Развивающие возможности Lego-конструирования в работе с детьми дошкольного возраста
консультация

Кибирева Светлана Геннадьевна
Педагоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_vozmozhnosti_lego.docx21.45 КБ
Файл kons_dlya_vospit_rodi.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки способностей и дарования детей

на кончиках пальцев,

Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок 

В.А.Сухомлинский

«Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Психолог Александр Романович Лурия говорил: Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу».

В педагогической практике мы широко используем разнообразные виды конструирования - из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов Лего представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.

Применение Лего способствует:

1) развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета

2) развитию и совершенствованию высших психических функций - памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение

3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка  к письму

4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к  другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

 Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

-Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

- Конструирование по инструкции – кконструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

- Конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; здесь формируется умение анализировать, что способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте особое значение имеют игра и первые попытки продуктивной деятельности.

Конструирование – важнейший для дошкольников вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы с детьми дошкольного возраста, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.

Лего-конструирование является уникальным инструментом  для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Наглядные модели создаются детьми в ходе разных видов деятельности. Это рисование, конструирование, сюжетно - ролевая игра и др. Конструирование мы включаем в такие виды занятий, как «Ознакомление с окружающим миром», «Конструирование», «Математика», Кружковая работа, и др., обеспечивающие развитие способностей к конструированию.

Сначала мы с детьми на занятии НОД по познавательно – исследовательской деятельности познакомились с конструктором Lego, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Lego в самостоятельной деятельности, причем,  использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

Играя в «Lego» на «Математике» с детьми мы получаем математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используем Lego - элементы в дидактических играх и упражнениях. Например:

«Найди пару»

Цель. Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.

Ход: педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO и найти каждой детали пару.

«Найди все кубики»

Цель. Учить различать с помощью осязания детали конструктора, тренировать в группировании с учётом выделения одинаковых предметов, развивать мелкую моторику.

Ход игры. Педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора, и разложить их на группы: кубики, кирпичики, декоративные детали.

«Расскажи, где находится деталь»

Цель. Учить объяснять местоположение деталей конструктора по отношению к другим деталям, развивать навыки ориентировки в пространстве.

Ход игры. На столе 10-12 деталей конструктора. Педагог предлагает рассказать, где находится та или иная деталь (Например, «справа от синего кирпичика стоит желтый кубик, слева – красный кирпичик»).

Так же мы используем  Lego-элементы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.  Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим. Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца. Например такие упражнения как:

«Куда села бабочка»

Цель. Учить детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.

«Составь цепочку»

Цель. Учить различать детали конструктора «Лего» по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.

Ход игры. Педагог предлагает построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.

«Найди по схеме»

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, подбирать соответствующую схеме постройку, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть несколько построек и найти конструкцию соответствующую данной схеме.

«Что сначала, что потом? »

Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.

Применяя конструктор на занятиях по развитию речи, мы способствуем развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

«Фантазер»

Цель.Развивать грамотную речь детей, творческие способности ребенка Учить анализировать полученные изображения предметов.

Ход игры. Педагог предлагает из 5-7 деталей, проявив фантазию, сделать конструкцию.

 Созданные Lego-постройки мы с детьми используем в играх-театрализациях на кружковом занятии «Страна чудес». Например:

«Построй заборчик», «Собери пирамидку»

Цель. Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.

Ход: педагог предлагает построить забор для дачного участка, показывает способы соединения деталей:стопкой; внахлест; ступенчатая.

Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе. У дошкольников формируются необходимые для будущего учения предпосылки: познавательное развитие, умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца, планировать будущую работу.

В этом нам помогают школьники начальных классов, они посещают нас и знакомят ребят с набором конструктора ЛЕГО «ВЕДО»

Занятия с набором ЛЕГО «ВЕДО» помогают детям познакомиться с отдельными принципами механики во время построения моделей, где применяются колёса, оси, весы, зубчатые колёса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с набором у детей есть превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъёмная сила, устойчивость конструкции, создать настоящие инструменты для измерений.

Таким образом Лего-конструирование является эффективным воспитательным средством, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.



Предварительный просмотр:

Lego – конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребенку понять окружающий мир и свое место в этом мире.

Каждый ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование-это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка. Конструктор Lego позволяет учиться играя и обучаться в игре.

Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра. В процессе игры дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Дети играют со всем, что попадается им в руки. Поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи,  Lego-конструкторы дают им возможность для экспериментирования и самовыражения,  дают возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Дети любят играть, потому что это приносит им радость. Особенно важно, чтобы игрушки забавляли, увлекали детей, а также давали широкое поле для экспериментов. Дети, увлекающиеся конструированием отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности. Lego-конструктор  развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. При сборке конструктора ребенок развивается очень разносторонне, тут задействовано все: восприятие форм, осязание, моторика, пространственное мышление, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца. 

Конструктор побуждает работать в разной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил. Он же хочет, чтобы все узнали о его творении. Это и развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно. Каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях. Используя конструкторы дети самостоятельно приобретают знания для решения практических задач или проблем  требующих интеграции знаний из различных образовательных областей. Конструкторы Lego способны выполнить серьезную задачу связанную с гармоничным и полноценным развитием ребенка. Ребенок увлечен творческой познавательной игрой.

Особенность конструирования предметов из Lego детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу взрослого и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Lego-деталей, разными способами.

Пожалуй, самым важным плюсом в Lego является то, что родители играют со своими детьми вместе. Они помогают им освоить новое игровое пространство, первый раз собрать модель по инструкции, и тем самым сближаются со своими детьми.Ребенок даже не должен догадаться, что происходит обучение, для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!

Когда за окном непогода, льет осенний дождь или мороз рисует узоры, очень важно правильно организовать досуг ребенка дома. С помощью конструктора Lego вечерний досуг будет действительно увлекательным. Такое занятие собирает всю семью, способствуя общению в дружной, теплой атмосфере.

Для чего нужен конструктор? В самую первую очередь - это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор далеко не простая игрушка, часто для обращения с конструктором ребёнку требуется приложить определённые усилия, а заинтересованность взрослого и такого авторитетного  человека, как папа делает эту игрушку особенно привлекательной. Папа не должен делать всё за ребёнка, он просто предоставляет своему малышу возможность поэкспериментировать с деталями конструктора и найти какие – то новые возможности для их применения на практике. И всегда следует помнить, что любой конструктор – это лишь малая часть, какой – то большой игры.

Lego в переводе с датского языка означает «умная игра». Lego-конструирование один из наиболее любимых детьми вид деятельности. Lego – это всегда новая идея, путешествие, открытие! Lego— это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Каждый набор — этосвоя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования.

Конструкторы Lego – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

Манипулируя с элементами Lego, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.

В работе с дошкольниками 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей используются различные виды конструктора. Это конструктор Lego «Дупло», предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Lego «Дакта», рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов:

- Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

- Конструирование по инструкции – кконструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

- Конструирование по условиям- определяемусловия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение;формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования.

- Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Сначала мы с детьми познакомились с конструктором Lego, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы: кирпичик, кубик, клювик, горка и т.д.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с Lego в самостоятельной деятельности, причем,  использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

 Играя в «Lego» с детьми получаем математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии.Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используем Lego - элементы в дидактических играх и упражнениях. Применение Lego способствует: тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму.

Используем  Lego-элементыназанятиях по ознакомлении с окружающим миром.  Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца.Конструктивная деятельность способствует развитию грамотной речи детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

 Обучаясь игре с «Lego», дети проходят путь от простого к сложному. Очень важным представляется тренировка работы в коллективе,сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

 Созданные Lego-постройки дети используют в играх-театрализациях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие возможности театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

Использование возможностей интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста

Представлена презентация для педагогов ДОУ использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста в различных образовательных областях...

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что: - позволяет осуществлять интеграцию...

Развивающие возможности лего - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исслед...