Возможности развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.
статья

Ерощенко Екатерина Викторовна

    

значение и роль развивающих игр в жизни дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_v_rabote_s_doshkolnikami.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста.

      Процесс развития творческих способностей детей требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в влиятельных способах руководства этим процессом, в котором используются такие методы и приёмы, которые содействуют развитию творческих способностей детей с помощью развивающих игр, творческих упражнений и заданий.

     К началу дошкольного возраста ребёнок уже обладает определённым жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперёд сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.

    Прежде всего развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей со взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.

    В любой игре содержится два типа правил - правила действия и правила общения с партнёрами. Правила действия определяют способы действий с предметами, общий характер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.)

    Правила общения влияют на характер взаимоотношений участником игры (очерёдность выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий детей, их согласованность и так далее.)

    Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назидательности и навязывания роли со стороны взрослого приучают детей к организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение сопереживать, внимательно относиться к окружающим.

    Но всё это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребёнку, в готовом виде (т.е. с определённым содержанием и правилами) активно принимается ребёнком и становится его собственной игрой.       Доказательством того, что игра принята, являются: просьба детей повторить её, выполнение тех же игровых действий - самостоятельно, активное участие в той игре при повторном её проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.

    Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребёнку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. 

   Психологический возраст ребёнка - понятие условное и определяется не только календарными сроками, но и уровнем психического развития. Главное здесь - последовательность этапов развития (недопустимо перешагивать через целый этап).    Игры должны предлагаться в соответствии с учётом необходимой последовательности этапов - от самых простых и доступных каждому ребёнку игр следует к более сложным. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста, и на это основе вводить новые действия и новые задачи.

    Кроме того, на каждом возрастном этапе между детьми существуют значительные индивидуальные различия, и соответственно требуют разного подхода к проведению игр.

    Дети первого вида очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру и с энтузиазмом включатся в неё. Обычно они быстро схватывают суть игры и стремятся взять на себя активные роли.

    Дети второго типа более робкие, опекаемые, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность.

    Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействия в развивающих играх (и в этом их главная особенность) объединяют один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным условием творческой деятельности- делать всё самостоятельно. Эти игры развивают внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. Следует играть с ребёнком в развивающие игры, что даёт возможность «чувствовать» ребёнка: т.е. понимать, когда нужно закончить игру. Рекомендуется также заинтересовать ребёнка игрой, пробудить в нём интерес к развивающим играм, можно начать со сказки.       Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, а детям свойственно именно образное мышление.

    Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех ребёнка лучше встречать с улыбкой, похвалой. При этом нельзя забывать, что перехваливание может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку, что он ещё не исчерпал всех своих возможностей и что он может сделать ещё лучше. Это возбуждает у ребёнка желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию, а это важное условие в любой творческой деятельности.

Развивающие игры предполагают конкретную оценку действий ребёнка.

Основное правило развивающих игр - взрослые не должны выполнять задания за ребёнка, не должны подсказывать ему. Хотя сначала, когда ребёнок только знакомится с играми, ему рекомендуется помогать репликами («Верно!», «Молодец!»), но затем лучше от них постепенно отказаться, т.к. ребёнок начинает судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. Искать ошибки он должен сам.

     Нельзя превращать развивающие игры в обычные, они теряют свою привлекательность. Развивающие игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры их нужно убрать на недоступное место, при этом ребёнок должен видеть игру. Когда ребёнок начнет играть самостоятельно, можно вместе с ним найти специальное место для хранения. Начинать игру следует с посильных для него задач или с более простых частей. Трудные задачи могут отпугнуть, поэтому  в первый раз игру надо закончить, не доходя до них, чтобы у ребёнка было желание вернуться к ней завтра.

Для любой игры необходима непринуждённая обстановка. Кроме того, продлить жизнь игре можно, усложняя задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию...

Развивающие возможности лего - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исслед...