"Развитие интонационной выразительности у детей 6-7 лет через пение"
статья
В статье "Развитие интонационной выразительности у детей 6-7 лет через пение" подчеркивается актуальная задача развития речи у детей дошкольного возраста. А пение, в данном случае, является одним из возможных способов на пути к ее решению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_intonatsionnoy_vyrazitelnosti_u_detey_6-7_let_cherez_penie.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интонационной выразительности у детей 6-7 лет через пение
Развитие речевой культуры начинается в дошкольном детстве. Процесс обучения качественному общению сложен и перед педагогами стоит множество задач по развитию речи. С. Л. Рубинштейн считал, что «если выразительность речи не развивать, то она принимает «характер западающей кривой» и становится маловыразительной, поэтому умение выразить свое эмоциональное отношение к высказываемому необходимо развивать и для этого нужна большая и тщательная работа» [1, 85].
Когда дошкольник способен передать окружающим в своей речи осознанное содержание, правильно интонационно его выразить, то другие способны более точное понять и воспринять его устную речь. Выразительность речи самого ребенка дает ему больше возможностей выразить свои чувства и отношение к окружающему.
Интонационная выразительность имеет большое значение в развитии речи. Она усиливает само значение слов и иногда выражает даже больше, чем слова [2, 116]. В дошкольном возрасте дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребёнок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при нарушении у детей развития интонационной выразительности речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной» [1, 143]. Недостаточное развитие интонационной стороны речи дошкольников приводит к возникновению трудностей в организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала.
Для формирования выразительной речи у дошкольников используются разнообразные средства. Одним из самых эффективных исследователи (О. В. Акулова, Н. С. Карпинская, О. И. Соловьева, О. Н. Сомкова, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.) называют устное народное творчество. Именно в народных сказках, потешках, прибаутках, загадках сконцентрировано невообразимое множество выразительных средств русского языка. Не менее важным средством развития выразительности является изобразительное искусство. Знакомство детей с разными жанрами живописи позволяет детям рассмотреть и понять чувства художника, увидеть выразительные художественные средства, с помощью которых он создавал свой шедевр. Среди всех средств, способствующих развитию интонационной выразительности, эффективным также является пение (Метлов Н. А., Ветлугина М. А., Новикова Г. П.). Так как песня синтезирует в себе музыкальное и поэтическое искусство, передает слушателю конкретный художественный образ, то ее необходимо исполнить выразительно, передавая при этом свое эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах.
Музыка оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние ребенка. Детские песни содержат яркие образы, интересны, доступны и понятны детям. Исполнение песен хором вызывает у детей много положительных эмоций [3, 4]. Не все дети обладают яркой эмоциональной отзывчивостью и работа по развитию интонационной выразительности связана с развитием эмоциональности ребенка. Огромное влияние на развитие выразительности речи у дошкольников оказывают игры на развитие выразительной речи, творческие задания и речевые упражнения [3, 101].
В современном мире пение не культивируется взрослыми. Редко встречаются семьи, где поют и старшее поколение, и младшее. В угоду интеллектуальному развитию, эстетическое и речевое развитие отступает на 2-й план. Развитие ребенка зачастую становится однобоким. Многие взрослые даже не осознают, что дошкольный возраст является самым наилучшим периодом для развития детских способностей. Сегодня дошкольники обеднены детским песенным репертуаром и чаще вынуждены слышать по телевидению и радио современные эстрадные песни, которые не соответствуют их возрасту. Родители не контролируют поток информации, получаемой детьми, редко или вовсе не посещают с детьми концерты с участием детских исполнителей, театры. Поэтому дети не имеют возможности слышать образцы выразительного исполнения песен другими детскими коллективами. Занятость родителей не позволяет найти время, чтобы запланировать просмотр передачи, концерта и совместно с ребенком целенаправленно осуществить его. Отсутствие увлеченности, заинтересованности, взрослых в детском хоровом исполнении песен, не влечет за собой появления интереса у ребенка. В случае же, если у ребенка есть интерес к пению и он поет, то взрослые возможно поддержат ребенка в его начинаниях, но чаще не уделят этим проявлениям внимания.
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками пения, как средства развития интонационной выразительности, раскроет перед детьми красоту и меткость русского языка, обогатит детскую речь и откроет широкие перспективы развития интонационной выразительности детской речи. Основу нашего предположения составляют такие особенности, как:
-выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;
-традиционность и импровизационность;
-возможность творческого отношения к исполнению песен, что делает совместное действие более ярким и выразительным.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Список использованных источников
- Алексеева, Д. Г. Воспитание звуковой культуры речи в дошкольном детстве (Д. Г. Алексеева, учитель - логопед, Москва) / Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы: материалы международной науч. - практич. Конференции, посвященной 80-летию Ф. А. Сохина, 15-16 мая 2008г., г. Рязань / Федеральное агентство по образованию, Ин-т развития дошкольного образования РАО, Упр. По делам образования, науки и молодежной политики Ряз. Обл., Ряз. Гос. Ун-т имени С. А. Есенина, Ряз. Обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2008. – 319 с. Редакционная коллегия: О. С. Ушакова, Е. В. Савушкина, М. Н. Дементьева, Н. Н. Фирсова. Ответственный редактор – О. С. Ушакова.
- Бекина С. И. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. Из опыта работы муз. руководителей дет. садов /Авт. – сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с., нот.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина.- М: Просвещение, 1968.- 415 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
Бесспорным является утверждение, что речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительност...
Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Использование скороговорок на играх-занятиях по развитию интонационной выразительности речи детей 5-7 лет.
Данный материал предлагается воспитателям ДОУ для оказания помощи детям в тренировке дикции, обучения быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Обучение произносить скороговорки в...
Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
Развитие выразительности речи дошкольника - важнейшая составляющая часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Очень часто речь детей неэмоци...
Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье размещен доклад по теме "РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....
Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного обра...