Музыкально-экологический проект "Гармония музыки и природы"
проект (старшая группа)
Муниципальное образовательное учреждение «Бобровская средняя школа»
филиал «Лявленская начальная школа - детский сад»
Паспорт проекта
МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ»
для старших дошкольников
Творческий музыкальный проект
Организатор: воспитатель Т.В.Грибанова
Руководители: воспитатель Т.В.Грибанова, музыкальный руководитель Л.А.Севидова
Название проекта: «Гармония музыки и природы»
Тип проекта: Творческий музыкальный
Участники: Воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети группы "Цветик-семицветик", родители.
Место проведения: МБОУ "Бобровская средняя школа" филиал "Лявленская начальная школа - детский сад"
Продолжительность проекта: средняя продолжительность
Сроки реализации: октябрь 2016 - апрель 2017
Итоговое мероприятие: экологический праздник «Земля – наш дом родной!
«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира. Пусть ребенок
чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы:
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Темаприроды по-разному проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.
Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания - всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей начиная с малых лет. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны— работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным для детей, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в формировании их экологических знаний. Приобщение детей к живописи, литературе, классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Для детей:
Цель проекта:
Содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы в разное время года. Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру природы.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
• вовлекать в природоохранительную деятельность;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать умения и навыки работы с природным материалом.
2. Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать;
• знакомить с лекарственными травами нашего края;
• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
Для родителей:
Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.
Цель:
привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта, донести до них важность данной темы и важность роли семьи в формировании экологической культуры ребенка.
Задачи:
заинтересовать родителей темой проекта, показать важность присутствия шедевров музыкального, художественного искусств, литературы в повседневной жизни ребенка, их роли в восприятии, понимании, переживании ребенком красоты окружающей его природы;
привлечь родителей к совместному с ребенком творческому процессу в домашних условиях: слушание музыки, рассматривание репродукций картин известных художников, чтение стихотворений и как результат – совместная творческая деятельность (рисование и другие виды художественного творчества).
Гипотеза:
Входя в мир природы через приобщение к разным видам искусства, воспринимая, эмоционально переживая замысел художника, композитора, поэта, воплощая свои переживания в цвете, форме, размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (теоретический):
определение педагогом темы, постановка цели и задач, выведение гипотезы, определение содержания проекта, подбор методической литературы, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального, художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций, прогнозирование результата.
2. Основной этап (практический):
проведение цикла интегрированных занятий в рамках проекта: «Музыка и природа»,«Музыка и цвет», «Зимние узоры», «Все на карнавал!», «Красота родной природы»,«Подснежник»;
просмотр в свободное от занятий время познавательных мультфильмов из серии «Сказки старого пианино»: «Антонио Вивальди», «П. И. Чайковский»;
проведение поэтических экскурсий с целью более полного восприятия произведений русских поэтов и наблюдения за изменениями в природе в разное время года.
работа с детьми по подготовке итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной!»;
общие консультации для родителей (в виде папок – передвижек в групповой комнате):«Музыкальное воспитание и экология», «Рисуем музыку вместе», «Музыка и экологическое воспитание».
индивидуальные консультации для родителей с рекомендациями о музыкальномрепертуаре для слушания по теме проекта, помощь в подборе поэтического материала для разучивания с детьми.
«домашние задания» для детей и родителей: разучивание стихотворений русских поэтов – классиков, совместное прослушивание произведений русских и зарубежных композиторов – классиков по рекомендации музыкального руководителя, выполнение творческих работ(рисование, лепка и т. д.).
оформление выставок творческих работ родителей и детей в рамках проекта.
3. Заключительный этап:
обобщение и систематизация полученных детьми знаний (беседы, представление семейных выставочных работ);
проведение итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной»
подготовка отчета о реализации проекта в виде презентации;
отчет о проведении проекта на педагогическом совете ДОУ
Продукт:
оформление «Поэтической тетради» (подборка стихотворений русских поэтов о природе – каждый листок тетради – творческая совместная работа ребенка и взрослого);
оформление выставок: «Осеннее воспоминание», «Зимние узоры», «Карнавал», «Весенний подарок природы».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
У детей:
Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года.
Сформированная внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки.
Умение детей воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь станет более образной, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Умение детей понять и через цвет (рисунок) представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выразить свои впечатления.
Развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.
У родителей:
Сформированная потребность совместного с ребенком приобщения к миру природы(прогулки за город, экскурсии в заповедники и т. д.)
Заинтересованность родителей в бережном, внимательном отношении детей к мируприроды.
Понимание важности присутствия в жизни ребенка ИСКУССТВА в разных его проявлениях, как средство воспитания экологической культуры и ВОСПИТАНИЯ вообще.
Понимание значимости для ребенка совместной с взрослыми творческой деятельности.
Вывод:
музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Приложение:
1. Конспекты интегрированных занятий.
2. Планы проведения поэтических экскурсий
3. Сценарий итогового мероприятия
4. Поэтическая тетрадь.
5. Фотоальбом
6. Консультации для родителей
7.Рекомендации для родителей: стихотворения для разучивания с детьми, музыкальные произведения для слушания, список наиболее значимых для интеллектуального развития детей картин русских художников.
8. Список используемой литературы.
9. Отчет о проведении проекта в виде презентации.
Литература:
Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная гр. – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.
журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Гармония музыки природы" | 24.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Бобровская средняя школа»
филиал «Лявленская начальная школа - детский сад»
Паспорт проекта
МУЗЫКАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ГАРМОНИЯ МУЗЫКИ И ПРИРОДЫ»
для старших дошкольников
Творческий музыкальный проект
Организатор: воспитатель Т.В.Грибанова
Руководители: воспитатель Т.В.Грибанова, музыкальный руководитель Л.А.Севидова
Название проекта: «Гармония музыки и природы»
Тип проекта: Творческий музыкальный
Участники: Воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети группы "Цветик-семицветик", родители.
Место проведения: МБОУ "Бобровская средняя школа" филиал "Лявленская начальная школа - детский сад"
Продолжительность проекта: средняя продолжительность
Сроки реализации: октябрь 2016 - апрель 2017
Итоговое мероприятие: экологический праздник «Земля – наш дом родной!
«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира. Пусть ребенок
чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы:
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Темаприроды по-разному проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.
Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжёлые последствия, экология родного края, засорённость среды обитания - всё это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей начиная с малых лет. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны— работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. Чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным для детей, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в формировании их экологических знаний. Приобщение детей к живописи, литературе, классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.
Для детей:
Цель проекта:
Содействовать развитию у детей экологических культуры средствами классической музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы в разное время года. Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, формировать внимательное, заботливое, бережное отношение к окружающему миру природы.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
• познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
• вовлекать в природоохранительную деятельность;
• формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать умения и навыки работы с природным материалом.
2. Развивающие:
• развивать умение сравнивать и анализировать;
• знакомить с лекарственными травами нашего края;
• развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
3. Воспитательные:
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
• воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, природному наследию нашего края.
Для родителей:
Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и импровизировать.
Цель:
привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта, донести до них важность данной темы и важность роли семьи в формировании экологической культуры ребенка.
Задачи:
заинтересовать родителей темой проекта, показать важность присутствия шедевров музыкального, художественного искусств, литературы в повседневной жизни ребенка, их роли в восприятии, понимании, переживании ребенком красоты окружающей его природы;
привлечь родителей к совместному с ребенком творческому процессу в домашних условиях: слушание музыки, рассматривание репродукций картин известных художников, чтение стихотворений и как результат – совместная творческая деятельность (рисование и другие виды художественного творчества).
Гипотеза:
Входя в мир природы через приобщение к разным видам искусства, воспринимая, эмоционально переживая замысел художника, композитора, поэта, воплощая свои переживания в цвете, форме, размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (теоретический):
определение педагогом темы, постановка цели и задач, выведение гипотезы, определение содержания проекта, подбор методической литературы, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального, художественного и литературного материала, подготовка необходимых презентаций, прогнозирование результата.
2. Основной этап (практический):
проведение цикла интегрированных занятий в рамках проекта: «Музыка и природа»,«Музыка и цвет», «Зимние узоры», «Все на карнавал!», «Красота родной природы»,«Подснежник»;
просмотр в свободное от занятий время познавательных мультфильмов из серии «Сказки старого пианино»: «Антонио Вивальди», «П. И. Чайковский»;
проведение поэтических экскурсий с целью более полного восприятия произведений русских поэтов и наблюдения за изменениями в природе в разное время года.
работа с детьми по подготовке итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной!»;
общие консультации для родителей (в виде папок – передвижек в групповой комнате):«Музыкальное воспитание и экология», «Рисуем музыку вместе», «Музыка и экологическое воспитание».
индивидуальные консультации для родителей с рекомендациями о музыкальномрепертуаре для слушания по теме проекта, помощь в подборе поэтического материала для разучивания с детьми.
«домашние задания» для детей и родителей: разучивание стихотворений русских поэтов – классиков, совместное прослушивание произведений русских и зарубежных композиторов – классиков по рекомендации музыкального руководителя, выполнение творческих работ(рисование, лепка и т. д.).
оформление выставок творческих работ родителей и детей в рамках проекта.
3. Заключительный этап:
обобщение и систематизация полученных детьми знаний (беседы, представление семейных выставочных работ);
проведение итогового мероприятия – экологического праздника «Земля – наш дом родной»
подготовка отчета о реализации проекта в виде презентации;
отчет о проведении проекта на педагогическом совете ДОУ
Продукт:
оформление «Поэтической тетради» (подборка стихотворений русских поэтов о природе – каждый листок тетради – творческая совместная работа ребенка и взрослого);
оформление выставок: «Осеннее воспоминание», «Зимние узоры», «Карнавал», «Весенний подарок природы».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
У детей:
Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой в разное время года.
Сформированная внутренняя установка по отношению к природе и всему живому - «Не навреди!»
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки.
Умение детей воспринимать музыкально-художественный образ, словами рассказывать про услышанную музыку, умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи (цвета) и музыки. Речь станет более образной, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Умение детей понять и через цвет (рисунок) представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения, выразить свои впечатления.
Развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.
У родителей:
Сформированная потребность совместного с ребенком приобщения к миру природы(прогулки за город, экскурсии в заповедники и т. д.)
Заинтересованность родителей в бережном, внимательном отношении детей к мируприроды.
Понимание важности присутствия в жизни ребенка ИСКУССТВА в разных его проявлениях, как средство воспитания экологической культуры и ВОСПИТАНИЯ вообще.
Понимание значимости для ребенка совместной с взрослыми творческой деятельности.
Вывод:
музыка обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребёнка, помогает услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c экологической направленностью обогащает дошкольников яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Дети слушают, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это уже охрана природы. И именно это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям на планете.
Приложение:
1. Конспекты интегрированных занятий.
2. Планы проведения поэтических экскурсий
3. Сценарий итогового мероприятия
4. Поэтическая тетрадь.
5. Фотоальбом
6. Консультации для родителей
7.Рекомендации для родителей: стихотворения для разучивания с детьми, музыкальные произведения для слушания, список наиболее значимых для интеллектуального развития детей картин русских художников.
8. Список используемой литературы.
9. Отчет о проведении проекта в виде презентации.
Литература:
Л. Гераскина «Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» (подготовительная гр. – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.
журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»
Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...
Природа в музыке или музыка в природе
Релаксация- это процесс глубокого мышечного расслабления, снятие психического напряжения. Музыкальная релаксация обладает лечебным эффектом, снимает негативные эмоции, успокаивает нервы и очень ...
Музыка в природе, природа в музыке. цикл музыкальных занятий по экологии методические рекомендации для музыкальных руководителей
Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно ...
Музыкально-экологическое занятие для детей старшей группы "Музыка природы"
Музыкально-экологическое занятие для детей старшей группы "Музыка природы"...
Музыкально - экологический проект "Гармония музыки и природы"
Цель: Содействие развитию у детей экологических культуры средствами музыки, живописи и литературы, представляющими образы природы....
Музыкально -экологический проект "Гармония музыки и природы"
Музыкально -экологический проект «Гармония музыки и природы». напрвлен на приобщение детей к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней....
Музыкально-экологическая сказка "Как Тучка помогла детям спасти природу". Авторы: Колесова Ольга Александровна (воспитатель), Демиденкова Елена Вячеславовна (музыкальный руководитель), ГБОУ Школа №1995 г. Москвы
Замечательный русский писатель М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать ...