План «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»
материал по теме

Фофонова Марина Ильинична

Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт с помощью

 

Д/И

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_taktilnosti_1.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструктивная деятельность(лепка, аппликация) работа с природным материалом

Изобразительная деятельность

Игровая деятельность

Сентябрь

Тема: «Игры с пальчиками»

  Цели:

Развитие органов чувств, развитие мелкой и крупной моторики.

Цели:

Умение различать предметы на ощупь, знакомство с их  свойствами.

Мозаика из пробок

Цели:

Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт

Д/И «Найди отпечаток своей руки»

Цели:

Развитие мелкой моторики рук, посредством тактильных ощущений. Развитие внимания, глазомера.

Игра с правилами «Весёлая шнуровка»

Октябрь

Тема: «Что растет в огороде»

Цели:

 Формировать навык практического экспериментирования; умение длительно сосредотачивать внимание на предмете, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств предметов (формы, величины, фактуры материала).

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Цели: 

Закреплять представления о сенсорных эталонах в процессе тактильных ощущений,  обследования предметов. Развивать умение находить предметы на ощупь с заданным признаком среди нескольких.

Д/И «Оторвем кусочек теста»

Цели:  

Формировать представления о структуре предметов, используя  тактильные ощущения, (обследование предмета путем наложения).

Цели:

Формировать представления о качествах поверхности (гладкий/шершавый).

Д/И «Угощение для куклы»

Д/И «В гостях у куклы»

Ноябрь

Тема: «Что растет на дереве»

Цели: 

Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении действий

Пополнять пассивный словарь прилагательными и активизировать активный словарь.

Д/И «Чудо мешочек»

Цели:

Формировать умение практически выделять  формы предметов, используя  тактильные ощущения.

Формировать умение группировать предметы по форме. Учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь.

Д/И «Волшебная коробочка»

Д/И «Что катится, что не катится»

Цели: 

Формировать умение называть основные цвета,

Д/И «Сделай такой же узор»

Цели:

Учить осуществлять выбор по образцу, опираясь на  тактильные ощущения.

Учить различать на ощупь предметы, имеющие разную поверхность.

Д/И «Что у куклы в мешочке?»

Д/И «Кукла в магазине»

Д/И «Тактильные крышечки»

Декабрь

Тема: «Угадай на что (кого) похоже»

Цели:

Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу, закреплять названия предметов, их форм. Использовать полученный, с помощью обводящего движения образ, в рисунке.

Д/И «Обведи, назови, нарисуй»

Цели:

Формировать умение сравнивать предметы на основе тактильных ощущений.

Формировать восприятие, зрительное внимание, целостное восприятие объекта.

Д/И « Сложи дощечки»

«Составные кубики с различными поверхностями» (гладкий/шершавый, 4 части).

Цели:

Формировать представления об орнаменте из чередующихся элементов в разных сочетаниях цвета и формы.

Д/И «Выкладываем орнамент»

Д/И «Забор вокруг дома»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании. Формировать умение группировать предметы по качеству поверхности.

Д/И «Подбери матрешке одежду»

Д/И « Чей платочек?»

Январь

Тема: «Игры с крупами»

Цели:

Формировать умение использовать информацию, полученную при тактильном обследовании, в процессе хозяйственно-бытового труда.

Формировать умение использовать представления о форме, величине, в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Закреплять умение группировать предметы по размеру и форме,  используя  тактильное обследование, соотносить плоскую и объемную формы. Учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Д/И «Каждую бусинку на свое место»

Д/И «Волшебная коробочка»

Цели:

Знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Игры с крупами.

Д/И «Сделай такой же узор»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Учить находить по словесной инструкции  предметы.

Д/И «Сухой бассейн»

Февраль

Тема: «Свойства снега»

Цели:

Формировать умение использовать представления о температуре и влажности веществ в повседневной жизни.

Обучать умению описывать предмет, используя результаты тактильного обследования.

Пополнять и активизировать словарь.

Цели:

Соотносить  тактильный образ предмета со зрительным, называть форму предмета, опознанного на ощупь.

Учить выбирать парные предметы по образцу, опираясь на зрительный и тактильный  образ, развивать внимание.

Д/И «Найди картинку»

Д/И «Весёлый снеговик»

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Развитие мелкой моторики рук

Игры со снегом.

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Д/И «Вылепи из снега»

Д/И «Тактильное лото»

Март

Тема: «Животные»

Цели:

Осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции, развивать внимание.

Д/И «Чей это домик?»

Д/И «Угости животных»

Цели:

Формировать навык выстраивания  предметов, развивая ориентировку на величину, используя тактильное восприятие. Развивать ориентировку на высоту и ширину предметов, используя  тактильное обследование, учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними.

Д/И «Построй ворота»

Д/И «Загон для животных»

Цели:

Формировать представления о восприятие, обогащать их чувственный опыт.

Д/И «Рисуем пальчиком»

Цели:

Продолжать формировать отношение к величине как значимому признаку, обратить внимание на длину. Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре.

Д/И «Наряди зверюшку»

Апрель

Тема: «Песок и вода»

Цели:

Продолжать формировать навык практического экспериментирования, развивать органы чувст.

Д/И «Тактильные дорожки»

Цели:

Продолжать формировать навык аппликативного изображения из бросового материала; вызывать интерес к составлению коллективной композиции; воспитывать интерес к совместной работе.

Цели:

Продолжать знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования.

Развитие мелкой моторики рук. Игры с песком и водой.

Д/И «Рисуем пальчиком на песке»

Цели:

Развивать внимание, учить выделять из фона и узнавать предметы на ощупь. Способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при ощупывании.

Д/И «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Май

Тема: Тактильная книга «У бабушки в деревне»

Цели:

Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и тактильный образец, закреплять названия предметов, форм, величин.

Д/И «Найди лакомство для животного»

Цели:

Продолжать передавать пластические средства характерных особенностей  внешнего вида

Мозаика из пластилина.

Цели:

Формировать умение создавать композицию, гармонично сочетающую разные элементы. Воспитывать бережное отношение к природе.

 «Красивый букет»

Цели:

Узнавать знакомые предметы на ощупь.  Развивать внимание  

Д/И «Бабочка-коробочка»

Д/И «Ёжик в ладошке»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перспективный план по развитию сенсорных способностей у дошкольников".

В перспективном плане запланирована моя работа по всем возрастным группам...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей в дидактической игре»

Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологи...

Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством развития сенсорных способностей детей. В своём опыте работы я попыталась доказать гипотезу исследования, что постоя...

Инновационный проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

Инновационный  проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие сенсорных способностей дошкольников» Этап работы над темой: 1 годМесяц начала работы над темой: октября 2022 годаМесяц окончания работы...