Воспитание детей социально - реабилитационного центра посредством предметно - развивающей среды.
статья

Съедина Татьяна Николаевна

Развивающая предметная среда – совокупность природных, социальных, культурных, предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Большое влияние окружающая среда оказывает на воспитание любви к Родине, родному краю, к своим родным и близким. Она осуществляет развитие личности, формирует у подростков навыки социализации и дает установку на здоровый образ жизни, осуществляет формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействие с окружающими людьми, развивает творческую активность, служит профилактикой вредных привычек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodionova_v.v._sedina_t.n.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание детей социально - реабилитационного центра посредством предметно - развивающей среды.

                                                                   

Авторы материала: педагог дополнительного образования

В.В. Родионова, социальный педагог Т.Н. Съедина.

МБУ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района

Белгородской области

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева.

Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения. В числе таких мер наряду с социальными выплатами все большее развитие получают социальные услуги, которые предоставляются учреждениями социальной защиты с учетом специфики положения различных категорий населения. В последнее десятилетие стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов. В число таких учреждений входят социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной адаптации детей и подростков. Под социальной адаптацией ребенка понимается процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой. Социальная адаптация может быть активной (когда личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает влияния на окружающую среду, а подчиняется ее нормам, гласным и негласным правилам).

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет:

- реализацию индивидуальных программ предоставления социальных услуг подросткам оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- проведение консультирования по социально-правовым, социально-психологическим, социально-педагогическим вопросам несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);

- организацию досуга детей и подростков асоциального поведения, детей и подростков, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении;

- оказание содействия в организации обучения и профориентации несовершеннолетних;

-  организацию оздоровления несовершеннолетних в летний период;

- участие в разработке и реализации межведомственных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

Основная цель нашей деятельности: осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, работа с семьями несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или находящихся в социально-опасном положении.

В направления нашей деятельности входят:

- выявление несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении;

- разработка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями для проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий;

- осуществление социального патронажа дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению;

- участие в реализации межведомственных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних;

- организация летней занятости несовершеннолетних;

- осуществление сбора, хранения, использования информации, имеющейся в едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, и их семьях.

В нашем центре находятся дети с трёхлетнего возраста. Группы, в которых проживают воспитанники, разновозрастные. Организуя взаимодействие детей разного возраста, педагоги руководствуются следующими требованиями:

1)    Обеспечение интеграции и дифференциации социальных интересов подростков в деятельности разновозрастной группы. Это учёт личных и групповых интересов в совместной деятельности детей. Основой успешной совместной деятельности старших и младших является общий интерес, нужное и полезное для всех дело, в котором каждый найдёт для себя личностно значимую и привлекательную сторону.

 2)  Забота об обновлении содержания и форм совместной деятельности детей разного возраста, что стимулирует добровольное включение детей во все сферы социальных отношений.

 3)  Развитие сотруднических отношений между детьми на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, обеспечение защищённости каждого ребёнка, забота о равноправных отношениях детей независимо от возраста и социальной роли воспитанника.

4)  Работа по саморазвитию и самоорганизации жизнедеятельности разновозрастных групп детей. Это добровольность объединения детей, предоставление возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности, стимулирование инициативы, творчества, самодеятельности детей, развитие самоуправления в разновозрастной группе.

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками в разновозрастной группе — залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение имеет пример старших детей для младших. В результате взаимодействия детей в разновозрастной группе в процессе общения возникают некие устойчивые отношения: отношения друг к другу, отношения к окружающей действительности, отношения к событиям и фактам.

Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.  Окружающая среда обладает активностью, она воздействует на человека, увлекает, заражает его соответствующими моделями поведения. В последнее время в психологической и педагогической литературе появилось понятие «развивающая социальная среда» или сокращенно «развивающая среда». Что подразумевается под этим понятием? В широком плане под развивающей социальной средой понимается определенная общность людей или организация, созданная с целью реализации конкретных воспитательных и развивающих задач и дающая возможность детям, подросткам и юношам раскрыть свой личностный потенциал. Исходя из такого понимания, к развивающей социальной среде можно отнести любое учебно-воспитательное учреждение или организацию. Содержание развивающей социальной среды определяется системой различных отношений ребенка со сверстниками, более старшими детьми и подростками, педагогами, воспитателями, вступающими с ними в общение и многими другими факторами. Содержание этих отношений может носить различный характер: морально-нравственный (этический), интеллектуальный (познавательный), эстетический, бытовой. Ребенку или подростку, попавшему в такую развивающую социальную среду, представляется широкий выбор путей интеллектуального, физического, эстетического, морально-нравственного развития. Наряду с широким пониманием развивающей социальной среды существует более узкое определение, которое можно обозначить термином «специальная развивающая социальная среда». Специальная развивающая социальная среда представляет собой такую организацию жизнедеятельности детей, в которой посредством определенного системообразующего компонента создается особая социально-психологическая атмосфера, способствующая проявлению гармоничного сочетания взаимоотношений ребенка и социальной среды, и которая побуждает детей быть активными и целеустремленными. Примером такой специальной развивающей социальной среды можно назвать опыт развития личности ребенка, накопленный А.С. Макаренко в организации обучения и воспитания беспризорных детей в условиях детской колонии. Идеи о создании специальной развивающей среды были развиты и продолжены А.С. Чернышевым, Л.И. Акатовым, Е.А. Шаниным и другими. Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной реабилитации детей является специальная развивающая социальная среда. Современное понимание среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными побуждениями к самовыражению.

Предметно-развивающая среда – определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних создана развивающая среда, способствующая росту личностного       потенциала каждого воспитанника. Она корректирует недостатки развития; способствует формированию основных ценностных ориентиров: основ здоровья, трудовой мотивации, духовно-нравственных качеств личности, творческих способностей. Воспитывает любовь к Родине, родному краю, к родным и близким людям. Развивающая среда дает возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции.

В центре мы разработали программу студии «Страна рукоделия». Она включает в себя 3 раздела: Вышивка, бисероплетение и шитьё. Создали несколько зон, где ребёнок может попробовать свои силы под руководством педагога. У нас имеется зимний сад, где дети учатся ухаживать за комнатными растениями.  На территории разбиты цветочные клумбы, альпийские горки. Здесь дети учатся ухаживать за цветами в естественных условиях. Каждый воспитатель нашего центра ведёт занятия по интересам. Дети на таких занятиях учатся лепить, клеить, рисовать, работают с природным материалом, солёным тестом, глиной и др. В студии «Страна рукоделия» воспитанники занимаются разными видами ручного труда. Они вышивают, плетут из бисера, шьют.   В оборудованном кабинете педагога дополнительного образования есть все необходимые материалы для самовыражения и самостоятельной работы детей. Подобраны папки с образцами и схемами различных видов вышивки, канва, ткань различной фактуры, кусочки меха, иглы разных размеров, фурнитура, калька, копирка, ножницы, нитки мулине и нитки для шитья. В кабинете имеется оверлок и швейная машинка. Для бисероплетения и вышивки бисером приобрели ткань с рисунком, иглы для бисера, нитки, бисер разных цветов и оттенков, для плетения проволока разного диаметра.

Детские работы участвуют в постоянно действующей выставке детского творчества в социально-реабилитационном центре, которая систематически обновляется. С результатами достижений детей могут познакомиться родители, учителя школы, сотрудники и гости центра. Большую роль в социальной адаптации воспитанников играет включение их в занятия народно-прикладным творчеством.  Это способствует воспитанию любви к наследию прошлого, к Родине и родному краю, а также   формированию качеств личности, необходимых для их подготовки к самостоятельной жизни. Систематическое занятие декоративно-прикладным творчеством даёт ребенку опыт в налаживании взаимоотношений, формирует навыки трудового общения, помогает осуществлять бытовую реабилитацию. Дети осваивают навыки хозяйственно - бытового труда, труда по самообслуживанию.  В нашем центре работа организована таким образом, что каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе. Дети шьют, вышивают, плетут, готовят сувениры и подарки друг для друга, для родителей, для педагогов и гостей центра.

Социальным педагогом была разработана программа «Я и мое окружение», которая помогает детям принять себя, освоить житейские нормы поведения, сформировать достойные отношения с окружающими людьми, адаптироваться к современным жизненным условиям.

Цель программы воспитывать качества личности, определяющие в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществлять взаимосвязь моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения. Занятия, проводимые по программе, способствуют сплочению группы, приобретению опыта конструктивного общения, преодолению трудностей во взаимоотношениях, формированию и развитию коммуникативных навыков. Дети учатся доверять другим, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, управлять эмоциями, взаимодействовать при конфликте интересов, оказывать и получать поддержку, помогают подростку раскрыть его внутренний мир, способствуют формированию положительного образа «Я», обретению внутренней уверенности в себе, овладению умениями рефлексии, самоконтроля. Воспитанники учатся объективно оценивать жизненные ситуации, приобретают опыт планирования ближайшего будущего, построения алгоритма достижения поставленных целей, опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, знакомятся с конкретными техниками уверенного поведения в трудных ситуациях (давления, ущемления прав).

Социально-реабилитационный центр находится около леса. Важно создать эмоциональный контакт воспитанника с природой. Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности. Экскурсии в лес-это не только любование красотой природы, сбор природных материалов, это и чистота прилегающей территории (уборка мусора, сухих веток, помощь птицам в зимне-весенний период: изготовление кормушек и скворечников) В.А.Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий." Потребность в красивом - говорил В.А.Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому…Зло и подлинная красота несовместимы…"

Таким образом, развивающая предметная среда – совокупность природных, социальных, культурных, предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности, обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка, обеспечивает разные виды его активности. Большое влияние окружающая среда оказывает на воспитание любви к Родине, родному краю, к своим родным и близким. Она осуществляет развитие личности, формирует у подростков навыки социализации и дает установку на здоровый образ жизни, осуществляет формирование позитивного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействие с окружающими людьми, развивает творческую активность, служит профилактикой вредных привычек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством предметно развивающей среды

В данной работе я пишу о влиянии предметно-развивающей среды на развитие творческих способностей детей...

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Раскрыты вопросы организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный пед...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Наши воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода в нравственном воспитании, потому что большее время бывают, предоставлены сами себе. Проблемы нравственного воспита...

«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №169  Доклад на тему:«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредс...

Опыт работы "Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"

Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Ро...