Статья «Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования (из опыта работы)
статья (старшая группа)

Шакирова Жанна Ивановна

Cистематическое использование опытно-экспериментальной деятельности  способствует развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Исследовательская деятельность детей средствами экспериментирования (из опыта работы)

     Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, т.е. быть активными и стремиться к новым познаниям.

Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А именно  экспериментирование и детская исследовательская деятельность предоставляют ребенку эту возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

    Учёный Н.Н. Поддъяков отмечал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

    В ходе опытной деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать элементарные выводы, устанавливать причинно — следственную связь, соблюдать правила безопасности. Так же формируется умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать свою точку зрения и  формирование  у детей положительного отношения к миру. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

   Таким образом:
Гипотеза: систематическое использование опытно-экспериментальной деятельности детей способствует развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраст.

 Цель нашего исследования: создание условий для формирования познавательной активности ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

В соответствие с поставленной целью определены  задачи:  

  1. Провести теоретический анализ понятия «познавательная активность дошкольников».
  2. Выделить особенности работы педагога при организации опытнической деятельности  дошкольников.
  3. Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  4. Привлечь родителей к процессу совместного  с детьми экспериментирования в повседневной жизни.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова,  который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

За использование этого метода обучения выступали также  Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци и многие другие

Анализируя  исследования ученых можно сформулировать следующие положения:

1.Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

2.В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний .

3.Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.

4. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности.

    Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования.

    Для деятельностного подхода к развитию личности ребенка в первую очередь мы организовали предметно – развивающую среду, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода для исследовательской деятельности.

    Было продумано и разработано в начале года перспективное планирование экспериментальной деятельности, которое включило в себя:

- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

- познавательную образовательную деятельность с элементами экспериментирования;

- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

- долгосрочные наблюдения-эксперименты.

    С целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе, провели диагностику.  Для этого мы использовали  методику   Прохоровой Л.Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Результаты диагностики свидетельствовали о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с использованием экспериментирования.

    Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым  развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно,  по необходимости взрослые  оказывают помощь, советуют, интересуются   результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?  

     Широкие возможности для детского экспериментирования  открывают наблюдения за сезонными изменениями в природе. Как много интересного происходит с водой и воздухом осенью, зимой, весной, летом: идет дождь, холодает, замерзают лужи, тают сосульки. Ребенку хочется понять, что же это за необычные и так сильно меняющиеся объекты, что с ними происходит.

     В ходе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы дети смогли закрепить и  расширить полученные знания и представления об окружающем мире.

    Наряду с традиционными методами и приемами, мы используем инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяем компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

     Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны  и проведены  родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовали раздаточный материал  в виде памяток и рекомендаций  Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Кроме книг подобраны  картины, иллюстрации, познавательные игры.

    В конце года было проведено повторное обследование с помощью методики Л.Н.Прохоровой «Отношение детей к экспериментальной деятельности» и выявлен общий уровень знаний детей о неживой природе.

    В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

    1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах. О свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

    2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

    3. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

    4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний

    Таким образом, работа показала, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
   Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии и познавательной активности дошкольников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"

Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем ...

«Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду». (из опыта работы)

Важность познавательно-исследовательской деятельности ребенка....

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...

Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников

Познавательно-исследовательская деятельность детей через экспериментирование как средство стимулирования интеллектуальных способностей старших дошкольников...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» из опыта работы

Основное направление моей работы - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно....