Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
методическая разработка (средняя группа)
Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс развивающих мероприятий по формированию экологических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Цель данного комплекса - создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников.
Одним из важнейших условий, на наш взгляд, являлось использование в работе разнообразных форм организации экологического воспитания детей и разнообразия методических приёмов. Мы в своей работе в основном использовали все формы и методы работы, которые есть на сегодня в методике экологического воспитания дошкольников, но одним из самых действенных средств при формировании экологических представлений является игровая деятельность.
Специфика данного комплекса: особо результативное формирование экологических представлений дошкольников 3-5 лет средствами данного комплекса.
Основными средствами формирования экологических представлений выступают:
- занимательные игровые задания и игры;
- произведения искусства, отобранные по определенным критериям, в том числе детская художественная литература;
- эмоциональное воздействие на ребёнка – приём занимательности;
- эмоциональный рассказ воспитателя, образное воссоздание событий с зарисовкой тонкостей для отображения перед детьми картины явления или события.
Задачи формирования у детей трёх компонентов осознанно-правильного отношения к природе:
- познавательного,
- гуманного,
- эстетического.
Формирование познавательного отношения - это дальнейшее расширение представлений о природе, систематизации знаний, развитие уже имеющихся обобщений, установление новых более сложных по структуре связей в природе в соответствии с ФГОС ДО. Формирование интереса к явлениям природы, стремление глубже познать их, интереса к овладению знаниями, любознательности.
Формирование гуманного отношения - сочувствия живому, содействия, стремления проявлять заботу о животных, растениях, готовность к оказанию помощи тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий.
Формирование эстетического отношения - способности воспринимать красоту объектов и явлений природы, проявлять эстетические переживания, эмоционально откликаться.
Во ФГОС ДО предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребёнка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности, с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.
Важнейшим средством формирования начал экологического мировоззрения у детей среднего дошкольного возраста является игровая деятельность. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности.
Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей.
Использовались разные виды экологических игр: дидактические, подвижные, игровые обучающие ситуации (ИОС), соревновательные экологические игры. Значительное место в самостоятельной деятельности детей занимали творческие сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием.
Игра – как основной вид деятельности в данной возрасте остается, но уже усложняется – по содержанию и форме она больше отвечает возрастным возможностям и умениям детей.
В ходе формирующего эксперимента мы работали с детьми по таким блокам как: «Растения», «Животные», «Лес», «Человек и природа». Данные блоки не имели авторского методического обеспечения, поэтому материал для экологического воспитания дошкольников 3-5 лет мы подбирали самостоятельно, в соответствии с разработанными Н.А. Рыжовой компонентами блоков (Приложение 3).
Ознакомление с блоком «Растения» мы принялись с закрепления познаний дошкольников о частях растения (корень, стебель, листья, цветы, плоды). Вот именно для этого с ребятами был сочинён кроссворд. Затем дети были ознакомлены с многообразием растений на Земле. Дошкольники зафиксировали и приобрели свежие знания о том, что растения прорастают повсюду, где существуют нужные для их жизни условия (вода, воздух, свет, тепло), но природа на нашей Земле не везде одинакова, оттого многообразна и растительность. Некоторые растения растут на полях, иные – на водоемах, прочие – на лугах, а отдельные растения предпочитают глухой лес. Приобретенные знания были подкреплены детьми через игру «Разложи по группам». В процессе данной работы дошкольники приобрели первоначальные знания об экологии растений, у них закладывалось уяснение взаимосвязи роста и развития (конкретно, семени гороха) с условиями окружающей среды. Много радости приносило дошкольникам очарование комнатных растений, умение ими любоваться, бережное отношение к ним!
Когда дошкольники дежурили в уголке природы, то здесь мы прививали им чувство ответственности за доверенное им дело, закрепляли наименования комнатных растений и их размножение. Формируя экологические представления, используя в ходе формирующего эксперимента всевозможные анализаторы, мы провели занятие «Лекарственные и ядовитые растения», где ребята детально познали процесс произрастания данных растений и зафиксировали понятие их роли в жизни человека, дошкольников 3-4 лет в полный восторг привела игра «Знатоки лекарственных растений».
Основной целью экологического воспитания является формирование начал экологической культуры: правильное отношение дошкольника к окружающей его природе, к самому себе и к людям как части этой природы. Поэтому, мы продолжали сформировывать систему знаний у дошкольников о положительном и отрицательном воздействии человека на природу. Вырабатывали осознанное деятельное отношение детей к природе, желание беречь все растения, с какими ребёнок сталкивается. А для этого мы ознакомили дошкольников с теми растениями, которые занесены в Красную книгу, а также организовали в нашей группе свою Красную книгу. Близкое знакомство с блоком «Растения» мы завершили просмотром Оксфордской видеоэнциклопедии для дошкольников, и подтвердили проведённые исследования учёных, что при построении иерархической системы знаний и соответственной организации обучения, дошкольники среднего возраста на примере растений усваивают проявления закономерности о цельности организма и среды.
Наша природа различается особенным разнообразием форм жизни. Повсюду произрастают не только различные растения, но и водятся животные, которые живут в самых разных условиях. Очень необъятен мир животных, ведь они для нас – как меньшие братья. Именно с такой информации мы приступили к исследованию блока «Животные», для формирования суждения о том, что животное – это живое существо, оно имеет определённое строение, может двигаться и чувствовать. В процессе проведения формирующего эксперимента мы проводили игры, читали, занимали детей в развивающих мероприятиях, воспитывали у детей бережное отношение к животным, подводили их к пониманию необходимости существования всех видов животных без исключения.
Дошкольники ознакомились с сезонными видоизменениями в жизни диких животных, насекомых и птиц. Мы им показали отличие в размножении животных (птиц, бабочек, лягушек). Воспитывали у дошкольников понимание необходимости охраны не только самих животных, но и их «жилища» – места обитания. Мы с детьми закрепили полученные знания через игровую деятельность, работу с карточками-схемами. Дети должны знать, как много животный мир даёт человеку, как животные могут помогать человеку в его жизни, какую приносят пользу. Для осознания этого через игру-путешествие мы сформировали обобщённое представление о домашних животных. При этом, не осталась без внимания и наша прежде созданная книга, на страницах которой мы заносили охраняемых животных.
Затем, мы отправились с дошкольниками среднего возраста в лес. Дети и раньше бывали в лесу, очень много наблюдали, затем воспитатель читал книги, вследствие этого ответы на некоторые их вопросы: «Почему?», «Отчего?», «Что?» и «Зачем?» мы уже заранее знали. Вследствие этого, возникла необходимость пополнить уже полученные знания о лесе – новыми сведениями. Так, мы уточнили и расширили представление о многоярусном сообществе – так называемом «многоэтажном» доме. Дошкольники ознакомились со всевозможными видами леса (сосновый бор, хвойный лес, березовая роща, лиственный лес, смешанный лес, тайга), детям было показано значение леса в жизни каждого человека. У дошкольников формировалось умение лицезреть красоту леса и формировалось эмоциональное отношение к нему. Для этого мы читали и рассматривали детские журналы, отгадывали кроссворды, играли, устраивали выставку пейзажей и поделок из дерева. Это всё содействовало умственному развитию дошкольников среднего возраста.
Воспитательное значение природы тяжело переоценить. Контактируя с животными и растениями, ребёнок становится чище, добрее и мягче. В дошкольнике рождаются самые наилучшие человеческие качества. Мы старались донести до детей знания, что люди живут и развиваются за счёт природы. Людям необходим чистый воздух, чистая вода, экологически чистые овощи и фрукты. Наш мир огромен, поэтому мы выстроили знакомство детей с природой понемногу, выстраивали условия так, чтобы у дошкольников среднего возраста формировалось верное представление о ней.
Вот с таким багажом знаний мы приблизились к изучению последнего блока нашего комплекса – «Человек и природа». В этом блоке мы познакомили дошкольников 3-5 лет с созданием заповедников, заказников для охраны редчайших видов животных и растений, на конкретных образцах рассмотрели отдельные проблемы взаимоотношений людей с природой и вероятные пути их решения. С детьми был зафиксирован навык экологически-правильного поведения в природе. При изучении данного блока мы базировались на материале всех предыдущих блоков. Для обобщения знаний дошкольников по блокам нашего комплекса развивающих мероприятий мы вновь использовали материалы Оксфордской видеоэнциклопедии для дошкольников 3-5 лет, которая имеется в видеотеке ДОО, прослушивались записи звуков природы. Основываясь на положении о том, что книги являются определённым видом искусства и воздействуют на чувства и сознание детей, мы использовали в работе с дошкольниками рекомендуемые Н.А. Рыжовой произведения Б. Заходера, Э. Мошковской, С. Маршака; народные и авторские сказки; сказки Л. Павловой, В. Бианки.
Книги выводят за пределы наблюдаемого; с помощью книг дошкольники знакомятся с явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно: явления природы, жизнь растений и животных других климатических зон (степи, пустыни, тундры). Вот также, с помощью поэтических творений дошкольники научились обнаруживать необычное в привычных для детей явлениях: морозных узорах на окнах, ветре и солнце. Чтение, а потом обсуждение творений художественной литературы формирует способность дошкольников к пониманию речи, к длительной произвольной заинтересованности и концентрации на содержании, которое передаётся словом.
Книга о природе даёт богатейший материал для формирования экологических представлений, наблюдательности и любознательности.
Взрослым необходимо помнить о том, что ДОО не может реализовывать экологическое воспитание дошкольников отдельно от семьи. В любой семье формируется неповторимая психологическая атмосфера семейных отношений к окружающему миру, характерное каждой семье мировоззрение и система влияний, которые обеспечивают экологическое воспитание дошкольников 3-5 лет.
Принимая во внимание вышесказанное, совместно с родителями и детьми мы проводили родительские собрания, открытые занятия, развлечения и праздники по экологическим проблемам, а также все вместе получили знания на экологическую тему через печатную информацию.
Родители были непосредственными участниками в качестве персонажей на праздниках: «Новый год в подводном царстве», «На балу у Золушки», развлечении «Что за прелесть эти сказки!», где родители были рады за полученные детьми знания.
Одним из условий реализации системы формирования экологических представлений в ДОО является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка.
В ходе формирующего эксперимента сделано все, чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого-развивающая среда в детском саду после обновления способствует:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Создавая эколого-развивающую среду, был учтён период обучения, сезонность.
Модель экологической предметно-развивающей среды данной группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, календарь природы, выставочная зона, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности, групповой участок, клумбы и огород.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания, такие, как «Лет о в деревне», «Домашние животные», «Паровозик для зверят», «Кто где живёт», «Разрезные картинки», «Времена года», «Зоолото» и другие.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих эколого-эстетическому развитию детей и формированию их нравственных качеств.
Методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в данном ДОО осуществляется в направлении личностно-ориентированного и вариативного подхода к детям. Педагогами стал использоваться творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и задача педагогов сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Данный комплекс развивающих мероприятий посредством игровой деятельности рассматривается нами как одно из средств формирования экологических представлений дошкольников 3-5 лет в процессе экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1189269-1574340187.jpg)
План самообразования на тему «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность в соответствии с ФГОС» в средней группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20234272","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"444","width":"314"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909259-1490691510.jpg)
План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок на...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-1225125-1618142502.jpg)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-568293-1445274062.jpg)
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-729051-1605432313.jpg)
Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2021-2022 год
laquo;Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель:Изучение особенностей экологического воспитания детей среднего возраста.Продолжать повыша...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/11/picture-1411659-1654945974.jpg)
Презентация "План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Ведущая педагогическая идея:Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - отметило правительство РФ и заявило, что «решающую роль в охране окружающ...