Самоанализ профессиональной педагогической деятельности 2019 год
материал

Флат Любовь Владимировна

Данный документ содержит полное описание профессиональной педагогической деятельности музыкального руководителя: Флат Любови Владимировны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.

      Свою профессиональную деятельность в качестве музыкального руководителя я начала 23 года назад. Вся моя педагогическая деятельность подчинена одной важной цели – воспитывать детей добрыми, умными, творческими, коммуникабельными людьми, умеющими комфортно чувствовать себя в любой жизненной ситуации, иметь активную жизненную позицию, направленную на самореализацию личности.

      Моя педагогическая деятельность руководствуется с законом об Образовании Российской Федерации, Федеральными Государственными Образовательными Стандартами Дошкольного Образования (ФГОС ДО) и нормативными правовыми документами министерства образования, федерального и регионального уровня. В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики новинки методической литературы.

       Организуя воспитательную образовательную деятельность с воспитанниками  в  дошкольном   учреждении, реализую  образовательную программу "МБДОУ "Детский сад №34". Содержание образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" по разделу "Музыкальная деятельность" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

        Успех работы, настроение детей и взрослых зависит от правильно созданной развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, реализацию различных образовательных программ. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

     Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими): музыкальный центр, фортепиано, электронное пианино, интерактивная доска. Соответствующими материалами и музыкально-дидактическими играми, в том числе расходным игровым инвентарем (в соответствии со спецификой Программы): платочки, флажки, ленточки, султанчики, колечки, снежки, цветочки, кубики, ведерки, ягодки, грибочки, веточки, различные костюмы для детей и взрослых.

     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: игровую, познавательную, и творческую активность всех воспитанников, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

     2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

     3) Поли функциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, домиков, елочек, деревьев, пеньков, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов (шишки, веточки, засушенные листочки деревьев, перышки), пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

      4) Вариативность среды: наличие в музыкальном зале пространства для игры,  а также разнообразных материалов, музыкально-дидактических игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную активность детей.

      5) Доступность среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

       6) Безопасность предметно-пространственной среды музыкального зала соответствует всем ее элементам, требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

      Занимаюсь музыкальной деятельностью во всех возрастных группах образовательного учреждения. На пути продолжительностью в пять лет, ребята систематически и последовательно, от простого, к сложному, знакомятся с прекрасным миром музыкального искусства. В своей работе я с малых лет создаю условия для формирования основ музыкальной культуры каждого ребёнка. Приобщаю дошкольников к классической музыке, формирую двигательные навыки и реализую творческие способности детей в передаче музыкальных образов. Самое важное дать ребёнку почувствовать настроение в музыке, её смену, взаимосвязь. В результате общения с музыкой ребёнку передаются её настроения и чувства. По своей природе ребёнок очень активен, подвижен, деятелен, простоват, трогателен и естественен в своих музыкальных выражениях. Движение помогает ребёнку полнее и глубже понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую выразительность. В этом сила психологического воздействия музыки. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребёнка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности. Поэтому в моей профессиональной деятельности с детьми уделяю большое внимание теме: "Музыкально-ритмические  движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста". Основная цель моей работы:  формировать у детей эмоциональное восприятие через двигательную деятельность. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- Формировать основы музыкальной культуры;

-  Расширять музыкальный кругозор детей, обогащать музыкальными впечатлениями;

-  Знакомить детей с русской и зарубежной классической музыкой;

-  Развивать двигательные качества (координация, точность движений, выразительность);

-  Воспитывать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами движения;

- Создать целостную эстетическую среду для формирования музыкальных предпочтений,           вкусов, оценок ребенка.

    По этой теме я постепенно приобретала и приобретаю методическую и музыкальную литературу. Проводила консультации для воспитателей. Выступала на родительских собраниях по различным темам: «Формирование основ музыкальной культуры в дошкольном возрасте», «Зарубежная классическая музыка – самовыражение ребенка», «Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности», «Художественное слово как средство восприятия музыкального образа у детей старшего дошкольного возраста». Транслировала опыт практических результатов своей профессиональной деятельности в заочной  форме (публикации) на международном уровне, и в очной форме (доклад, презентации) на областном уровне. Посещала разные учебные курсы и методические объединения для музыкальных руководителей, где выступала с докладами по данной теме. Педагогический процесс, строю на интеграции различных образовательных областей, так как считаю, что это  расширяет возможности для педагогической деятельности. Применяю методы личностно-ориентированного и деятельностного подходов при решении задач развития детей раннего и дошкольного возраста. Создаю широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.  Организую виды деятельности, свойственные детям раннего и дошкольного возраста. Активно  поддерживаю детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (музыкальной, познавательной, игровой,  художественной и т.д.).  Организовываю конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, музыкально-дидактических и творческих материалов. Использую специальные подходы к образованию в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании. Свою работу координирую с педагогом-психологом (при работе с детьми с ОВЗ), воспитателями, руководителем физического воспитания. Участвую в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста. Проектирую ситуации и события, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). Формирую толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде. Реализую воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (музыкальной, игровой,  художественной, познавательной  и т.д.). Принимаю участие в городских фестивалях и конкурсах "Северские колокольчики", «Роднушечки», «Северск – город детства». Развиваю у детей раннего и дошкольного возраста познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирую гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирую культуру здорового и безопасного образа жизни. Тем самым создаю более комфортные условия для музыкального исполнительства - импровизации -  творчества: дети осуществляют элементарный музыкальный анализ произведения; чисто интонируют в пении; могут установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа; различают выразительный и изобразительный характер в музыке; активны в играх на исследование звука, в элементарном музицировании; с интересом вслушиваются в музыку, запоминают и узнают знакомые произведения; музыкально эрудированы, имеют представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки; проявляют себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках и развлечениях; активны в театрализации; посещают концерты, музыкальный театр, делятся полученными впечатлениями; у детей развиваются элементы культуры слушательского восприятия; у детей стимулируется самостоятельная деятельность по импровизации песен, игр, танцев, оркестровок. Музыкальные занятия провожу в обычном режиме, по плану, включая определённые виды музыкальной деятельности по этой теме, в зависимости от возрастных особенностей детей. Осуществляя педагогическую деятельность, использую разные методы и приемы работы: традиционные методы воспитания и обучения (словесные, наглядные, практические), так и интерактивные  формы  работы (презентации по музыкально-ритмическим движениям).  Это создает условия для повышения качества освоения программы детьми, так как  практически все дети оказываются вовлеченными в процесс музыкально-творческого познания. У современных  детей высока потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, поэтому  используя в работе с детьми  интерактивную доску, различные виды презентаций  заметила,  что у детей  повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, развивается речь. Также часто использую сюрпризные  моменты, придумываю сюжеты, для привлечения внимания детей и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Слежу за тем, чтобы моя речь была образной, выразительной, грамотной. Побуждаю детей к самостоятельности в высказываниях, подбору сравнений, определений. Большим подспорьем в подготовке и проведении непрерывной  непосредственно образовательной деятельности являются музыкально-дидактические игры, такие, как: "Кубики-календарики", "Кто в домике живёт?", "Три кита", "Кубик-оркестр", "Слушай, сочиняй, твори", "Что в корзиночке моей", "Музыкальный теремок". Эти музыкальные-дидактические игры воспитывают эмоциональную сферу ребенка, способствуют развитию музыкально-двигательных и коммуникативных навыков. А такие виды музыкальной деятельности, как, пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, помогают детям полюбить определённую музыку, быть отзывчивее и добрее к себе и к окружающему их миру. Чтобы воспитание и обучение носило развивающий характер, в  работе с детьми использую иллюстрации, картины, игрушки, дидактические, словесные игры, наглядные пособия, презентации,  которые  постоянно обновляю, приобретаю. 

         В музыкальных уголках каждой возрастной группы имеются музыкально – дидактические игры,  детские музыкальные инструменты (металлофон, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, дудочки и другие нетрадиционные шумовые инструменты, не озвученные музыкальные инструменты). В процессе проведения занятий и в повседневной жизни, воспитателями используются музыкальные центры, музыка из мультфильмов и другие. Зоны для самостоятельного музицирования мобильны, т.е. дети могут перемещать их по своему усмотрению и использовать атрибуты к музыкальным подвижным играм, наборы самодеятельных шумовых инструментов для детского оркестра, атрибуты для танцевальных движений. Также в каждой группе оформлен информационный уголок для родителей, в котором систематически размещается информация по музыкальной деятельности (консультации, рекомендации для родителей, аннотации на подборки педагогической и психологической литературы по музыкально-эстетическому воспитанию).

          В меж аттестационный период активно применяла  технологию проектирования. Технология проектной деятельности позволяет  решать задачи исследовательской деятельности детей, развивает творческие способности и коммуникативные навыки.  Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она позволяет широко использовать информационно-коммуникативные технологии,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

          Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное мероприятие было интересным для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке. В этом мне помогает использование информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность детей, делает образовательную деятельность более эмоционально-насыщенной и полноценной, наиболее наглядной, способствует повышению качеству образования. Чтобы постоянно быть востребованной и интересной, необходимо постоянно совершенствоваться. Стараюсь быть в курсе всех последних событий в системе образования. Слежу за новинками, которые печатаются в печатных изданиях. Активно пользуюсь интернет ресурсами при составлении конспектов занятий, праздничных мероприятий, занимаюсь изучением педагогического опыта других педагогов-музыкантов. Изучаю и активно использую в работе материалы Интернет-ресурсов. Публикую свои методические разработки. 

         Добиваясь наиболее развивающего эффекта обучения в НОД, использую проблемные методы, активизирующие детей. Ставлю перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать  инструмент, соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движения под музыку, выбрать наиболее близкие ей, найти «свои» оригинальные движения. Соблюдаю дозировку, слежу за внешними эмоциональными проявлениями детей, чтобы они не переутомлялись и  не перевозбуждались. Развиваю эмоциональную отзывчивость на протяжении всей непосредственной образовательной  деятельности.

          Таким образом, в результате проводимой работы повысился уровень музыкальных способностей детей. В эмоциональной сфере появилось много изменений в хорошую сторону. Дети полюбили определённую музыку, расширился музыкальный кругозор детей; сформировались музыкальные предпочтения, вкусы, оценки детей на эмоционально-образное восприятие музыки; дети выразительнее и точнее стали соотносить движения с музыкой. Повысился уровень выразительности исполнения музыкально-ритмических движений, танцев и хороводов. Совершенствовались интонационные  и музыкально-двигательные навыки. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения стала более активной и разносторонней. Повысилась заинтересованность детей к эмоционально-образному восприятию русской и зарубежной классической музыки. В работе с родителями наблюдается повышенный интерес к участию в праздниках и развлечениях. Родители стали более активными в оформлении зала и группы, изготовлении костюмов. Так же выстраиваю партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использую методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоанализ профессиональной педагогической деятельности

В самоанализ моей работы вошел материал за последние три года  деятельности...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности...

самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н.

самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н....

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателя МБДОУ "ЦРР- детский сад с. Бакчара" Горловой Елены Яковлевны

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума....

Самоанализ педагогической деятельности 2019

Самоанализ педагогической деятельности 2019...