Музыкальная акварель
статья
Музыкальная акварель (практическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и для родителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_akvarel.docx | 174.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная акварель
(практическое пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и для родителей)
Составитель:
Перминова Татьяна Алексеевна, музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад №43 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Настоящее методическое пособие - результат длительного практического опыта, накопленного за время работы в дошкольном учреждении с учащимися 1-ш класса, а в дальнейшем с детьми старшего дошкольного возраста. Оно адресовано музыкальным руководителям дошкольных учреждений и родителям.
Игра представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка. Наблюдения за детьми в детском саду и практика работы с ними показывают, что игра – это и любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет удовольствие и радость, но, являясь активным видом деятельности, развивает и воспитывает его.
В игре формируется личность ребенка, она помогает ребенку понимать окружающий его мир. Одновременно с этим в игре развиваются интеллектуальные чувства, вызванные мыслительной деятельностью (чувства удивления, радости, любопытства), фантазию и творческие способности.
У детей чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами их жизни. А музыка, обладая силой эмоционального воздействия и источником духовной энергии, совместно с игрой развивает, формирует и воспитывает эти чувства. Поэтому музыкальные игры, представленные в данной работе, развивают у детей эмоциональное восприятие, слуховую сосредоточенность, стимулирующие музыкальное развитие, способствующие развитию музыкальных способностей каждого ребенка.
Эмоциональное восприятие детей идет от простейших различий ярких звуков к восприятию красоты гармоничности их сочетаний. Дети, вслушиваясь в музыку, угадывают ее, воспроизводят ритм, чисто интонируют, импровизируют музыкально – ритмическими движениями.
Практика и опыт работы с детьми показывают, что играя с большим количеством детей педагог не имеет возможности уделять внимание каждому ребенку. А ведь активное внимание со стороны взрослого в процессе музыкальных игр имеет для детей решающее значение: развивается детская музыкально-игровая фантазия и музыкальность.
Чтобы шло развитие детской фантазии и музыкальности, провожу короткие встречи с подгруппами детей 5-7 человек. Эти встречи наиболее эффективны, чем продолжительные музыкальные занятия, отстоящие друг от друга по времени.
Кроме музыкальных встреч с подгруппами детей провожу музыкально-игровые занятия и со всей группой детей, но провожу их значительно реже, и, в основном, с детьми младшего дошкольного возраста.
Регулярные музыкальные встречи с подгруппами детей направлены на знакомство с новым или же на повторение хорошо знакомого музыкального материала. Для этого была оформлена музыкальная папка, в которую вошли карточки (ритмические интервалы – «животные», ключи скрипичный и
басовый, ноты разной длительности, пауза, форте, пиано, диез, бемоль), нотный стан, столбица (устойчивые, неустойчивые ступеньки).
Интерес и стремление детей быть активными участниками музыкальных встреч зависят от репертуара. Поэтому весь репертуар был тщательно отобран, обновлен и проверен в работе с детьми. В репертуар включены музыкальные произведения русских, зарубежных советских и современных композиторов.
Сочетания музыки с игровыми действиями, позволяют выявить музыкальные задатки детей, развить музыкальные способности, певческие и двигательные навыки. Интересные по содержанию игры дают возможность каждому ребенку подумать, высказаться, проявить свою фантазию в движениях, в игре на музыкальных инструментах.
Каждая музыкальная встреча с детьми должна быть увлекательной, поэтому игры варьируются так, чтобы ребятам было интересно играть и рассказать о них своим родителям.
Стараюсь перенимать все новое в музыкальной педагогике дошкольников, ищу возможности сделать процесс музыкального развития, воспитания и обучения детей разнообразным, интересным и радостным.
Внедрение данного практического пособия в работу с детьми будет способствовать активному продвижению детей в музыкальном развитии, воспитании и обучении детей, дает возможность деятельно – творческому самовыражению каждого ребенка, приобщать детей к музыкальной грамоте и традициям музыкальной культуры прошлого и настоящего.
Привожу пример звуковой игры «Угадай-ка»
Звуковая игра «Угадай-ка»
Цель: развитие умения вслушиваться в звучание двух звуков, чувства ритма, музыкальной памяти, способностей к импровизации в музыкально-ритмических движениях, чистое интонирование, звукоподражание.
Игровой материал: карточки с изображением животных, символизирующих интервалы: еж, кукушка, ворона, медуза, олень, осел, жираф; музыкальные молоточки, перчаточная игрушка Еж, жетоны.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть. Читает:
- Стали звуки дружно в ряд,
На зверей, они глядят
Нас узнай - говорят
Педагог играет на фортепиано интервалы – два звука вместе и по – отдельности, предлагает сочетанию звуков дать название (на кого из животных по звучанию они похожи). Дети, вслушиваясь и фантазируя, дают свои названия.
Затем дети достают из «Музыкальной папки» карточки с изображением животных. Педагог снова проигрывает на фортепиано все интервалы, читая:
- Два звука рядышком стоят, колят как иголочки острые ежа.
- В лесу поет кукушка: «Ку – ку – ку».
- Сидит ворона на суку, поет: «Кар – кар - кар».
- Прозрачная медуза плавает, жидкая такая – форму меняет, жалит.
- Осел стоит и не идет, а поет: «Иа – иа».
- А олень все скачет, скачет, не догнать его никак.
- А жираф такой красивый, шею тянет высоко.
На первых встречах дети закрывают все карточки, оставляя открытыми две карточки с изображением ежа и жирафа.
Педагог снова проигрывает секунду (еж), дети слушают, ищут карточку.
Затем проигрывается в разной последовательности октаву (жираф) - секунду (еж). За правильные ответы - жетоны.
Далее педагог исполняет песню «Еж» И. Пономарева без слов. Дети угадывают песню, поют ее, звукоподражание и имитация в движениях – пыхтят, показывая иголки ежа пальцами.
Педагог проигрывает на фортепиано «Еж» Д. Кабалевский. Дети импровизируют в музыкально – ритмических движениях образ ежа.
Подсчет жетонов. Победитель надевает на руку перчаточную игрушку «Еж», остальные дети берут музыкальные молоточки и начинается музыкальная игра «Догонялка» Хорошко.
На второй встрече педагог играет секунду - октаву. – терцию (кукушка).
Дети импровизируют полет кукушки в музыкально – ритмических движениях, звукоподражание «Ку – ку – ку – ку – ку - ку».
На третьей встрече педагог играет секунду - октаву. – терцию – септиму (осел). Звукоподражание «Иа – иа - иа».
На четвертой встрече педагог играет секунду - октаву. – терцию – септиму – кварту (ворона). Импровизация в музыкально – ритмических движениях как сидит на суку ворона, звукоподражание «Кар – кар – кар» и ворона вспорхнула. Музыкальное произведение «Ворона» Е. Тиличеева, сборник «Музыкальный букварь» под ред. Н. Ветлугиной.
На пятой встрече педагог играет секунду - октаву. – терцию – септиму – кварту – сексту (олень). Импровизация в музыкально – ритмических движениях скачущего оленя.
На пятой встрече педагог играет секунду - октаву. – терцию – септиму – кварту – сексту – квинту (медуза). Импровизация в движении образа медузы.
На заключительной встрече педагог проигрывает на фортепиано все интервалы в разной последовательности. Дети поднимают карточки с изображениями животных. За правильные ответы получают жетоны.
Звуковая игра «Угадай-ка»
Интервалы | Секунда | Терция | Кварта |
|
|
|
|
Квинта | Секста | Септима | Октава |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Эльконин Д.Б. Психология игры, М., Педагогика, 1978
- Удовольствие - в игре. М., Знание, 1983
- Вартанян И.А. Звук – слух – мозг, Л., 1981
- Одаренные дети. М., Прогресс, 1991
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1987
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.. Просвещение, 1968
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, Академия развития. 1997
- Баренбойм Л.А. За полвека. Л.. Советский композитор, 1989
- Кирюшин В.В. Библиотека музыкального мифа. М., 1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Акварель" программа
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видет...
конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".
Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж...
Рисование акварелью и гуашью по теме: "Ирисы".
1.Загадки о ирисах.2.Рассматривание ирисов на иллюстрациях( на что обратить внимание.)3.Смешивание цветов, чтоб получить сиреневый цвет.4.Техника рисования ирисов....
"Рисование акварелью по манке"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5537475","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"190"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5537520","at...
Тема “Золотые краски осени”. Рисование. Техника: акварель по мокрому листу.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Мастер класс "Сказки живой акварели"
Техника рисование Акварель по мокрому....
Конспект по рисованию акварелью «Как красиво в природе весной»
Работа с акварелью....