Инновационный проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
проект

Мельникова Елена Петровна

Инновационный  проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

                                Разработала: воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории

                        Мельникова Е.П.

                                                           2015 год

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно – интеллектуальный.

Срок выполнения: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники  группы, воспитатель, родители.

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная

Возраст: 3 – 6 лет

Актуальность исследовательской работы

                                                       

       Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многоеузнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития тактильных ощущений ребёнка. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

     Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

    Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

    Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

    Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

        Данная проблема позволила определить тему исследования – «Роль тактильных ощущений в развитии  сенсорных способностей у дошкольника».

Объект исследования – процесс формирования сенсорного развития у детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования сенсорных способностей, посредством тактильной книги.

        Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов тактильных ощущений в формировании сенсорного развития у дошкольников.

Для достижения поставленной  цели были выдвинуты следующие       задачи:

  1. развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

   3.Развитие активности и инициативности детей;

   4.Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;

    5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

    6.повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Гипотеза  исследования. Включая в процесс формирования сенсорного развития элементов тактильности будет способствовать более прочному и осмысленному формированию развития сенсорных способностей у дошкольников. Переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом. 

Методы исследования:  изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;  наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент;  количественный и качественный анализ полученных результатов.

 Новизна моего опыта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Наличие теоретической базы опыта.

В 2011 году я начала работу с детьми по теме «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников».

       Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности
  • формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора; 
  • развитие аналитических функций  мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;
  • возможность поэтапного освоения навыка;
  • развитие сенсорных эталонов,  способов познания тактильных свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;
  • развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;
  • развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл роли тактильных ощущений в сенсорном развитии детей заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

        Длительность работы над проектом – 3 года.

План реализации образовательного проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3.Выявление уровня сенсорного развития детей 3-7 лет.

4.Разработка диагностического инструментария  к материалу.

5.Разработка перспективного плана работы.

6.Проведение диагностики сенсорного развития детей

7.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

-Повышение уровня прфессиональных знаний и навыков, создание переноса в практическую деятельность;

- «Центр тактильного развития»;

-«Уголок сенсорного восприятия»

1 год обучения

II этап – рабочий (внедренческий):

1 блок – работа с детьми

Познавательно-исследовательская деятельность

- Формировать навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов; -развитие органов чувств: вкус,  зрение, осязание, обоняние, слух;

- развитие умения различать температуру, -различать  предметы на ощупь

- развитие умения различать высоту и длину, цвет, форму различных предметов, знакомство с их свойствами.

- развитие мелкой и крупной моторики.

  • -пополнение уголка детского экспериментирования;
  •  «Что растёт на дереве...а, что в огороде?»;
  •  «Где какой компот?»;
  • Д/и «Чудо мешочек»;
  • Мозаика из пробок;
  • Игры с крупами;
  • Д/и «Выловим из воды»;
  • Д/и с песком и водой

-Д/и «Найди пару»;

- «Тактильные дорожки»;

- «Угадай на что (кого)похоже»;

- «Геометрик»;

- «Сухой бассейн»;

- «Камень и Вата»;

-«Свойства снега»;

- «Выращиваем фасоль» огород на подоконнике.

1-3 год обучения

Конструктивная деятельность (лепка, аппликация) природный материал.

-Развитие общей и мелкой моторики, тактильные ощущения

-«Оторвём кусочек теста»;

- «Обрывная аппликация»;

- «Мозаика из пластилина»;

-Каждую бусинку на своё место»

- «Аппликация из бросового материала»;

- «Сложи дощечки»;

- Игровое упражнение палочки в ряд;

-Аппликация из бросового материала «Калейдоскоп».

1-3 год обучен

Изобразительная деятельность.

-Формировать умение называть основные цвета; развивать  и совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

-«Найди отпечаток своей руки»;

- «Сделай такой же узор»;

- Д/и «Выкладываем орнамент»;

- «Рисуем пальчиком»;

- Д/и «Красивый букет»;

- «Я, как только подрасту, сразу в космос улечу»;

- «Украшаем тарелочки»;

- «Разноцветное панно»

Игровая деятельность

-помогать научить детей ориентироваться в цвете, размере, форме предметов;

 - развивать и совершенствовать у детей младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

 - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные  ощущения, микро и макромоторику воспитанников.

- Пальчиковая гимнастика с бельевыми прищепками;

- «Прищепки подружки»

-Игра «Бабочка-коробочка»;

-Тактильная книга «У бабушки в деревне»

-Игра «Весёлые шарики»;

- «Волшебная коробочка»;

- «Сухой дождь»;

- «Ёжик в ладошке»;

- Д/и «Подбери матрёшке одежду».

  1. блок – работа с родителями
  1. Предварительная работа

  1. Повышение педагогической культуры родителей

  1. «Вот, что мы умеем»

  1. «Весёлые  игры»

- Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

- Обогащение родительского опыта по использованию дидактических игр и упражнений

- Показ достижений детей в области сенсорного развития.

-Демонстрация дидактического оборудования и материалов

-Анкетирова-

ние;

- беседы

-Экспресс-опрос «Талантливый ребёнок, какой он»

- Консультации  и беседы: «Воспитание сенсорной культуры»;

- Круглый стол «Забавная сенсорика»

- «День открытых дверей»

В начале обуче-ния

В тече-ние всего обуче-

ния

2 раза в год

1 раз в год

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2.Выступления на РМО

- Повышение общей культуры педагогического коллектива

Обобщение опыта работы

- Доклады;

- презентации

- Доклады;

- «Мастер-класс»

В тече-ние всего обуче-

ния

1 раз в год

III этап – обобщающий:

1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

     2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе сенсорных представлений;

- Семинары,

-публикации,

- взаимопосе-

щения,

-обмен опытом.

-работа с другими образовательными учреждениями

В конце каждого учебного года



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструктивная деятельность(лепка, аппликация) работа с природным материалом

Изобразительная деятельность

Игровая деятельность

Сентябрь

Тема: «Игры с пальчиками»

  Цели:

Развитие органов чувств, развитие мелкой и крупной моторики.

Цели:

Умение различать предметы на ощупь, знакомство с их  свойствами.

Мозаика из пробок

Цели:

Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

Д/И «Найди отпечаток своей руки»

Цели:

Развитие мелкой моторики рук, посредством тактильных ощущений. Развитие внимания, глазомера.

Игра с правилами «Весёлая шнуровка»

Октябрь

Тема: «Что растет в огороде»

Цели:

 Формировать навык практического экспериментирования; умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала).

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Цели: 

Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильных ощущений,  обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких.

Д/И «Оторвем кусочек теста»

Цели:  

Формировать представления о структуре предметов, используя  тактильные ощущения, (обследование предмета путем наложения).

Цели:

Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый).

Д/И «Угощение для куклы»

Д/И «В гостях у куклы»

Ноябрь

Тема: «Что растет на дереве»

Цели: 

Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Д/И «Чудо мешочек»

Цели:

Формировать умение практически выделять  формы предметов, используя  тактильные ощущения.

Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Д/И «Волшебная коробочка»

Д/И «Что катится, что не катится»

Цели: 

Формировать умение называть основные цвета,

Д/И «Сделай такой же узор»

Цели:

Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на  тактильные ощущения.

Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность.

Д/И «Что у куклы в мешочке?»

Д/И «Кукла в магазине»

Д/И «Тактильные крышечки»

Декабрь

Тема: «Угадай на что (кого)похоже»

Цели:

Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке.

Д/И «Обведи, назови, нарисуй»

Цели:

Формировать умение сравнивать предметы на основе тактильных ощущений.

Формировать восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта.

Д/И « Сложи дощечки»

«Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части).

Цели:

Формировать представления об орнаменте из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы.

Д/И «Выкладываем орнамент»

Д/И «Забор вокруг дома»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности.

Д/И «Подбери матрешке одежду»

Д/И « Чей платочек?»

Январь

Тема: «Игры с крупами»

Цели:

Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильном обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда.

Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме,  используя  тактильное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Д/И «Каждую бусинку на свое место»

Д/И «Волшебная коробочка»

Цели:

Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Игры с крупами.

Д/И «Сделай такой же узор»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Учить находить по словесной инструкции  предметы.

Д/И «Сухой бассейн»

Февраль

Тема: «Свойства снега»

Цели:

Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Соотносить  тактильный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь.

Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильный  образ, развивать внимание.

Д/И «Найди картинку»

Д/И «Весёлый снеговик»

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Развитие мелкой моторики рук

Игры со снегом.

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Д/И «Вылепи из снега»

Д/И «Тактильное лото»

Март

Тема: «Животные»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Д/И «Чей это домик?»

Д/И «Угости животных»

Цели:

Формировать навык выстраивания  предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя  тактильное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними.

Д/И «Построй ворота»

Д/И «Загон для животных»

Цели:

Формировать представления о восприятие, обогащать их чувственный опыт.

Д/И «Рисуем пальчиком»

Цели:

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

Д/И «Наряди зверюшку»

Апрель

Тема: «Песок и вода»

Цели:

Продолжать формировать навык практического экспериментирования, развивать органы чувст.

Д/И «Тактильные дорожки»

Цели:

Продолжать формировать навык аппликативного изображения из бросового материала; вызывать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать интерес к совместной работе.

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Развитие мелкой моторики рук. Игры с песком и водой.

Д/И «Рисуем пальчиком на песке»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Д/И «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Май

Тема: Тактильная книга «У бабушки в деревне»

Цели:

Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин.

Д/И «Найди лакомство для животного»

Цели:

Продолжать передавать пластические средства характерных особенностей  внешнего вида

Мозаика из пластилина.

Цели:

Формировать умение создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы. Воспитывать бережное отношение к природе.

 «Красивый букет»

Цели:

Узнавать знакомые предметы на ощупь.  Развивать внимание  

Д/И «Бабочка-коробочка»

Д/И «Ёжик в ладошке»

 



Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий

«Сенсорное развитие дошкольников посредством тактильных ощущений»

Что оценивается

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Инструкция

Критерии оценки

«Игры с пальчиками»

  1. Дидактическая игра «Найди отпечаток своей руки»).
    Предметные картинки: формы рук.

2.Дидактическая игра «Веселая шнуровка».
Предметные картинки: плоскостные фигуры животных

1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами рук.

Задание: разложи картинки по размеру и найди свой отпечаток).

2. Ребенок выполняет действия.

Задание: шнуровка предметов

3 балла - ребенок различает и называет предмет, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации предметов. Требует дополнительных инструкций.

1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

«Что растет в огороде»

1.        Дидактическая игра «Угощение для куклы?»

Материал: предметы и предметные картинки, посуда.

2.        Дидактическая игра «Оторвем кусочек теста».

Материал: соленое тесто, те же картинки или предметы, что и в п. 1

1.        Ребенок рассматривает предметы и картинки,
отвечает на
в о п р о с ы:

  • Какого размера посуда?
  • Назови цвет.
  • Разложи овощи и фрукты по тарелочкам.
  • продолжить ряд до 6 вопросов.)

2.        Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.

Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет

3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.

2 балла - ребенок, отвечая на вопросы

задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.

1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может

«Что растёт на дереве»

Дидактическая игра «Чудо мешочек» Материал: мешочек и фрукты

Дидактическая игра «Волшебная коробочка». «Тактильные крышечки»

Материал: крышки, коробочки

Ребенок на ощупь определяет предметы, рассматривая их.

Задания:

Объедини предметы по цвету, по форме..

Ребенок сравнивает предметы, раскладывает их в нужной последовательности

3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок

«Угадай на что (кого) похоже

Дидактическая игра «Обведи, назови. нарисуй»», «Сложи дощечку»

Материал: предметные картинки с изображением геометрических фигур, дощечки из разного материала

  1. Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет их.
  2. Определяет на ощупь материал предмета

3 балла — ребенок называет картину. Безошибочно соотносит материал предметов

2 балла - ребенок перечисляет названия
картин, допускает ошибки.
1 балл - ребенок называет не все картины, приемом обобщения не владеет

«Игры с крупами»

Дидактическая игра «Каждую бусинку на свое место», «Сделай такой же узор», «Сухой бассейн»

Материал: бусинки, крупы, сухой бассейн

Ребёнок выполняет задания

1.Выкладывает картину из бусинок.

2.Составляет узор крупами.

3. Находит на ощупь игрушки

3 балла — ребенок
правильно выкладывает картинун, составляет узор по образцу, самостоятельно находит игрушки.

2 балла - ребенок допускает ошибки                        

1 балл – ребенок затрудняется.

«Свойства снега»,

«Песок и вода»

Беседа

Ддактическая игра «Весёлый снеговик», «Вылепи из снега»

Примерные вопросы:

1.Какого цвета снег, песок

2.Что можно из него слепить?

3.На что похожа снежинка, песчинка?

Ребенок лепит из снега и песка

3 балла - ребенок правильно отвечает на вопросы, выполняет задания

2 балла -.допускает ошибки, требует помощи взрослого

1 балл – затрудняется в ответе и в своих действиях.

«У бабушки в деревне», «Животные»

Дидактическая игра «Угости животных», «Наряди зверюшку», «Нарисуй пальчиком»

Материал: сюжетная картинка с изображением животных, тактильная книга, гуашь                                                              

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на воп р о с ы:

  1. Каких ты знаешь животных?
  2. Чем они питаются?
  3. Кто за ними ухаживает?        

Ребенок рисует пальчиком животных                                                                            

3 балла – ребенок правильно отвечает на вопросы, выполняет работу самостоятельно,                        проявляет интерес .

2 балла - ребенок отвечает на вопросы, но затрудняется в задании.

1 балл - ребенок затрудняется в ответе на вопросы, задания выполняет с помощью взрослого

          Высокий уровень — 18-21 балл,                                    средний уровень – 11-14баллов,                             низкий уровень – 7-9 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план по развитию сенсорных способностей у дошкольников".

В перспективном плане запланирована моя работа по всем возрастным группам...

Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.

Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников.  Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме,...

Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством развития сенсорных способностей детей. В своём опыте работы я попыталась доказать гипотезу исследования, что постоя...

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры

Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на  развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...

План «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт с помощью Д/И...

«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры»

laquo;Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры» (отчет по самообразованию)...