Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.
статья на тему

Съедина Татьяна Николаевна

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами.  Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает воспитанника нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sedina_t.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Т. Съедина, социальный педагог

 МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

 Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.

 Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

 и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

 Лев Николаевич Толстой

С раннего детства мы постоянно находимся среди людей. Отделить свою жизнь от жизни других, от жизни общества невозможно. Мы живём в нём и для него. Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.  В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.  Не так давно, произошла культурная революция, пошатнувшая устоявшееся у всех понимание общественных ценностей. И неудивительно, что это очень сильно отразилось на нравственном развитии современных детей, которые стали агрессивными и жестокими. Молодое поколение развивается и живет по принципу «каждый за себя», который никак не совместим с духовностью и нравственностью. Наши воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода в нравственном воспитании, потому что большее время бывают, предоставлены сами себе. Проблемы нравственного воспитания подростков, к сожалению, волнуют сейчас немногих, как это было в советское время. Однако если обратить на это внимание сейчас, то в будущем, возможно, нам удастся вырастить «здоровое» поколение. На первый план каждой семьи в наше время выступает финансовое благополучие, и родителям в первую очередь важно прокормить семью, а нравственное воспитание детей уходит на второй, а то и на третий. Поэтому дети остаются «беспризорными» при живых и нормальных родителях и живут своей жизнью, не разбирая, что есть добро, а что – зло. Если в благополучных семьях происходит такое, что можно говорить о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому мы уделяем большое внимание нравственному воспитанию детей, поступающих в наш центр, т.к. они не дополучают его дома. И чем раньше мы займёмся нравственным воспитанием детей, тем будет лучше. Но основная задача, связанная с нравственным развитием ребенка, лежит, как уже было сказано, на плечах взрослого человека.

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать социальный педагог.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами.  Следовательно, задача педагога, - сделать так, чтобы ребенком был сделан правильный выбор в пользу первого, что необходимо будет для его дальнейшей жизни и сделает наше общество лучше. Приобретение положительных качеств, сделает воспитанника нравственным, культурным, созидательным гражданином, владеющим общечеловеческими ценностями.

В системе нравственного развития и воспитания можно выделить следующие направления:

- обучение умению общаться в коллективе, употреблять различные формы вежливости, вести разговор, обретение коммуникативных качеств личности.

- осмысление ребёнком себя как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

- осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему. Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.

- осмысление себя как частицы общества, в котором мы живём.

 Мы разработали свою программу нравственного воспитания школьников, цель которой является формирование у ребенка способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом.

Программа нравственного воспитания подростков включает в себя также изучение, усвоение и практику общения со сверстниками и взрослыми, экскурсии и походы, консультации, тренинги, видео просмотры. Естественно, что воспитание зависит от личного примера педагога, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета.  Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. Поэтому работа социального педагога должна вестись систематически.  Если этому не будет уделено особого внимания, то в будущем, когда дети станут подростками, перевоспитывать их будет сложно или даже невозможно.

Задача социального педагога заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных. Основным принципом формирования культуры поведения воспитанника является воспитание его в коллективе и через коллектив. Поступившим в центр воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, сопереживать друг другу, быть ответственным за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированными. Работа проводится в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; чтение произведений, театральные и кинопросмотры, посещение музеев, выставок, экскурсии, игры, викторины, конкурсы, тесты, электронные уроки и др.            

При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа социального педагога по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.

Важнейшим показателем эффективности развития и воспитания у воспитанников является существенное изменение нравственных качеств, поступков, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, приобретение опыта культурного общения, отношений к Родине, обществу, коллективу. 

Именно в поведении проявляется сущность личности, особенности её характера, темперамента, её потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о человеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу....

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

Развитие нравственных качеств у воспитанников социально –реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Нравственное развитие и воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Нравственное воспитание является процессом, направленным на ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Вопросы нравственного развития, воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить насилие и жестокость, проблема нравственного воспитания ...

Формирование культуры общения и поведения у детей социально – реабилитационного центра, через занятия с социальным педагогом.

Наши воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода в нравственном воспитании, потому что большее время бывают, предоставлены сами себе. Проблемы нравственного воспита...