СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
методическая разработка по теме
Раскрыты вопросы организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в условиях ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_ranniy_vozrast.docx | 19.99 КБ |
sreda_ranniy_vozrast.pptx | 807.72 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ
Сергеева Е.А.,
старший воспитатель
МБДОУ г.Мурманска № 125
1. Работа с детьми раннего возраста подразумевает создание комфортных условий жизни и развития каждому ребенку, в том числе и для его социальной адаптации. Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима.
Под предметно-развивающей средой мы понимаем созданную в дошкольном учреждении обстановку, в которой живет ребенок. Среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
2. При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет группе, педагоги соблюдают основные характеристики предметной среды для групп раннего возраста; учитывают возрастные физиологические и психические особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.
3. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, то есть без функциональной направленности, — в ней не создана развивающая среда для малышей. Разработка предметно-пространственной развивающей среды осуществлялась на основе анализа характеристик детского сообщества, находящегося в каждой конкретной группе.
4. Предметно - развивающая среда отвечает санитарно-гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям. Вся мебель подобрана с учетом возраста, роста детей и представлена так, чтобы каждый ребенок мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
5. Игровая комната разделена на развивающие центры. Проанализировали перечень задач, которые можно решать посредством имеющихся элементов предметной развивающей среды.
В центре двигательной активности сконцентрировано крупногабаритное оборудование для развития таких основных видов движений, как ползание, лазание, бросание, ходьба, бег – это машины, волокуши, каталки-качалки, мячи разного размера, мешочки с песком, кольцеброс, канат. Также имеется оборудование для выполнения общеразвивающих упражнений - флажки, султанчики, платочки, гимнастические палки; для развития дыхания – волшебные бутылочки, вертушки; для профилактики плоскостопия - массажные дорожки, нагрудные знаки для подвижных игр. Все оборудование подобрано с учетом возрастных особенностей детей, ярко оформлено, доступно руке ребенка. Дети самостоятельно могут менять содержание центра, выбирать то или иное оборудование для игр, использовать его в других центрах группы.
6. В центре ознакомления с живой природой находятся цветы с крупными и мелкими листьями, мини – огород. Здесь же полка с необходимым оборудованием для ухода за обитателями уголка природы, альбомы, книги, знакомящие детей с временами года, животными. В центре воды и песка имеется оборудование для ознакомления детей со свойствами неживой природы – тазы, ведерки, различные емкости, леечки, сачки, плавающие игрушки и предметы, губки.
7. В центре конструирования имеются различные виды строительного материала (большой и маленький, пластмассовый и деревянный). В нем размещены игрушки, изображения которых соответствуют реальным объектам нашего мира, приближенные к ним по внешнему облику – игрушечные животные, люди. Персонажи сказок. Игрушки выполнены из разнообразных, безопасных для здоровья материалов, из некоторых можно извлечь звуки, обследовать поверхность (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость или мягкость.
8. В группе организованы центры музыкальной и театрализованной деятельности. Здесь размещены материалы для режиссерских и театральных детских игр: мелкие игрушки плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персонажей, нагрудные знаки с героями сказок; для проведения развлечений с детьми – настольный, пальчиковый, плоскостной (фланелеграф) театр, куклы – бибабо, перчаточные куклы. Также здесь имеются озвученные и неозвученные музыкальные инструменты, нестандартное оборудование - музыкальные коробочки, бутылочки, погремушки – веселушки, музыкальная шкатулка, рядом предусмотрен «уголок ряженья», огороженный яркими лентами, на стене большое зеркало, фотографии детей в ярких костюмах, крючки с разноцветными платочками, сарафанами, юбками, головными уборами, украшениями; стул с карманами для расчесок, бутылочек.
Материал уголка ряженья используем как для обыгрывания сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Автобус», «Дом»), так и для инсценирования сказок, потешек, музыкальных игр. Элементы костюмов, аксессуары позволяют ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя такого знакомого и незнакомого одновременно.
9. В центре сенсорного развития размещены различные игры и пособия, изготовленные из «нестандартных» предметов (крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек и других хозяйственных предметов), специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки, застежки. Дидактический стол используем для прокатывания шариков с горки, учим различать, располагать втулки и формы по цвету на столе.
«Сухой бассейн» используем для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия.
10. Центр развития речи представлен дидактическими играми, разнообразными альбомами, картинками, способствующими развитию речи детей. Содержание уголка меняется в соответствии с поставленными задачами определенной тематики.
11. Понимая, что ребенок в течение дня испытывают большую нагрузку, устает от общения с детьми, мы создали место «уединения», где ребенок может побыть один, позаниматься с любимым делом или просто посидеть, не участвуя ни в какой деятельности.
12. Игровой центр оборудован специальной детской игровой мебелью для сюжетно-ролевых игр. Содержание уголка меняется набором кукол, одежды, посуды, мебели, предметов домашнего обихода, фруктов, крупного строительного материала, игрушек – заменителей.
13. Показатели оценки качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степени ее влияния на детей:
- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
14. Развивающая предметная среда группы не только решает задачи развития и воспитания детей на конкретном возрастном этапе, но и использоваться как условие для социальной адаптации детей к ДОУ.
Детский сад должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА Разнообразие : наличие всевозможного и вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами. Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития. Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции; позволить ребенку проявить их. Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности : построение не пересекающихся друг с другом зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом. Взаимодополняемость , взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой. Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — возраст повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКОГО СООБЩЕСТВА, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ возрастной состав малышей; психологическая характеристика группы: темперамент детей, их подвижность, наличие лидерства, учет индивидуальных особенностей, познавательные интересы, показатели развития и пр . количественное соотношение мальчиков и девочек; социальные условия жизни детей в семьях и типы семей; окружающая социальная практика.
ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Задачи: Учить детей ходить и бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Упражнять в ползании, лазании, действиях с мячом . Развивать умение прыгать на месте, с продвижением вперед, в длину с места. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям, подвижным играм. Способствовать снятию мышечного напряжения. Удовлетворять потребность в движениях. Обогащать положительными эмоциями.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ЭКСПЕРИМЕНТРИРОВАНИЯ Задачи: Учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы. Расширять пассивный и активный словарь детей названиями растений и животных. Учить элементарным навыкам ухода за растениями и животными уголка природы. Учить называть свойства песка и воды, играть с ними. Способствовать проявлению положительных эмоций, при общении с обитателями уголка природы, снятию мышечного и эмоционального напряжения, через игры с песком и водой .
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ Задачи: Учить детей называть строительный материал, накладывать, приставлять, комбинировать размещение деталей, называть постройку, обыгрывать ее. Удовлетворять потребность в активных самостоятельных и совместных действиях. Способствовать снижению агрессивности
ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задачи: Учить детей называть музыкальные инструменты. Развивать умение различать звуки по высоте и динамике. Упражнять в подпевании, выполнении несложных танцевальных движений. Учить с помощью воспитателя инсценировать сказку, передавая характер героев. Снятие эмоционального напряжения. Удовлетворение потребности в речевой, двигательной активности и коммуникации.
ЦЕНТР СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ Задачи: Учить детей различать и называть цвет, различать предметы по форме и размеру, развивать мелкую моторику. Способствовать снятию мышечного напряжения через игру в сухом бассейне и действия с дидактической игрушкой.
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Задачи: Способствовать накоплению пассивного и активного словаря. Развивать речевое дыхание, силу голоса. Воспитывать речевую активность. Способствовать созданию условий для стимулирования речевой активности детей, узнавания знакомых предметов на иллюстрациях книг.
ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ Задачи: Создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения. Поддерживать чувство комфорта. Способствовать снятию эмоционального напряжения, удовлетворять потребность в желании побыть одному. Наблюдать за действиями ребенка, выявляя его индивидуальные особенности.
ИГРОВОЙ ЦЕНТР Задачи: Учить выполнению знакомых действий с предметами, игрушками, предметами-заместителями. Активизировать социальный опыт в сюжетных играх. Развивать знания об окружающем мире. Способствовать формированию положительных эмоций детей. Помочь активному отражению окружающей действительности в игре, снятию агрессии и мышечного напряжения.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ
Нужен ли ребенку детский сад?Как сделать так, чтобы ребенок ходил в детский сад с удовольствием? В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, ...
Педагогический проект. Тема: "Устное народное творчество, как стимул социальной адаптации детей раннего возраста"
Педагогический проект в адаптационный период....
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
В презентации представлены такие вопросы, как Социальная адаптация, как она протекает....
Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО
Социализация и социальная адаптация детей раннего возрастав контексте ФГОС ДО Звягина Ольга Николаевна, воспитатель ...
Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна
Рекомендации по работе с особыми детьми...
Выступление на педсовете на тему: "Формирование игровой деятельности детей раннего возраста в предметно-развивающей среде ДОУ"
laquo;Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе...