Конспект занятия "Знакомство с русской избой".
план-конспект занятия
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и де-вицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки.
Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkoy_izboy.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Знакомство с русской избой"
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Оборудование: мультимедийная презентация, сундучок с пословицами и загадками.
Ход занятия:
Добрый день, дорогие ребята!
Воспитатель: - Я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Дети: - Цветы, деревья, птиц, волшебный камень.
Воспитатель: - Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети: - Направо.
Воспитатель: - А где правая сторона? (Дети показывают правую сторону).
Воспитатель: - Ну, что же, в путь! (Дети идут по массажному коврику).
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия – «В русской избе».
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки.
Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков: | Показывают силача |
Он силён, он здоров, | Повороты в стороны |
Он из лука стрелял, | Имитируют движения |
Метко палицу бросал, | Имитируют движения |
На границе стоял | Имитируют движения |
Зорко - зорко наблюдал | Имитируют движения |
Подрастём, мы и, смотри, | Поднимаем руки высоко вверх |
Станем, как богатыри! |
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
- Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)
Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи.
Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному.
Физминутка «Как живёшь?» Игра идет в быстром темпе. Дети стоят перед воспитателем, произносят слова «Вот так!» и показывают движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
- Как живешь? Вот так! Вот так! | Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх. |
- Как идешь? Вот так! Вот так! | Маршировать |
- Как бежишь? Вот так! Вот так! | Согнув руки в локтях, бег на месте. |
- А плывешь? | Показать, как плывешь любым стилем |
- Вдаль глядишь? | Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам |
- Машешь вслед? | Помахать |
- Ждешь обед? | Подпереть щеку рукой |
- Ночью спишь? Вот так! Вот так! | Ладони соединить и положить на них голову (щекой). |
- Как берешь? Вот так! Вот так! | Прижать ладонь к себе. |
- А даешь? Вот так! Вот так! | Выставить ладошку вперед. |
- Как шалишь? Вот так! Вот так! | Надуть щеки и хлопнуть по ним кулачками- тут уж никак не кажешь: «Вот так!» |
- Как грозишь? Вот так! Вот так! | Погрозить пальцем друг другу. |
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома:
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы.
Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.
- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей ). В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина.
- Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Итак, вы познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. Давайте отгадаем загадки о предметах быта.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду носим мы с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
- Что нового вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
На следующем занятии мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Всего доброго!
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
3. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
4. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва, «Просвещение»,1990г.
6. Раппопорт П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г.
8. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
9. «Чудесный короб», Сборник, Москва, «Детская литература»,1989 г.
10. Подшивки журналов «Внешкольник», «Музыкальный руководитель» за последние годы.
Приложение
Пословицы о доме и семье
- Без хозяина дом – сирота.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Коли в семье лад, так ненадобен и клад.
- Мир в семье любовью держится.
http://kladraz.ru/blogs/olga-frolova/znakomstvo-s-ruskoi-izboi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект «Знакомство с русской избой»
Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »...
конспект интегрированного занятия "Русская изба"
Интегрируется с областями: коммуникация, социализация, здоровье, физическая культура, музыка, художественное творчество, безопасность...
Конспект познавательного занятия "Русская изба"
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях....
Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».Задачи:Формировать интерес к русской народной...
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...
Конспект "Посиделки в русской избе"
Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....