Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений. Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, самостоятельно мыслить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития детей №15»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Принята на заседании Утверждаю педагогического совета № 1 заведующий
От__________________ ________Е.А. Чаликова
Приказ №__________
от_____________2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Занимательная математика»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мазнина Ю.В.
воспитатель
с. Владимировка,
2019 год
Содержание:
Раздел 1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность программы.
1.2. Вид программы.
1.3. Новизна.
1.4. Актуальность.
1.5. Педагогическая целесообразность.
1.6. Цель и задачи программы.
1.5. Отличительные особенности программы.
1.6. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.7. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
1.8. Форма и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты.
1.10. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.11. Средства, необходимые для реализации программы.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебно-тематический план.
2.2.Перспективный план образовательной деятельности кружка.
Раздел 3. Методическое обеспечение.
Раздел 4. Список литературы.
«Математика приводит в порядок ум»
М. В. Ломоносов
Пояснительная записка
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.
Работа кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, логическое мышление.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Занимательная математика» разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ Постановление от 15.05.2013г. №26);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
- Письмом Минобрнауки РФ от 11-12-2016 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе направлена на:
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.
В основу содержания кружка легла авторская парциальная программа «Математика в детском саду» В. П. Новиковой. Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Математические понятия воспринимаются ребёнком через игру. Занятие включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание.
Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, в ходе которого в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях.
Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения задания и свои действия.
Содержание Программы включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Работа в рабочих тетрадях основывается на технологии деятельностного метода обучения. Предлагаемые в тетради задания направлены на формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, рассуждать, делать умозаключения и выводы. Многие предложенные в тетради вопросы не предполагают, простых однозначных ответов - вариантов может быть несколько. Важно дать ребенку возможность рассуждать и самостоятельно решить, какой ответ подойдет.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – познавательная. Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Вид программы: модифицированная.
Новизна программы состоит в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира; в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения; отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме; занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.
Актуальность данной программы обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений. Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, самостоятельно мыслить.
Педагогическая целесообразность программы: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
– принципах обучения;
– формах и методах обучения;
– методах контроля и управления образовательным процессом;
– средствах обучения.
Цель: расширение кругозора математических представлений у детей дошкольного возраста. Активизация мыслительной деятельности детей через развивающие математические игры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
- приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития.
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании;
- обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения;
- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Развивающие:
- развитие речи, введение в активную речь элементарных математических
терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях;
- развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
- воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности.
Отличительные особенности данной программы.
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути самостоятельного развития ребенка, в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Основными принципами программы математического кружка являются:
- Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе
собственной деятельности;
- Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной
обстановки, вера в силы ребенка;
- Творчества - формирование способности находить нестандартные
решения;
- Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем
разноуровнего обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет.
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Продолжительность общеобразовательной программы – 1 год.
Расписание образовательной деятельности кружка составлено для создания наиболее благоприятного режима обучающихся по представлению педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Форма занятий: групповая.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
- Наглядные методы;
- Словесные методы;
- Игровые методы;
- Практические методы.
Работа распределяется по разделам:
- Количество и счет.
- Геометрические фигуры.
- Величина.
- Ориентировка во времени и в пространстве.
Режим реализации программы: занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю во второй половине дня.
Группа | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Продолжительность занятия |
подготовительная | 1 | 4 | 36 | 30 мин |
Ожидаемые результаты работы кружковой деятельности: процесс работы ориентирован не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Формы подведения итогов реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Педагогическая диагностика проводится 1 раза в год: в конце учебного года, с целью выявления уровня развития ребёнка.
Средства, необходимые для реализации программы
Методическое обеспечение образовательной программы
№ п/п | Название раздела | Организация учебно-воспитательного процесса |
1. | Количество и счет. | Наборы наглядного, демонстрационного и раздаточного материала, арифметическое домино, предметные картинки, счетные палочки; счетный материал (игрушки, пуговицы, шишки, желуди, камешки), набор цифр, знаков, числовые карточки. |
2. | Геометрические фигуры | Набор пластмассовых плоскостных и объемных геометрических фигур; геометрические конструкторы, в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу. |
3. | Величина | Счетные палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек, изображения предметов: плоские, контурные, нарисованные на карточках, ленты различной ширины и длины. |
4. | Ориентировка во времени | Модель часов, настенный календарь для наблюдения смены времен года, месяцев, дней недели; плакаты и сюжетные картинки, иллюстрации с изображением времен года, частей суток месяцев, дней недели, художественная литература по теме. |
5. | Ориентировка в пространстве | Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы. Настольно-печатные игры. Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления.Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы | Программное содержание | Количество занятий |
1. | Количество и счет | Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >). Познакомить детей с деньгами, их предназначением. | 19 |
2. | Величина | Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины. Измерять с помощью условной меры длину предмета. Упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали. Сравнивать целый предмет и его часть. соотносить величину предметов и частей. Познакомить с единицей длины – сантиметром. | 5 |
3. | Геометрические фигуры | Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов и некоторых свойств. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, размерам, форме. Моделировать геометрические фигуры. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Дать представление о многоугольнике, отрезке. | 4 |
4. | Ориентировка в пространстве | Учить ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. | 4 |
5. | Ориентировка во времени | Дать элементарные представления о времени: его текучести, необратимости, периодичности, последовательности. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке, о календаре. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем. | 4 |
Итого | 36 |
Содержание программы
Перспективный план образовательной деятельности кружка «Занимательная математика»
№ п/п | Тема | Программное содержание | Литература |
сентябрь | |||
1. | «Геометрические фигуры» | Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть число, противоположное предложенному по смыслу. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №1(стр.4) Занятие №23 (стр. 69) |
2. | «Величина» | Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упражнять в счете в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счете на ощупь. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №2.(стр.6) |
3. | «Ориентировка в пространстве» | Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закрепить названия дней недели; учить составлять фигуру из восьми треугольников, закрепить названия геометрических фигур. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №3 (стр.9) Занятие №31 (с. 91) |
4. | «Знаки равенство, неравенство» | Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах10; «записывать» при помощи знаков «больше», «меньше» и читать записи; познакомить детей со знаками «=» ( равенство, неравенство); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №5.(стр.14) |
октябрь | |||
5. | «Ориентировка в пространстве» | Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху», «внизу»; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-94 с. Занятие №8.(стр.24) |
6. | «Состав числа три» | Познакомить детей с составом числа три; учить составлять число три из двух меньших чисел; упражнять в счете по осязанию; закрепить временные представления. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №9 (стр.27) |
7. | «Измерение» | Учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5, ½ и т.д.; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№10(стр.30) Занятие №17 (с.53) |
8. | «Деньги» | Познакомить детей с деньгами, их предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по пересеченным линиям); упражнять в ориентировке в пространстве. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №11.(с.33) Занятие №13.(с.40) |
ноябрь | |||
9. | «Состав числа четыре» | Учить составлять число четыре из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете; учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №12. (с.36) |
10. | «Состав числа пять» | Познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел; упражнять в счете в пределах 10; учить называть дни недели с любого дня; учить считать по заданной мере. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №15.(с.47) |
11. | «Далеко, близко» | Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг к другу; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги, учить пользоваться словами «далеко», «близко» и т.д.; упражнять в счете на слух; закрепить знание детьми своего адреса. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №16.(с. 50) |
12. | «Многоугольни-ки» | Учить составлять число шесть из двух меньших чисел; учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; закрепить знания о геометрических фигурах. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №18.(с. 57) |
декабрь | |||
13. | «Знак «плюс»» | Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «+»; учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть, учить ориентироваться на листе бумаги. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №19.(с. 59) |
14. | «Состав числа семь» | Учить детей составлять число семь из двух меньших чисел; закрепить названия дней недели; упражнять в составлении числа 7 из единиц; продолжать учить детей увеличивать числа в пределах 10 на единицу. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №20 (с.62) |
15. | «Состав числа восемь» | Учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел; упражнять в ориентировке в пространстве, при определении положения предмета пользоваться словами: слева, справа, впереди, сзади; учить называть «соседей» данного числа; | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№22.(с.67) |
16. | «Состав числа девять» | Учить детей составлять число девять из двух меньших чисел; закрепить названия дней недели; закрепить названия месяцев; упражнять в счете по составленной мерке. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№24 (с.72) |
январь | |||
17. | «Состав числа десять» | Учить детей составлять число десять из двух меньших чисел; учить сосчитать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №26 (с.77) |
18. | «Второй десяток» | Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить детей считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№27(с.80) |
19. | «Счет до 20» | Продолжать учить считать в пределах 20; продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка; учить называть слова, противоположные по смыслу. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№28(стр.83) |
20. | «Часы» | Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: впереди, позади, рядом. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№29.(с.85) |
февраль | |||
21. | «Время» | Упражнять в счете в пределах 20; упражнять в составлении числа десять из двух меньших чисел; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№30 (с.89) |
22. | «Год» | Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представления о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре; продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№33. (с.98) |
23. | «Получас» | Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположение предмета: слева, справа, сбоку, между; закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№34(с.102) |
24. | «Задачи» | Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10на наглядной основе; учить записывать задачи, используя знаки «+», «-», «=»; закрепить названия месяцев. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№36.(с.107) |
март | |||
25. | «Счет двойками» | Учить детей считать двойками; учить называть общее количество предметов в группах; закрепить названия месяцев; развивать внимание детей; закрепить названия геометрических фигур. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№38.(с.114) |
26. | «Решение задач» | Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счете в пределах 20, уметь называть «соседей» названного числа. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№40 (с.120) |
27. | «Деление на равные части» | Упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: между, рядом, сбоку; упражнять в счете в пределах 20. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№41.(с.124) |
28. | «Измерение» | Упражнять детей в счете двойками; развивать наблюдательность, внимание; упражнять в счете в пределах 20; упражнять в измерении длины разными мерками. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№42(с.127) Занятие№21(стр.64) |
апрель | |||
29. | «Решение задач» | Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать задачи, используя знаки; увеличивать и уменьшать число на единицу; закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№43.(с.130) |
30. | «Сантиметр» | Упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением; закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие № 44 (с.133) |
31. | «Счет тройками» | Учить детей счету тройками; Упр-ть в умении называть общее количество предметов в группе; закреплять умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№45.(с135) |
32. | «Четные, нечетные числа» | Закрепить названия геометрических фигур; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова:слева, справа, вдали, вблизи, рядом, около; познакомить детей с четными и нечетными числами. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие№46. (с137) |
май | |||
33. | «Отрезок» | Учить детей чертить отрезки и измерять их; упражнять в счете тройками; продолжать упражнять в составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание по числовому примеру. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Зан№48 (с142) |
34. | «Решение задач» | Продолжать закреплять умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах20; развивать внимание детей; упражнять в ориентировке на листе бумаги; формировать умение задавать вопросы используя слова слева, справа, за, под, между. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Зан.№57(с166) |
35. | «Повторение» Ориентировка в пространстве. | Упражнять детей в счете в пределах20; умении увеличивать и уменьшать число на единицу; упражнять в ориентировке в пространстве; составлении фигур из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Занятие №58 (с168) Занятие №59(с171) |
36. | «Повторение» Геометрические фигуры | Закреплять умение чертить отрезки заданной длины; определять числа предыдущее и последующее названному числу; Упражнять в назывании и различении геометрических фигур. | Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с. Зан.№60(с.173) Зан№49(с145) |
Методическое обеспечение
- наглядно-дидактические пособия;
- раздаточный материал;
- рабочие тетради;
- технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Список литературы:
1. Новикова В.П. Авторская парциальная программа «Математика в
детском саду»
- Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа.
Учебно-методическое пособие – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года
Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Магия творчества" - возраст 6-7 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет
Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности " Умная пчелка". Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Пояснительная записка. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают инте...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Формула здоровья» для детей 5-6 лет срок реализации – 1 год
Программа кружка "Формула здоровья" предназначена для детей старшего возраста. Цель данной программы - содействовать гармоничному физическому развитию ребенка....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год
Основная цель программы.Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и ...