Опыт работы "Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"
статья (старшая группа)
Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Родители будут более активно вовлечены в процесс формирования основ поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_l.i.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством создания развивающей предметно-пространственной среды
Опыт работы воспитателя
МБДОУ "Детский сад №1" г. Саров:
Сафроновой Л.И.
«Народ, который не знает своей культуры,
истории, - презренен и легкомысленен»
Н. М. Карамзин
В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Я ставил цель рассказать обо всем хорошем, что есть в жизни и труде народов мира, зажечь интерес к культуре, к искусству, к настоящему и прошлому людей, говорящих на разных языках, показать борьбу между добром и злом на всей планете».
В настоящее время в российской системе образования большое внимание уделяется проблемам формирования нравственного, экологического и поликультурного воспитания подрастающего поколения. Объединив эти составляющие можно сформировать в детском сознании индивидуальность, которая будет здорова не только физически, но и духовно, и нравственно. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.
Так как дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка, овладения им речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей, то именно дошкольное учреждение остается базовым учреждением поликультурного образования, и именно здесь ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности.
Проведя мониторинг детей, и определив уровень осведомленности, возникла идея оформить развивающую предметно-пространственную среду, таким образом, при которой дети будут более активно вовлечены в процесс формирование основ поликультурного воспитания, который не будет скучным и однообразным.
Основная наша идея заключается в том, что развивающая предметно-пространственная среда позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия педагогов с детьми и родителями. Родители будут более активно вовлечены в процесс формирования основ поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Нашу группу посещают дети разных национальностей (русские, мордва, татары, чуваши), поэтому необходимо приобщать детей к основам национальной культуры, не только своей, но и культуры других национальностей, к особенностям быта, а также развивать у ребенка межличностные отношения.
Определили три направления работы:
- информационное насыщение (традиции, обычаи разных народов, специфика их культуры и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
В соответствии с направлениями работы пополнили уголок патриотического воспитания в группе. Оформили мини – музей «Игрушки народов мира». Собрали коллекцию кукол в народных костюмах. В музее разместили предметы народного быта, произведения искусства. Сшили национальные костюмы для детей и кукол.
Пересмотрели содержание книжного уголка. Добавили познавательную литературу: рассказы о республиках; рассказы о труде и быте других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. Подобрали сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле.
Оформили картотеку пословиц и поговорок, которые играют большую роль в воспитании этики межнационального общения у детей дошкольного возраста. Несмотря на их краткость, в них чётко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причём эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности и такту: «Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская).
Обогатили игровое пространство:
- макетами «Саровская башня», «Деревенская изба», «Мордовский заповедник»;
- лэпбуками «Традиции моей семьи», «Моя малая Родина», «Многонациональная Россия»;
- кейс-боксами «Наши соседи», «Дома народов мира»;
- картой «Дружба народов».
Создали дидактические игры и пособия, которые закладывают у детей основы поликультурного образования: «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм», «Народы Нижегородской области», «Народы России», «Промыслы земли Нижегородской», «Народы мира», «Государственные праздники», «Экскурсия в Мордовский заповедник», «Животные Нижегородской области», «Красная книга России», «Гербарий», «Народные игры» и другие.
Оформили групповую видеотеку: «Экскурсии по городам России», «Экскурсия по Саранску», «Экскурсия по Казани», «Чебоксары - столица Чувашии».
Пополнили центр декоративно-прикладного искусства дидактическими играми, такими, как «Составь узор», «Найди фрагмент», лото «Какая роспись?», где дети знакомятся с народной игрушкой, с образцами росписей.
Оформили календарь «Народные праздники и традиции», в котором отразили интересные обычаи и традиции, основанные на наблюдениях за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
К оформлению уголка привлекали детей и родителей. Так уголок пополнился играми-ходилками, сделанными детьми "Путешествие по ...".
Традицией группы стали совместные с родителями экскурсии и походы, после которых оформляем мини-альбомы с фотографиями, рассказами детей и взрослых, детскими рисунками. Альбомы стали получаться все более красочными и информационными. А родители оформили большую кулинарную книгу «Национальные блюда».
Таким образом, подобранная нами развивающая предметно-пространственная среда делает педагогический процесс поликультурного образования дошкольников разнообразным, увлекательным и творческим.
Список литературы:
- Аммосова В.В. Игра и игрушки в этнокультурном образовательном пространстве дошкольных учреждений / В.В. Аммосова, Д. Г. Ефимова // Социосфера.
- Балицкая И.В. Поликультурное образование. М., 2001.
- Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста. Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.
- Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. - № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"
Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...
«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №169 Доклад на тему:«Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредс...
Презентация на тему "ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ" внедрение центра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в предметно-пространственную среду группы в ДОУ
Презентация на тему "ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ" внедрение центра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в предметно-про...
Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы
Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности»
Продуктивная деятельность, в частности, ручной художественный труд тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих опреде...
«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...
«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»
Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...