«Использование дидактических игр при организации логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас. Дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные и речевые задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isp_did_igr_na_logozanyatiyah.docx | 294.83 КБ |
ispolzovanie_didakticheskih_igr_na_logozanyatiyah.ppt | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2
(Детский сад №2)
«Использование дидактических игр при организации логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор: Николаева Светлана Ивановна
учитель – логопед
Тверская область г. Нелидово
Тема:
«Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях».
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Дидактическая (обучающая) игра обязательно должна быть включена в логопедический процесс. Ее сущность и заключается в том, что она позволяет детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас. Дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные и речевые задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Перед логопедом стоят две основные задачи в его работе с дошкольниками.
- Логопед должен широко использовать игры в работе с дошкольниками, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей.
- При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Дети с нарушением звукопроизношения в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность, психическая истощаемость, быстрое утомление в игре, речевая утомляемость.
При использовании в работе с детьми системы игр
необходимо иметь в виду:
1.Возраст детей.
2.Психофизические особенности детей: развитие моторики, степень общительности, активность, самостоятельность, а также возбудимость, заторможенность, замкнутость и др.
3.Социальное окружение (учитывается фактор речевого окружения и наилучшие возможности организации игр в детском саду и дома).
4.Дидактические принципы (доступность речевого материала, последовательность в подаче игр - главный принцип, которого нужно придерживаться, ведущая роль логопеда и др.).
Включение игр в коррекционную работу
предполагает определенную последовательность:
1.Подготовительные игры - подготовка органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, мелкая моторика, выработка направленной воздушной струи. Подбор игр идет в определённой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем для развития речевого слуха. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, умению слышать составные части слова.
2.Игры для формирования правильного звукопроизношения подбираются на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей.
3.Потешки, чистоговорки, считалки, стихи подбираются на те же звуки и группы звуков. Повторенные вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалки используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.
4. Игры для формирования словаря и закрепления лексико-грамматических категорий.
На практике мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей и в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком стараемся подобрать индивидуально.
Какие же игры используются в логопедической работе?
Игры на развитие словарного запаса: помогают развивать и улучшать активный словарь детей и развивать его, обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Игры на формирование грамматического строя речи. Цели: научить образовывать существительные множественного числа, правильно употреблять существительные в родительном падеже, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. сформировать понимание некоторых предлогов и т.д.
Игры на словообразование. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образование глаголов от звукоподражательных слов, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д.
Игры на формирование словоизменения. Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся различные игры и игровые упражнения с определенными целями: согласование сущ. и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое?), научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в разных падежах, единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?), научить согласовывать имена существительные с числительными и т.д.
Логопеды - практики вводят в коррекционную работу систему игр, что позволяет детям быстрее и качественнее справляться с возникающими речевыми затруднениями при организации образовательной деятельности и вне логопедического кабинета.
Эффективность коррекционной работы по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.
Список используемых источников
Литература:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2000. – 192 с.
2.Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. – 96 с
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Издательство «Эксмо», 2006.
4.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001. – 208 с.
5.Теплякова О.Н. Обучающие игры. М., 2008. – 128 с.
6.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. Москва 2012. – 64с.
7.Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. Москва. 2007. – 186 с.
Фотографии из личного архива автора.
Интернет-источники:
http://logoped18.ru/logopedic-games/logopedicheskie-igry.php
http://www.autogallery.org.ru/1723pro/s4logop.htm
http://portfolio2017.jimdo.com/
http://vospitatel.com.ua/category/igry.html
Рекомендации по использованию материала
Материал рекомендуется учителям-логопедам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми при организации образовательной деятельности.
С помощью игр развивается устная речь ребенка: пополняется и активизируется словарный запас, формируется правильное звукопроизношение, вырабатывается умение точно выражать свои мысли, совершенствуется грамматический строй речи, навыки словоизменения и словообразования, развивается мелкая моторика рук.
Помимо развития речи в играх осуществляется и развитие мышления детей, способность сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать выводы и обобщения.
Каждая игра и игровое упражнение оборудуется красочным материалом и связывается по возможности сюжетом в соответствии с изучаемой лексической темой и конкретными целями, требующими своей реализации в данный момент времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ – ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
ПЕРЕД ЛОГОПЕДОМ СТОЯТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ЕГО РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ Логопед должен широко использовать игры в работе с дошкольниками, помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СИСТЕМЫ ИГР НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ: Возраст детей. Психофизические особенности детей . Социальное окружение . Дидактические принципы.
ВКЛЮЧЕНИЕ ИГР В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ: Подготовительные игры. Игры для формирования правильного звукопроизношения. Потешки, чистоговорки, считалки, стихи используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков. Игры для формирования словаря и закрепления лексико-грамматических категорий.
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Эффективность коррекционной работы по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучени...
«Использование информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Материал о пользе использования ИКТ для всестороннего развития детей на любом этапе обучения....
« Использование информационно-коммуникативных технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Использование ИКТ в образовательном процессе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе в Российском образовании наметилась тенденция к использованию кейс-технологий не только в бизнес-образовании, но на различных уровнях образовательных ступеней. Кейс-технологии акт...
Опыт работы. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...
Массер - класс для педагогов. "Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием микроскопа".
Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием современных средств обучения....
МАСТЕР-КЛАСС «Использование ресурсов онлайн-платформ при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу применения ресурсов онлайн платформв образовательной деятельности старших дошкольников....