Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методической разработке обоснована актуальность проблемы, представлены этапы работы, цели и основные задачи деятельности, разработан перспективный план работы на весь учебный год. Срок реализации с 01.07.2015 по 01.06.2016. В работе представлены первые результаты работы за период с июля по февраль во II младшей группе (1 год обучения). Приведены результаты вводной и промежуточной диагностики, показывающие положительную динамику развития детей при работе по данной системе. Также педагогом описаны все игры, представленные в перспективном планировании. В приложениях к работе представлена диагностика сенсорных способностей детей дошкольного возраста, конспект НОД по сенсорному развитию для детей 3-4 лет и пример консультации для родителей по теме.
Материал будет интересен воспитателям ДОУ, работающим с детьми раннего и младшего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Выдающийся психолог Ананьев Борис Герасимович справедливо считает, что "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира, а сенсорные способности составляют фундамент умственного развития, являются основой для совершенствования практической деятельности современного человека. Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Сенсорное воспитание - это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Prezentacii.com
Только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Специально организованные дидактические игры по сенсорному воспитанию помогают рационализировать работу воспитателя, дают возможность проследить процесс сенсорного развития, оценить эффективность применяемых средств. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед дошкольного воспитанием задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Цель работы: повышение уровня развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Задачи: Образовательные: формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве; формировать тактильные представления; знания о цветовых и вкусовых свойствах, о запахах; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; знакомить с дидактическими играми на развитие сенсорных представлений и правилами этих игр; повышать уровень компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; пополнить предметно-развивающую среду группы по сенсорному развитию (с помощью родителей).
Задачи: Развивающие: развивать мелкую моторику рук; развивать внимание, мышление, память, сенсорные представления способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность; воспитывать навыки коллективной игровой деятельности; воспитывать умение соблюдать правила игр.
База реализации: МБДОУ Детский сад № 25 пгт. Сибирцево II младшая группа (24 ребенка) Сроки реализации: 01.07. 2015 г. –01.06. 2016 г. Для выявления уровня сенсорного развития на II , III и IV этапах была использована диагностическая методика О.Л.Канонко
Этапы реализации I . Подготовительный этап – подбор диагностического материала – методики для выявления уровня развития сенсорики детей младшего дошкольного возраста. II . Констатирующий этап – диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), выявление исходного уровня развития сенсорики у детей. III . Формирующий этап – подбор серии дидактических игр для развития сенсорики у воспитанников, разработка перспективного планирования, проведение работы по плану. IV . Контрольный этап – выявление итогового уровня развития сенсорики после проведения дидактических игр и упражнений с детьми. V . Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.
Система игр для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста. I . Игры для формирования представлений о цвете, величине, форме. II . Игры В.Воскобовича . III . Развитие тактильных ощущений . IV . Запахи и вкус. V . Звуки.
I . Игры для формирования представлений о цвете, величине, форме . 1. «Волшебные прищепочки », «Собери бусы». Цель: знакомство с основными цветами, тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов.
2.Конструирование с использованием счетных палочек. Цель: закрепление названий цветов, геометрических фигур, мелкая моторика .
3.1. « Елочки и грибочки» (кнопочная мозаика). Цель: фиксация внимание детей, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, чередование предметов по цвету .
3.2. «Цветные дорожки». Цель: закрепление названий цветов, учить дифференциация цветов, выкладывание ровных дорожек .
4. «Большая, средняя, маленькая» (пуговицы). Цель: повторение названий цветов, сравнение их по размеру, развитие мелкой моторики .
5. Игра «Кто в домике живет?» Цель: закрепление основных цветов.
6. Познавательная игра «Окраска воды» Цель: формирование представления о разных оттенках по тону. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
7. Дидактическая игра « Какие бывают фигуры?» Цель: обследование геометрических фигур (обводим контуры пальцем), называя их .
8.Игры – вкладыши «Домик для животных»,«Геометрические формы». Цель: подбор вкладыша под определенную форму, развитие глазомера, закрепление названий цветов .
9.Игра «Пристегни фигурку» Цель: закрепление названий геометрических фигур, названий цветов, развитие мелкой моторики рук.
10. Дидактическая игра «Геометрическое лото для малышей». Цель: формирование умения видеть геометрические формы в окружающих предметах.
11. Дидактическая игра «Чудо – мешочек». Цель: закрепление знаний детей о форме, развитие тактильных анализаторов.
12. Дидактическая игра – лото «Разноцветные фигурки». Цель: закрепление названий цветов, геометрических фигур; развитие умения соотносить фигуру с изображением.
13. Настольная познавательная игра « Большой, средний, маленький». Цель: формирование умения сопоставлять, сравнивать по величине и анализировать.
14. Развивающая игра «Найди пару». Цель: развитие умение подбирать пару по определенному признаку: цвет; форма.
II . Игры В.Воскобовича 1. Занятия с использованием коврографа «Ларчик». Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; обучение способам обследования предметов, выполнению глазомерных действий. НОД «Белочка и зайка ».
Для зайки – морковь, для белочки – грибочки.
« Сказка о лисичке и белочке» Цель: закрепление названий цветов, геометрических форм.
2.Игра «Кораблик Плюх-плюх». Цель: знакомство с игрой, развитие логического мышления, представлений о цвете, величине.
3. Игры «Чудо-крестики 1», «Чудо-крестики 2». Цель: ориентировка на игровом поле, формирование умения составлять крестики из геометрических фигур в соответствии с цветом, конструирование по схеме, развитие творческого воображения.
4.Игра « Двухцветный квадрат». Цель: освоение приемов сложения фигур, конструирование простых плоскостных фигур, развитие творческого воображения .
5. Игра «Прозрачный квадрат». Цель: развитие умения видеть геометрические фигуры на пластинах и объединять их в группы, конструирование квадратов из 2-3 фигур; простых фигур «елочка», «домик».
6. Игра «Шнур «Малыш». Цель: знакомство с приемами работы, развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
7.Игра « Геоконт ». Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины; тренировка мелкой моторики; развитие творческих способностей .
III . Развитие тактильных ощущений Цель: формирование тактильные представления и представления о свойствах предметов, развитие мелкой моторики, воспитание познавательного интереса. 1. Самомассаж рук (сосновая шишка).
C ухой бассейн (фасоль, горох, семечки )
Самомассаж рук c использованием массажера «су – джок »
2. Книжка – игра «Волшебные лоскутки »
3. Тактильное панно. Книжка для развития сенсорных способностей
4.Понятия и свойства: «мягкий – твердый», «тяжелый – легкий»...
5. Ручной труд «Ежик», «Золотая рыбка»
5. Сенсорный тренажер.
6. Аппликация
7. Пазлы . Раскраски .
Рисование ладошкой с использованием манки.
IV . Запахи и вкус. Коллекция запахов и вкусов Цель: идентификация запахов и вкусов. « ОВОЩИ»
«ФРУКТЫ»
VI . Звуки 1.Игра «Кто как поет?». Цель: Подражание звукам различных животных, птиц.
2. Игра «Угадай, чей голосок». Цель: Распознавание голосов знакомых людей, сверстников
3.Игра « Угадай музыкальный инструмент». Цель: Распознавание и дифференциация звуков музыкальных инструментов
Результативность проведенной работы: В сентябре 2016 года в среднем 83% детей находилось на низком уровне освоения сенсорных эталонов, 17% детей – на удовлетворительном. Достаточного и высокого уровня не было. В феврале в среднем всего 12% детей осталось на низком уровне, 42% вышли на удовлетворительный уровень, 25% детей достигли достаточного уровня, а 17% детей освоили сенсорные эталоны на высоком уровне. Таким образом, в развитии детей отмечается положительная тенденция, можно предположить что диагностика результатов в мае даст более высокий процент детей освоивших сенсорные эталоны на достаточном и высоком уровне. Эти результаты наглядно подтверждают целесообразность разработанного и примененного комплекса дидактических игр, направленного на сенсорное воспитание и позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи между игровой деятельностью дошкольников и развитием представлений о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Prezentacii.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....
«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры»
laquo;Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры» (отчет по самообразованию)...
Консультация для воспитателей Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры
Консультация содержит разъяснительный материал по проведению дидактических игр на развитие интеллектуальных способностей детей....
Развитие сенсорных представлений младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Данная тема актуальна всегда. Сенсорное развитие является одной из главных составляющих общего развития ребенка. Знакомство с данной работой будет полезно всем специалистам дошкольного звена....
Презентация "Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр"
Методическая разработка...
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством игровой деятельности
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается с познани...