-4. Звуки и мелодии весны 5-6. Подснежник расцветает. 7-8. Голоса весны. | 8 |
9. Мы поем и пляшем | май | 1-2.Открытое занятие для родителей. 3-4.Праздник 5-6.Диагностика 7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала | 8 |
Итого | 72 |
Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей 1-4 лет, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты:
1 - 2 года: Ребенок любит слушать музыку, ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (хлопки руками, притопывание ногой, вращение руками «фонарики», кружение).
Умеет изменять движения с изменением музыки (переходить с ходьбы на бег), останавливаться при окончании музыки.
Чувствует характер музыки и передает его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
Узнает музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, бубенчик, погремушка) и с желанием подыгрывает на шумовых музыкальных инструментах под музыку.
2 - 3 года: Ребенок узнает знакомые мелодии.
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движения с первыми звуками музыки, самостоятельно выполняет танцевальные движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук.
Двигается под музыку с 3 предметами (флажки, ленты, платочки и т.п.) Умеет становиться в пары, в круг.
Называет музыкальные инструменты: бубен, погремушка, бубенчики подыгрывает на шумовых музыкальных инструментах под музыку.
3 - 4 года: Ребенок узнает знакомые мелодии, чувствует характер музыки (бодрый, спокойный, веселый).
Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, бубен, барабан, металлофон, и др.), подыгрывает на инструментах под музыку.
Двигается ритмично под музыку, согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
Умеет маршировать со всеми и индивидуально, бегает легко на носочках, быстро и в умеренном темпе под музыку.
Выполняет танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, притопывание, «носочек», «пяточка», движение руками, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах
2.2. Условия реализация программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходима личностно - ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и взрослых, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка. Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей. На протяжении всего занятия взрослые постоянно в своей музыкально-педагогической деятельности поддерживают интерес детей к занятию. Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «заучивали движения», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.
Непременным условием для успешной реализации программы является создание музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале (музыкальный центр, электронное пианино, экран, компьютер, детские музыкальные инструменты, различные музыкально-дидактические пособия, аудио и видеоматериалы, различные виды театров) и др.
Программа «Топотушечки - хлопотушечки» предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:
- ЭОР, видео и аудио материалы;
- красочные иллюстрации сказок;
- репродукции картин художников;
- игрушки, поделки;
- музыкальные инструменты;
- дидактический материал.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность детей.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания, доверия и взаимного обучения. В программе отражены современные подходы к созданию партнерских отношений с родителями детей младшего возраста, что соответствует требованиям новых стандартов образования.
Задачи:
- повышение педагогической компетентности родителей по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста;
- создание творческого партнерского взаимодействия родителей и педагогов на основе корректного диалога, с осознанием важности и компетентности обеих сторон в музыкальном и речевом развитии детей;
- использование большого потенциала семьи ребенка для раскрытия его музыкальных способностей;
- создание в МБДОУ и семье музыкальной среды, способствующей музыкальному развитию ребенка младшего дошкольного возраста.
2.5 Список литературы
- Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2006;
- Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей»;
- Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду»;
- Метенова Н. М. «Доброе утро, малыши»;
- www.maminsad.ru.
8. Методика «Музыка с мамой» Сергей и Екатерина Железновы.
9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике». - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.
10. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.
11. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб, пособие. Вып.1,2,3,4,5. — СПб. «Музыкальная палитра», 2005.
12. Галиченко И.Г. Танцуем, играем, всех приглашаем: музыкальные праздники в детском саду.— Ярославль: Академия развития, 2007.
13. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
14. Первушина Е. Как выявить и развить способности вашего ребёнка.— М.; СПб.: Црнтрполиграф: Мим-Дельта, 2005.— В прил.: Гимнастические упражнения для детей разных возрастов; Подвижные игры; Стихи для танцев и хороводов.
15. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт - Петербург 2007г.
16. ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста
«ИГРОВАЯ РИТМИКА И ТАНЦЫ» (художественно-эстетическое развитие) для детей 1-5 лет Автор - разработчик Свиридова И.А. г. Красногорск, 2014 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей, по средствам собственных открытий с помощью нетрадиционных техник и декоративного рисования, через занятия по изобраз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Художественной направленности "Тили-тесто".Возраст 3-4 года
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Художественной направленности "Тили-тесто".Возраст 3-4 года...