Инновационный проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
проект
Инновационный проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_proekt_melnikovoy.docx | 31.49 КБ |
perspektivnoe_planirovanie_po_taktilnosti.docx | 18.92 КБ |
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Мельникова Е.П.
2015 год
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.
Срок выполнения: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.
Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Возраст: 3 – 6 лет
Актуальность исследовательской работы
Детство – самая счастливая пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многоеузнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольника».
Объект исследования – процесс формирования сенсорного развития у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования сенсорных способностей, посредством тактильной книги.
Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов тактильных ощущений в формировании сенсорного развития у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
3.Развитие активности и инициативности детей;
4.Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;
5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
6.повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Гипотеза исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.
Наличие теоретической базы опыта.
В 2011 году я начала работу с детьми по теме «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников».
Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
- формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;
- развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
- возможность поэтапного освоения навыка;
- развитие сенсорных эталонов, способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
- развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
- развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
Смысл роли тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Длительность работы над проектом – 3 года.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки |
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный): | |||
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3.Выявление уровня сенсорного развития детей 3-7 лет. 4.Разработка диагностического инструментария к материалу. 5.Разработка перспективного плана работы. 6.Проведение диагностики сенсорного развития детей 7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | -Повышение уровня прфессиональных знаний и навыков, создание переноса в практическую деятельность; | - «Центр тактильного развития»; -«Уголок сенсорного восприятия» | 1 год обучения |
II этап – рабочий (внедренческий): | |||
1 блок – работа с детьми | |||
Познавательно-исследовательская деятельность | - Формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; -развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух; - развитие умения различать температуру, -различать предметы на ощупь - развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами. - развитие мелкой и крупной моторики. |
-Д/и «Найди пару»; - «Тактильные дорожки»; - «Угадай на что (кого)похоже»; - «Геометрик»; - «Сухой бассейн»; - «Камень и Вата»; -«Свойства снега»; - «Выращиваем фасоль» огород на подоконнике. | 1-3 год обучения |
Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал. | -Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения | -«Оторвём кусочек теста»; - «Обрывная аппликация»; - «Мозаика из пластилина»; -Каждую бусинку на своё место» - «Аппликация из бросового материала»; - «Сложи дощечки»; - Игровое упражнение палочки в ряд; -Аппликация из бросового материала «Калейдоскоп». | 1-3 год обучен |
Изобразительная деятельность. | -Формировать умение называть основные цвета; развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт. | -«Найди отпечаток своей руки»; - «Сделай такой же узор»; - Д/и «Выкладываем орнамент»; - «Рисуем пальчиком»; - Д/и «Красивый букет»; - «Я, как только подрасту, сразу в космос улечу»; - «Украшаем тарелочки»; - «Разноцветное панно» | |
Игровая деятельность | -помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов; - развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт; - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников. | - Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками; - «Прищепки подружки» -Игра «Бабочка-коробочка»; -Тактильная книга «У бабушки в деревне» -Игра «Весёлые шарики»; - «Волшебная коробочка»; - «Сухой дождь»; - «Ёжик в ладошке»; - Д/и «Подбери матрёшке одежду». | |
| |||
| - Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. - Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений - Показ достижений детей в области сенсорного развития. -Демонстрация дидактического оборудования и материалов | -Анкетирова- ние; - беседы -Экспресс-опрос «Талантливый ребёнок, какой он» - Консультации и беседы: «Воспитание сенсорной культуры»; - Круглый стол «Забавная сенсорика» - «День открытых дверей» | В начале обуче-ния В тече-ние всего обуче- ния 2 раза в год 1 раз в год |
3 блок – работа с педагогами | |||
1. Выступления на педагогическом совете 2.Выступления на РМО | - Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | - Доклады; - презентации - Доклады; - «Мастер-класс» | В тече-ние всего обуче- ния 1 раз в год |
III этап – обобщающий: | |||
1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорных представлений; | - Семинары, -публикации, - взаимопосе- щения, -обмен опытом. -работа с другими образовательными учреждениями | В конце каждого учебного года |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Познавательно-исследовательская деятельность | Конструктивная деятельность(лепка, аппликация) работа с природным материалом | Изобразительная деятельность | Игровая деятельность | |
Сентябрь Тема: «Игры с пальчиками» | Цели: Развитие органов чувств, развитие мелкой и крупной моторики. | Цели: Умение различать предметы на ощупь, знакомство с их свойствами. Мозаика из пробок | Цели: Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт Д/И «Найди отпечаток своей руки» | Цели: Развитие мелкой моторики рук, посредством тактильных ощущений. Развитие внимания, глазомера. Игра с правилами «Весёлая шнуровка» |
Октябрь Тема: «Что растет в огороде» | Цели: Формировать навык практического экспериментирования; умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала). Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь. | Цели: Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильных ощущений, обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких. Д/И «Оторвем кусочек теста» | Цели: Формировать представления о структуре предметов, используя тактильные ощущения, (обследование предмета путем наложения). | Цели: Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый). Д/И «Угощение для куклы» Д/И «В гостях у куклы» |
Ноябрь Тема: «Что растет на дереве» | Цели: Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь. Д/И «Чудо мешочек» | Цели: Формировать умение практически выделять формы предметов, используя тактильные ощущения. Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Д/И «Волшебная коробочка» Д/И «Что катится, что не катится» | Цели: Формировать умение называть основные цвета, Д/И «Сделай такой же узор» | Цели: Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильные ощущения. Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность. Д/И «Что у куклы в мешочке?» Д/И «Кукла в магазине» Д/И «Тактильные крышечки» |
Декабрь Тема: «Угадай на что (кого)похоже» | Цели: Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке. Д/И «Обведи, назови, нарисуй» | Цели: Формировать умение сравнивать предметы на основе тактильных ощущений. Формировать восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта. Д/И « Сложи дощечки» «Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части). | Цели: Формировать представления об орнаменте из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы. Д/И «Выкладываем орнамент» Д/И «Забор вокруг дома» | Цели: Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности. Д/И «Подбери матрешке одежду» Д/И « Чей платочек?» |
Январь Тема: «Игры с крупами» | Цели: Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильном обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда. Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни. Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования. Пополнять и активизировать словарь. | Цели: Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме, используя тактильное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб. Д/И «Каждую бусинку на свое место» Д/И «Волшебная коробочка» | Цели: Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования. Игры с крупами. Д/И «Сделай такой же узор» | Цели: Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание. Учить находить по словесной инструкции предметы. Д/И «Сухой бассейн» |
Февраль Тема: «Свойства снега» | Цели: Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни. Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования. Пополнять и активизировать словарь. | Цели: Соотносить тактильный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь. Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильный образ, развивать внимание. Д/И «Найди картинку» Д/И «Весёлый снеговик» | Цели: Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования. Развитие мелкой моторики рук Игры со снегом. | Цели: Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Д/И «Вылепи из снега» Д/И «Тактильное лото» |
Март Тема: «Животные» | Цели: Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание. Д/И «Чей это домик?» Д/И «Угости животных» | Цели: Формировать навык выстраивания предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя тактильное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними. Д/И «Построй ворота» Д/И «Загон для животных» | Цели: Формировать представления о восприятие, обогащать их чувственный опыт. Д/И «Рисуем пальчиком» | Цели: Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре. Д/И «Наряди зверюшку» |
Апрель Тема: «Песок и вода» | Цели: Продолжать формировать навык практического экспериментирования, развивать органы чувст. Д/И «Тактильные дорожки» | Цели: Продолжать формировать навык аппликативного изображения из бросового материала; вызывать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать интерес к совместной работе. | Цели: Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования. Развитие мелкой моторики рук. Игры с песком и водой. Д/И «Рисуем пальчиком на песке» | Цели: Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Д/И «Песочные сказочки, мокрые загадочки» |
Май Тема: Тактильная книга «У бабушки в деревне» | Цели: Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин. Д/И «Найди лакомство для животного» | Цели: Продолжать передавать пластические средства характерных особенностей внешнего вида Мозаика из пластилина. | Цели: Формировать умение создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы. Воспитывать бережное отношение к природе. «Красивый букет» | Цели: Узнавать знакомые предметы на ощупь. Развивать внимание Д/И «Бабочка-коробочка» Д/И «Ёжик в ладошке» |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий
«Сенсорное развитие дошкольников посредством тактильных ощущений»
Что оценивается | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Инструкция | Критерии оценки |
«Игры с пальчиками» |
2.Дидактическая игра «Веселая шнуровка». | 1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами рук. Задание: разложи картинки по размеру и найди свой отпечаток). 2. Ребенок выполняет действия. Задание: шнуровка предметов | 3 балла - ребенок различает и называет предмет, легко справляется с заданиями без помощи педагога. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации предметов. Требует дополнительных инструкций. 1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения |
«Что растет в огороде» | 1. Дидактическая игра «Угощение для куклы?» Материал: предметы и предметные картинки, посуда. 2. Дидактическая игра «Оторвем кусочек теста». Материал: соленое тесто, те же картинки или предметы, что и в п. 1 | 1. Ребенок рассматривает предметы и картинки,
2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит. Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет | 3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их. 2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого. 1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может |
«Что растёт на дереве» | Дидактическая игра «Чудо мешочек» Материал: мешочек и фрукты Дидактическая игра «Волшебная коробочка». «Тактильные крышечки» Материал: крышки, коробочки | Ребенок на ощупь определяет предметы, рассматривая их. Задания: Объедини предметы по цвету, по форме.. Ребенок сравнивает предметы, раскладывает их в нужной последовательности | 3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности. 2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности. 1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок |
«Угадай на что (кого) похоже | Дидактическая игра «Обведи, назови. нарисуй»», «Сложи дощечку» Материал: предметные картинки с изображением геометрических фигур, дощечки из разного материала |
| 3 балла — ребенок называет картину. Безошибочно соотносит материал предметов 2 балла - ребенок перечисляет названия |
«Игры с крупами» | Дидактическая игра «Каждую бусинку на свое место», «Сделай такой же узор», «Сухой бассейн» Материал: бусинки, крупы, сухой бассейн | Ребёнок выполняет задания 1.Выкладывает картину из бусинок. 2.Составляет узор крупами. 3. Находит на ощупь игрушки | 3 балла — ребенок 2 балла - ребенок допускает ошибки 1 балл – ребенок затрудняется. |
«Свойства снега», «Песок и вода» | Беседа Ддактическая игра «Весёлый снеговик», «Вылепи из снега» | Примерные вопросы: 1.Какого цвета снег, песок 2.Что можно из него слепить? 3.На что похожа снежинка, песчинка? Ребенок лепит из снега и песка | 3 балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, выполняет задания 2 балла -.допускает ошибки, требует помощи взрослого 1 балл – затрудняется в ответе и в своих действиях. |
«У бабушки в деревне», «Животные» | Дидактическая игра «Угости животных», «Наряди зверюшку», «Нарисуй пальчиком» Материал: сюжетная картинка с изображением животных, тактильная книга, гуашь | Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на воп р о с ы:
Ребенок рисует пальчиком животных | 3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, выполняет работу самостоятельно, проявляет интерес . 2 балла - ребенок отвечает на вопросы, но затрудняется в задании. 1 балл - ребенок затрудняется в ответе на вопросы, задания выполняет с помощью взрослого |
Высокий уровень — 18-21 балл, средний уровень – 11-14баллов, низкий уровень – 7-9 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективный план по развитию сенсорных способностей у дошкольников".
В перспективном плане запланирована моя работа по всем возрастным группам...
Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.
Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,...
Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством развития сенсорных способностей детей. В своём опыте работы я попыталась доказать гипотезу исследования, что постоя...
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры
Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...
План «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт с помощью Д/И...
«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры»
laquo;Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры» (отчет по самообразованию)...