Эссе «Для чего необходима воспитателю диагностика индивидуального развития детей»
материал

Воронова Ольга Николаевна

На мой взгляд, в настоящее время, для нас, воспитателей, диагностика является одним из неотъемлемо важных компонентов педагогического процесса. Она помогает узнать  о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании, развитии и формировании необходимых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Для чего необходима воспитателю диагностика индивидуального развития детей»

                                                                                        Выполнила:

                                                                                        воспитатель МБДОУ № 102

                                                                                        г. Дзержинска

                                                                                        Воронова Ольга Николаевна

 «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.»

В. А. Сухомлинский

        На мой взгляд, в настоящее время, для нас, воспитателей, диагностика является одним из неотъемлемо важных компонентов педагогического процесса. Она помогает узнать  о ребенке массу полезной информации, которая в будущем поможет выявить недочеты в воспитании, развитии и формировании необходимых знаний.

        Диагностических методик сейчас большое множество, все они различных видов и направленностей. И это понятно, так как они созданы разными авторами: Верещагина Н.В., Печора К.Л., Афонькина Ю.А. и другие, и как следствие действие у них разное. Но все они представляют собой тест, и имеют общее свойство: помогают педагогам разобраться в эмоциональном состоянии ребенка; определить уровень его навыков, умений и знаний; подсказать родителям, в каком направлении искать пути решения проблем. И для этого педагогу важно знать не только то, что и как делать в процессе диагностирования, но и что потом делать с ее результатами. Получается, что воспитатель ставит перед собой цель не только определить наиболее благоприятные условия для дальнейшего развития ребенка и найти способы устранения проблем или же выявить его одаренность, но и анализирует собственную работу и ищет пути ее последующей корректировки.

        Диагностируя ребенка по всем пяти областям, воспитателю необходимо:

        Сначала определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее        будет очень сложно.
      Затем узнать индивидуальные особенности развития способностей. Потому что, какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых способностей может стать причиной серьезных затруднений в дальнейшем процессе обучения. Выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, можно подобрать определенные игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

        Конечно,  оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении. Для этого воспитатель тестирует ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнивает полученные результаты, которые показывают, какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).
       Ну и, наконец, детей необходимо элементарно знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем.

        Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, и мог раскрыть свои способности. Сразу всплывает изречение В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И вот тут получается, что воспитатель и определяет результаты своего труда, которые во многом зависят от его собственного мастерства и профессионализма, которое необходимо непрерывно развивать. От того, насколько хорошо он знает и понимает ребенка, умеет учитывать его индивидуальные особенности, уже сформированный опыт и ценностные ориентации, и эти знания тоже можно совершенствовать.  От того, учитывает ли педагог воздействие других факторов педагогического процесса, факторов социальных влияний, умеет ли он, выстраивая свою деятельность, ориентироваться не только на свои намерения и цели, но и учитывать интересы ребенка и факторы, которые помогают или, напротив, мешают решению педагогических задач.

        Итак, педагогическая диагностика нужна воспитателю, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам ребенка, в каком направлении вести свою работу. И  для улучшения качества своей работы на основе получаемых им результатов и коррекции собственной деятельности.  Для достижения в будущем результатов более высокого уровня в интересах развития личности ребенка и в целях обеспечения оптимальных условий его развития, воспитания и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет

Параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет  по  пяти образовательным областям...

Методики для проведения диагностики индивидуального развития детей

При реализации ООП может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производиться воспитателем в рамках педагогической диагностики, т.е. оценка индивидуального развития ребенка до...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2021 - 2022 год

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2020 - 2021 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» за учебный 2019 - 2020 год.

Аналитический отчет по итогам проведения диагностики индивидуального развития детей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие «Музыкальная деятельность»...