Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
материал (младшая группа)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.
Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего 1 год и 10 месяцев назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом, где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя. Здесь я поняла, что дети – наше будущее и относиться к ним надо с большой любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова М. А. Васильева. – МОСКВА-СИНТЕЗ , 2014г
Ведущие цели - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А так же разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.
В группе организована предметно-пространственная среда. Она носит развивающий характер, разнообразная, трансформируемая, полифункциональная.
В соответствии с возрастом, их индивидуальными потребностями, организованы игровые зоны. Имеются обучающие и развивающие игры, представлены сюжетные игрушки: куклы, машины и т.д. Организованы уголки с крупной мебелью для сюжетно-ролевых игр. В группе имеется выбор строительных наборов, мелких игрушек, кубиков.
В группе создана доброжелательная психологическая атмосфера, благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Стараюсь установить контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к жизни детей в детском саду. Для этого применяю различные методы: метод личного примера, требования, стимулирования, поручения. Дети охотно посещают детский сад.
Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.
Цель моей работы – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Основные задачи:
- Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.
- Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
- Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
- Использовать в работе инновационные программы и методики.
Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми младшего дошкольного возраста, которые только переступили порог детского сада и для которых жизнь по режиму в новинку. Поэтому приоритетным направлением в моей работе было помочь детям, как можно легче пройти адаптационный период в детском саду. Отрыв от дома и близких, встреча с незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду. Учитывая все это, в нашем дошкольном блоке была разработана система по профилактике дезадаптации.
Для этого были учтены следующие основные характеристики детского сообщества:
- возрастной состав;
- психологическая характеристика группы;
- количественное соотношение мальчиков и девочек;
- социальные условия жизни в семьях и типы семей.
Так же, достичь таких результатов детям помогла, созданная в группе предметно-развивающая среда. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня.
Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.
Предметно-развивающая среда включает:
- Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;
- Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал) ;
- Зона сюжетно-ролевых игр;
- Уголок книги;
- Спортивный уголок;
- Уголок ряженья;
- Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке) ;
- Театральный уголок;
В оформлении внутреннего убранства группы были использованы желтый и зеленый цвета, как наиболее «близкие» восприятию ребенка данного возраста. Именно такое сочетание определило цветовую гамму стен, мебели и аксессуаров. Используются светлые теплые тона, с выделением зон для игр.
В решении задач адаптации игре отвожу важнейшую роль, как основному виду детской деятельности. Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких как: «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой», «Позови» и др.
Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельности, творческих способностей.
Для реализации поставленной цели и задач, я использую комплексную программу воспитания и обучения под. ред. М. А. Васильевой, «Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 ЛЕТ)»- Под редакцией: К.Ю.Белая, методические пособия: М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют», и др.
В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности: игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход, что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.
Организуя образовательный процесс с детьми раннего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного! ».
Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.
Занятия провожу в виде: дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и драматизации.
Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее.
Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.
Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.
Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с воспитателем.
Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой-либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.
Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности. В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы.
Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной, коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций.
Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения.
По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми младшего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам). Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми, индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей. В группе находятся дети разного уровня развития, поэтому с теми, кто «слаб», у кого ниже уровень развития прорабатываю тему занятий заранее. А «сильным» по уровню детям даю дополнительные задания в нерегламентированной деятельности.
Детей диагностировала в начале и конце учебного года по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура». Освоение воспитанниками образовательной программы «От рождения до школы» по областям можно проследить в динамике роста результатов. Сравнительный анализ уровня развития детей первой младшей группы показываю в виде следующих диаграмм:
- Уровень развития интегративных качеств
- Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
В ходе проведения диагностики у детей было выявлено, что дети любознательные, отзывчивые, обладают навыками самообслуживания. На начало учебного года некоторых детей наблюдается отсутствие навыков и умений по некоторым образовательным областям.
К концу учебного года наблюдается повышения уровня знаний по всем образовательным областям.
Вывод: повысить уровень развития интегрированных качеств и уровень навыков и умений по всем образовательным областям.
Мониторинг оценки состояния здоровья воспитанников показал, что много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие дети. Неправильный образ жизни взрослых, несбалансированное питание дома, малоподвижный образ жизни (долгое сидение у телевизора, компьютера, наследственность, ухудшение материального благополучия в семье, некачественные продукты - все это отрицательно повлияло на здоровье детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе, оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры ( гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы. Здесь также активно применялся фольклор. Детям помогали расслабиться прибаутки: «Киска, киска»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки» и др.
Чтение потешек и прибауток всегда способствует созданию благоприятной обстановки, это вызывает радость у детей и в их глазах появляется неподдельный интерес к происходящему.
Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Возможно, ему скучно (тогда это просьба об общении, а может он не знает, как играть в ту или иную игру (тогда это просьба о помощи, а может он хочет привлечь к себе внимание, побыть с ним – в этом случае это просьба о любви.
Обращаю внимание на конфликты между детьми, обсуждаю и решаю их при индивидуальных беседах или с глазу на глаз, стараясь найти компромиссы. 2-3 летние дети не могут управлять своими эмоциями и чувствами, поэтому высок уровень конфликтности в этом возрасте, но они легко отвлекаются от негатива, применяю приемы отвлечения ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников наиболее существенное условие, обеспечивающее возможность его полноценного развития в условиях детского сада. Принятие, одобрение другими детьми открывают ребёнку возможность самовыражения, проявления индивидуальности, самоутверждения. Стараюсь своим эмоциональным настроем вдохновить детей на ту или иную деятельность. Улыбкой и добрым словом побуждаю детей к сотрудничеству. Использую разнообразные контакты, сближающие детей между собой. Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности, которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность.
Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в детском саду.
Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы, показал, что родительский коллектив достаточно разнородный: с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к детскому саду. Поэтому приходится заниматься педагогическим «воспитанием» родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.
Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.
Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:
- анкеты;
- родительские собрания;
- консультации, беседы-рекомендации;
- печатный материал для чтения;
- совместные творческие дела.
Работа с семьей
Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата.
В ходе учебного года были поставлены цели и задачи: объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.
- Распространять педагогические знания среди родителей;
- Оказать практическую помощь в воспитании детей;
- Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
В приемной группы оформлены стенды «Для вас родители», «Уголок здоровья» , «Наше творчество», где помещается информация для родителей, и рекомендации, работы детей по художественному творчеству.
За период моей работы в садике провела:
- Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речи детей в игре».
- Доклад к педсовету на тему: «Влияние игры на развитие речи дошкольников».
- Консультация для родителей на тему: «Как дети учат друг друга разговаривать».
- Консультация для родителей на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
- Консультация для родителей на тему: «Сказка в жизни ребенка».
- Консультация для родителей на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
- Консультация для родителей на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
- Доклад к родительскому собранию на тему: «Как помочь ребенку в период адаптации в ДОО?».
- Конспект родительского собрания на тему: «Семейное воспитание и здоровый образ жизни».
- Новогодние утренники и т.д.
Воспитательные мероприятия в группе.
- В группе прошел праздник «Новый год»
- Цель: познакомить детей с праздником, вызвать радостное настроение.
- Праздник проводился музыкальным руководителем .
- Каждый день проходит «Встреча со сказкой»
- Цель: знакомство детей с художественными произведениями, развивать усидчивость, память, внимание.
Образовательные мероприятия в группе.
1.Провела открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «речевого развития». Тема: «Вежливое слово».
Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ, соблюдается интеграция образовательных областей, составлено в игровой форме для детей.
Цель: формировать у детей представление о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях; развивать словарный запас детей, обогащать речь детей сложными предложениями; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Провела открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде».
Цель: обобщить знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
3.Физкультурный праздник посвященный дню семьи. Тема: «Счастливы вместе».
Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навреди». Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации в ноябре 2018г по теме: «Психолого-педагогические аспекты развития детей раннего возраста в условиях ДОО и семьи» в объеме 24 ч. при БРИОП г. Улан-Удэ; в декабре 2019 г «Эмоциональное развитие детей и условия его амплификации» в объеме 32 ч при БРИОП г. Улан-Удэ.
Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОО. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор) ; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer.
Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощенно. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.
Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.
В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности, интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трёхлетнем возрасте: «Я сам! »
Самообразование
Тема по самообразованию, над которой я начала работать «Развитие речи дошкольников» .
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение русскому языку, -одна из главных.
На следующий учебный год планирую продолжить работу над данной темой. Где главной целью стоит повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Цели и задачи на следующий год
В дальнейшем планирую продолжить работу над приоритетным направлением своей деятельности, изучать и использовать обновление содержания образовательного и воспитательного; свою работу планирую по направлениям:
- познавательно-речевое развитие;
- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада;
Целью деятельности дальнейшей работы является обеспечение полноценного развития личности каждого ребенка в процессе образования, в единстве эмоционального и рационального взаимодействие педагогов и родителей.
Моя перспективная цель - это создать условия для развития индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ воспитателя ДОУ...
самоанализ профессиональной педагогической деятельности
В самоанализ моей работы вошел материал за последние три года деятельности...
Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности...
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности 2019 год
Данный документ содержит полное описание профессиональной педагогической деятельности музыкального руководителя: Флат Любови Владимировны....
самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н.
самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н....
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателя МБДОУ "ЦРР- детский сад с. Бакчара" Горловой Елены Яковлевны
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума....