«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» из опыта работы
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Татьяна Григорьевна

Основное направление моей работы - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их свойства.

Умения и навыки исследователя, полученные в играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста»

Подготовил:  воспитатель   МБДОУ «Детский сад №136»  г.Чебоксары

Иванова Татьяна Григорьевна

Основное направление моей работы - «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их свойства.

Умения и навыки исследователя, полученные в играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды детской деятельности.

Задача педагогов детского сада, используя современные эффективные средства обучения и воспитания, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умение добывать  знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Живой интерес со стороны детей к познанию нового повлиял на мое решение в выборе направления работы. Я видела, как у детей горят глаза, когда они самостоятельно находят ответы на свои «Почему?», получают положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов.

Цель моей работы – развивать познавательную активность, интеллектуально-творческий  потенциал каждого ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Для более полной реализации  задач основного направления моей деятельности я использую методические пособия таких  авторов, как: Ольга Витальевна Дыбина, Наталья Александровна Рыжова, Светлана Николаевна Николаева, Ольга Александровна Зыкова, Галина Павловна Тугушева и т.д.

Работу по развитию познавательно-исследовательской активности я веду по четырем основным направлениям.

Непременным условием для успешного развития ребенка, безусловно, является предметно - развивающая среда в группе.  

     С этой целью в группе выделены специальные зоны:

  • Мини-центр «Опыты и эксперименты», где представлен природный материал (камешки, песок, ракушки, птичьи перья, семена и т.д.), утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, разные виды бумаги и т.д.), приборы-«помощники» (лабораторная посуда, весы, емкости для игр с водой разной формы и объема и т.д.), красители (гуашь, акварельные краски), медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы без игл и т.д.), прочие материалы (зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и т.д.).
  • Уголок природы, где представлены комнатные растения,  орудия  труда,  муляжи овощей и фруктов, календарь погоды, картины, пейзажи по временам года, репродукции художников, сюжетные картинки, альбомы диких, домашних животных, насекомых, птиц, деревьев, растения леса, поля, луга, разнообразный фотоматериал, стихи по временам года с картинками, пословицы, загадки, приметы, поговорки и т.д.
  • Мини-библиотека, где имеются книги познавательного характера, наборы открыток, альбомы и т.д.

Система моей работы по данной проблеме осуществляется поэтапно, каждому из которых соответствуют свои методы и приемы.

На перовом этапе организую работу по формированию представлений о разнообразии исследовательской деятельности. Этому способствуют экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы «Мой мир – какой он?»; рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, ознакомление с материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», тренинги по активизации исследовательского поведения.

На следующем этапе происходит формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска у детей. В рамках центра «Хочу всё знать!» проводятся эвристические беседы по изучаемым темам, чтение художественной литературы (энциклопедия «Всё обо всём», «Большая энциклопедия для дошкольников» и т.д.). В рамках клуба знатоков «Я познаю мир» ведется работа по обобщению опыта по разрабатываемым темам (дети самостоятельно составляют доклады), презентация научных работ. В игровом центре организуются словесные игры, развивающие игры и упражнения. В мини-центре «Опыты и эксперименты» проводятся плановые опыты, опыты из серии «Открытие дня», ребята изготавливают макеты гор и вулканов, оформляют альбомы по проведенным опытам и экспериментам в виде зарисовок и фотографий.

На третьем, завершающем этапе происходит представление результатов деятельности через организацию выставок детских работ «Моя научная работа», фотовыставок «Хотим всё знать» и  открытых занятий для педагогов и родителей.

На всех этапах эффективно используются

  • Информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные презентации, медиапособия.
  • Здоровьесберегающие технологии (валеологические игры и упражнения, пальчиковые игры, элементы психогимнастики, самомассаж)

Для достижения более эффективных результатов ведется работа в системе с другими специалистами детского сада:

Совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом организуем познавательные мероприятия – встречи в рамках клуба «Хочу всё знать», словесные игры с целью развития коммуникативных способностей.

Педагог-психолог проводит беседы с детьми, тренинги по активизации исследовательского  поведения; на своих занятиях, по возможности, предварительно обследует с детьми те предметы или объекты, которые впоследствии будут подвергаться исследованию на специальных занятиях.

        Для воспитателей мною организуются: мастер-классы, обучающие практикумы, открытые  просмотры деятельности.

Для нас очень важно вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс и развивать с ними партнерские отношения. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Взаимодействие с родителями я построила  с учетом следующих условий:

             -    регулярное просвещение родителей в области исследовательской деятельности дошкольников,

-    стимулирование  активности и инициативы с их стороны.

По итогам проведенной работы наблюдается положительная динамика в проявлении исследовательских способностей детей, а именно:

- умение слушать,

- обратиться к взрослому с вопросом,

- отвечать на вопросы,

- осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований по определенной тематике;

- тесно общаться со сверстниками;

- обрабатывать собранный материал;

- представить доклад.

Кроме того, нам удалось повысить родительскую активность и заинтересованность воспитательно-образовательным процессом. Наши родители – активные участники всех предлагаемых форм работы.

Результаты  проделанной  мною работы были представлены педагогическому сообществу.

  • На уровне ДОУ мною разработан и успешно реализуется проект «Мой мир – какой он?».
  • Имею публикации в сборнике научных трудов Международной  научно-практической конференции, организованной на базе Чувашского государственного педагогического университета, публикации в электронных периодических изданиях, таких как: «Педмир», «Продленка», «Инфоурок» и т.д.
  • Методическая разработка из моего опыта работы была удостоена диплома 2 степени Республиканского педагогического конкурса «Новые идеи»,
  • Наш исследовательский проект «Пернатые друзья» удостоился диплома 3 степени Республиканского конкурса «Пришла весна, прилетели птицы».
  • Педагогический проект «Мой мир – какой он?» удостоился диплома 1 степени Всероссийского конкурса  работников образования «Путь к успеху».

Положительным результатом своей  работы  я считаю участие моих воспитанников в экологических конкурсах, фестивалях, проектах, акциях. Так, например, мы ежегодно принимаем участие в республиканском экологическом форуме «Зеленая планета», республиканском эколого-просветительском проекте «Бумажный бум», экологической акции «Сдай батарейку – спаси Землю» и т.д.

Стало заметным, что  подобные мероприятия объединяют детей общими интересами, , они с удовольствием проявляют полученные умения, навыки и с нетерпением ждут новых акций!

            И в заключении, мне хочется добавить, что для меня каждый ребенок - это как нераскрывшийся бутон, каждый по- своему способен и талантлив. Моя задача – помочь ему раскрыться, помочь ему так, чтобы он заиграл неожиданными гранями и зацвел необычными яркими красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-исследовательской мотивации детей дошкольного возраста посредством конструирования (из опыта работы)

laquo;Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». Ж. Пиаже...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«Огород на окне» — как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (из опыта работы)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, иска...

Обобщающий опыт работы на тему: «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район       Харсекина Наталья Юр...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Опыт работы по теме «Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Использование метода экспериментирования для развития познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...