Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Романенко Анна Николаевна

Данный материал поможет педагогам сформировать пространственные представления у детей с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с нарушениями речи. Мы знаем, что знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями речи должны сформироваться такие знания о пространстве, как: форма (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник, продолговатый, закругленный, выгнутый, заостренный, изогнутый), величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам), протяженность (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно), положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед). Овладение указанным знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и включать адекватные словесные обозначения в экспрессивную речь, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности. Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями. Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления. Большую роль в развитии пространственного восприятия играет конструирование и лепка, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

Исследования пространственного представления у дошкольников с нарушениями речи показали, что наиболее часто встречается нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается: 1. В затрудненности понимания сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего; 2. В плохом представлении пространственных и объемных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов. Отмечается неустойчивость оптико-пространственного образа буквы. Наиболее характерны для детей с нарушениями речи следующие пространственные ошибки: а) зеркальное написание букв; Е 3; 3 Е; В -; Я R; б) смешение верхних и нижних элементов букв; ш т; б д. Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов. Трудности в развитии пространственных представлений у детей данной категории объясняются нарушенной деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, недостаточностью пространственного анализа и синтеза, а особенности последних рассматриваются как следствие нарушения высших корковых функций. В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.

Предлагаем Вашему вниманию игры и упражнения на развитие пространственных представлений детей с нарушениями речи.

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:

1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;

2) ориентировку в окружающем пространстве.

Ребенок обучается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки.

Ориентировка детей в окружающем пространстве формируется в определенной последовательности. Первоначально положение предметов (справа или слева) ребенок определяет лишь в том случае, когда они расположены сбоку, т.е. ближе к правой или левой руке. При этом дифференциация направлений сопровождается двигательными реакциями рук и глаз вправо или влево. В дальнейшем, когда закрепляются соответствующие речевые обозначения, эти движения затормаживаются.

Различение правой и левой сторон предмета, находящегося непосредственно перед ребенком, появляется позже. Особенно трудно для ребенка определение правых и левых частей тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае ему нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении.

Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки.

Рекомендуются следующие виды заданий:

1.  Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений педагог сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее.

2.  Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то педагог называет ее сам, а дети повторяют.

3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой. После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правового и левого глаза, уха.

В заключение детям следует предложить более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Постепенно задания усложняются и детям предлагаются следующие задания.

Упражнения "Ориентировка в схеме тела"

1.  Назови части тела девочки, обозначенные цифрами.

2.  Дорисуй портрет. Назови, какие части лица ты дорисовал.

3.  Рассмотри изображение щенка и назови девять частей его тела. Расставь на картинке у каждой части тела щенка соответствующие цифры.

4.  Определи, какой рукав у пиджака правый, а какой левый? Какая штанина у джинсов правая, а какая левая? Какая брючина у брюк правая, а какая левая? Какой рукав у платья левый, а какой — правый?

5.   Рассмотри, какие предметы находятся слева, а какие справа от девочки (обрати внимание на то, как стоит девочка).

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эту работу можно провести в следующей последовательности:

1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

Вначале педагог дает задание определить пространственное положение предметов, находящихся сбоку от ребенка: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева" и т.д.; предлагает выполнить действие. Например, положить книгу справа или слева от себя.

Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа — это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Педагог предлагает ответить на такой, например, вопрос: "Где находится шкаф (окно, дверь)?" При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.

2.  Определение   пространственных   соотношений   между   2—3    предметами   и   их изображениями.

Сначала педагог уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее задает вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"

В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева. Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Педагог предлагает детям выполнить, например, следующие задания: "Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа — ручку" и т.д.

 Чтобы закрепить навык ориентировки в пространстве можно поиграть с ребенком в следующие игры:

1.  Рассмотри изображения овощей и фруктов. Скажи, что где находится и ответь по образцу. Образец. Груша находится на первом месте слева. Помидор — за абрикосом и перед луком.

2.  Хозяйка разложила купленные овощи и фрукты на полке в определенном порядке. Послушай, как они расположены, и соедини линиями каждый овощ и фрукт с его местом на полке.

На полке первая слева лежит груша. Посередине полки лежит помидор. Перед виноградом лежит абрикос. Между свеклой и помидором — лук. После груши — свекла. Последний — виноград. А где лежит яблоко?

3.   Определи, в какой клетке должно находиться каждое животное в зоопарке, если известно, что:

Суслик занимает вторую клетку. Клетка льва — третья слева.

Перед клеткой тигра находится клетка носорога.

За клеткой тигра находится клетка верблюда.

Проведи дорожку от каждого животного к его клетке. Где находится пустая клетка. Чья она?

4. Нарисуй на строке узор из геометрических фигур по инструкции.

Первая фигура слева — квадрат красного цвета.      За красным квадратом — синий треугольник.

Последний на полке — зеленый квадрат.    Перед зеленым квадратом — желтый круг. Слева от желтого круга синий круг.

5. Кто наверху (над девочкой), а кто внизу (под девочкой)?

6. Девочек попросили построиться. Они встали так: первая слева встала Аня, потом заняла свое место Катя, последняя слева - Света, между Аней и Катей встала Наташа. Догадайся, где встала Люба?

Назови имена девочек по порядку.

7. Рассмотри рыбок в аквариуме. Рыбок, которые плывут направо, обведи в синий кружок. Рыбок, которые плывут налево — в красный кружок. Сколько рыбок плывет направо? А налево?    

8. Рассмотри картинки с изображениями животных. Под каждым     животным

нарисуй, куда оно смотрит направо или налево. Курица вывела на прогулку своих малышей. Обведи зеленым кружком цыплят, которые смотрят направо, а коричневым кружком цыплят, которые смотрят налево.

10. Дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Справа от домика забор Перед забором зеленая трава. Слева от домика речка. Над речкой облака.

11.  Рассмотри картинки. Определи их местоположение несколькими способами. Образец. Козленок  находится  справа  от  синицы.  Козленок  находится  под  рыбой.  Козленок находится слева от ягненка.

12. Рассмотри предметы. Определи их местоположение несколькими способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Как развивать пространственные представления, почему это важно....

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...

«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».

laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....

Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»

Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...

Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ».

Дети с нарушением зрения часто испытывают трудности при  ориентировке в пространстве. Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при ...

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата...