Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"
опыты и эксперименты (средняя группа)
Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем с детьми".
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Конспект
родительского собрания
по экспериментально-исследовательской
деятельности детей
Тема: «Экспериментирование детей в семье»
(средняя группа).
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Мусонова О.В.
2016 год
Содержание:
- Введение.
- Сценка «Почемучка».
- Обсуждение педагогической ситуации «Родители и дети».
- Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника.
- Мозговой штурм.
- Презентация «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
- Работа с таблицей «Опыты с детьми 4 – 5 лет».
- Мастер – класс.
Цель:
Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
- Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
- Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
- Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребёнком-дошкольником.
- Совершенствовать умение общаться с детьми.
Предварительная работа:
1.Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование дома».
2.В ходе совместной деятельности с детьми изготовить приглашения для родителей.
3.Оформить консультацию для родителей «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
4. Разучивание сценки «Почемучка».
Материал и оборудование:
Презентация, шаблоны бумажных цветов, ножницы, карандаши, тарелки с водой; бутылки с минеральной водой, виноградинки, прозрачные стаканы; вода в стаканчике, стаканчик пустой, соломинка для коктейля; тарелка с молоком, бутылочки с пищевым красителем, пипетки, ватные палочки, жидкость для мытья посуды; альбомные листы, ручки; памятки.
Ход собрания:
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу.
Демонстрация сценки «Почемучка»
Ведущий:
Сын пришёл к отцу с вопросом.
Сын: (ребёнок)
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же,
С почемучканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре …
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Отец:
После, некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше …
Сын:
Где луна бывает днём?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув побрёл сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже
Беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чём причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе.
Прогресс развития человечества не стоит на месте и в связи с этим с каждым годом к нашим деткам предъявляются всё новые и новые требования к полученным ими знаниями. Поэтому гораздо важнее получить любознательного ребёнка-первооткрывателя, исследователя того мира, который его окружает. А средством познания дошкольником окружающего мира является - экспериментальная деятельность.
И я бы хотела спросить вас, родители, что такое экспериментирование?
(родители высказывают свои предположения)
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Кто может сказать, какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
(ответы родителей)
Вы правильно сказали, что экспериментирование имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Перед ним стоит определённая познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Также, экспериментирование способствует развитию любознательности и познавательного интереса, мелкой моторики, воображения.
Роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника
Дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребёнок и эксперимент - понятия далёкие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу - мама подойдёт, засмеюсь - засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы: рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребёнка. А ведь всё это значит, что ребёнок растёт и познаёт окружающий мир.
Мышление, память ребёнка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли пёрышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лёд, значит, лёд в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь).
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивится, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева - нет. И здесь очень важна реакция взрослых, проявленный интерес взрослого, похвала, поощрение ребёнка.
Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? Как? Откуда? Как устроен мир?), почувствовать себя учёным, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
В этом должны помогать и вы, уважаемые родители.
В нашей группе оборудован уголок опытно - экспериментальной деятельности. Он состоит из мини – лаборатории, а заведует этой лабораторией мудрая тётушка Сова, которая очень много знает и своим опытом делится с детьми.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых, дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
- Специальная посуда;
- Природный материал;
- Утилизированный материал;
- Приборы – помощники;
- Медицинский материал;
- Технический материал;
- Коллекции: семян, камней, ракушек, пуговиц, бумаги, ткани и т.д.
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности обязательно соблюдаются правила безопасности.
Уважаемые родители, какие правила безопасности необходимо учитывать проводя эксперимент?
(ответы родителей)
При организации работы с живым объектом следует соблюдать следующие правила:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомым объектом.
2. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным. Чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
3.Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное и не позволять этого делать детям.
5. При переноске животного из одного места в другое, необходимо дать ему время освоиться на новом месте.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными.
7. От взрослого требуется умение прогнозировать поведение животных, а в случае какой-либо опасности принять удар на себя и защитить детей.
8. Если во время проведения эксперимента животное начало нервничать, эксперимент следует прекратить, а животное изолировать от детей.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Уважаемые родители, подумайте и предложите эксперименты, которые вы можете провести с детьми в домашних условиях.
Первая подгруппа расскажет нам про эксперименты с неживой природой, вторая - с живой природой, а третья - «Я - человек».
(родители совещаются и отвечают)
Молодцы! Вы подобрали много правильных и интересных экспериментов, но более подробно мы рассмотрим и разберём в представленной презентации «Экспериментальная деятельность детей в средней группе».
Средняя группа
Живая природа
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Семена растений. | Хитрые семена. | Познакомить со способами проращивания семян. Упражнять в навыках посадки. | Семена бобов, кабачков, земля, контейнеры, салфетка из марли. |
Растения. | Что любят растения? | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
Растения. | Что любят растения? | Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
Растения. | Где прячутся детки? | Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | Почва, лист, отросток растения. |
Мех. | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
Гнездо птиц (на дереве). | Из чего птицы строят гнёзда? | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. |
Неживая природа
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Вода. | Окрашивание воды. | Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель, ёмкость, палочки для размешивания. |
Вода. | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твёрдым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лёд (замерзает на холоде, принимает форму ёмкости, в которой находится). | Ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, верёвочки. |
Снег. | Возьмём с собой снеговика. | Формировать у детей представление о том, что снег и лёд в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, ёмкость. |
Воздух. | Воздух повсюду. | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. |
Воздух. | Воздух работает. | Дать представление о том, что воздух может двигать предметами (парусные суда, воздушные шары и т.д.). | Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. |
Песок. | Песочная страна. | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. |
Песок, глина. | Где вода? | Выявить, что песок и глина по - разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. |
Физические явления
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Цвет. | Разноцветные шарики. | Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, жёлтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4-5 шариков на каждого ребёнка), фланелеграф, модели -цветные круги и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы. |
Магнит. | Ловись, рыбка, и мала, и велика. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. |
Свет. | Солнечные зайчики. | Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркала. |
Человек
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Орган обоняния. | «Умный» нос. | Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, ёмкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
Орган осязания. | Отгадай на вкус. | Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, солёный вкус). |
Орган слуха. | Значение расположения ушей. | Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. |
Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Стекло. | Необычные кораблики. | Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. | Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка). |
Резина. | Узнай всё о себе, шарик. | Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. | Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. |
Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, ёмкости с водой. |
МАСТЕР-КЛАСС
Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребёнок экспериментировал?
(ответы родителей)
Вы правильно подметили, что родителям необходимо:
- Во-первых, самим быть любознательными.
- Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребёнок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
- В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
- В-четвертых, не ругать ребёнка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
- В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребёнка.
А сейчас предлагаю вам превратиться в детей и немного поэкспериментировать.
(Родители по подгруппам выполняют задание)
Вот мы с вами сейчас тоже поэкспериментируем.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё сразу же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться в воду, мускулы сжимаются и сдавливают пузырь, объём уменьшается, рыба опускается вниз. А если надо подняться на поверхность - мускулы расслабляются, пузырь наполняется воздухом и рыба всплывает.
Опыт № 3
Налейте немного молока в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и прикоснитесь ею в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
И молоко, и моющее средство состоят из частичек. При прикосновении таких разных частичек происходит процесс, при котором частички молока начинают двигаться и вместе с собой приводят в движение наши краски. И поэтому получается такая радуга.
Опыт №4
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Как известно, ни одну воспитательную, или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Признавайте за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
С этой целью хочу я предлагаю Вам памятки по развитию любознательности у детей.
Своё выступление хочется закончить китайским изречением:
«То, что я услышал, я забыл. То, что я делал, я знаю!»
Спасибо за внимание!
Литература:
1.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
2.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: - Волгоград: Учитель, 2011.
3.Гризик Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2000.
4.Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для детей дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию детей. Тема: "Традиции моей семьи"
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и л...
Конспект родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию детей. Тема: "Традиции моей семьи"
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки его обитателей, которые передаются из поколения в поколение. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и л...
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе. Тема: «Экспериментирование»
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.Тема: «Экспериментирование»...
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Цель родительского собрания по данной тематике. Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами....
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.Задачи:-Расширить знания родителей о значении экспериментиров...
Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней группе.
Родительское собрание в средней группе на тему "«Экспериментирование детей в семье» Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериме...
Конспект родительского собрания "Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через экспериментирование"
Заинтерисовать родителей проблемой ознакомления с окружающим миром....