Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
материал (младшая группа)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.
Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего 1 год и 10 месяцев назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом, где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя. Здесь я поняла, что дети – наше будущее и относиться к ним надо с большой любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии.
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова М. А. Васильева. – МОСКВА-СИНТЕЗ , 2014г
Ведущие цели - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В своей работе применяю разнообразные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А так же разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.
В группе организована предметно-пространственная среда. Она носит развивающий характер, разнообразная, трансформируемая, полифункциональная.
В соответствии с возрастом, их индивидуальными потребностями, организованы игровые зоны. Имеются обучающие и развивающие игры, представлены сюжетные игрушки: куклы, машины и т.д. Организованы уголки с крупной мебелью для сюжетно-ролевых игр. В группе имеется выбор строительных наборов, мелких игрушек, кубиков.
В группе создана доброжелательная психологическая атмосфера, благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Стараюсь установить контакт с каждым ребёнком, расположить его к себе, вызвать и сохранить интерес к жизни детей в детском саду. Для этого применяю различные методы: метод личного примера, требования, стимулирования, поручения. Дети охотно посещают детский сад.
Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников.
Цель моей работы – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.
Основные задачи:
- Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитию личности.
- Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка.
- Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей.
- Использовать в работе инновационные программы и методики.
Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми младшего дошкольного возраста, которые только переступили порог детского сада и для которых жизнь по режиму в новинку. Поэтому приоритетным направлением в моей работе было помочь детям, как можно легче пройти адаптационный период в детском саду. Отрыв от дома и близких, встреча с незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду. Учитывая все это, в нашем дошкольном блоке была разработана система по профилактике дезадаптации.
Для этого были учтены следующие основные характеристики детского сообщества:
- возрастной состав;
- психологическая характеристика группы;
- количественное соотношение мальчиков и девочек;
- социальные условия жизни в семьях и типы семей.
Так же, достичь таких результатов детям помогла, созданная в группе предметно-развивающая среда. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активности: двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня.
Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.
Предметно-развивающая среда включает:
- Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные, словесные;
- Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал) ;
- Зона сюжетно-ролевых игр;
- Уголок книги;
- Спортивный уголок;
- Уголок ряженья;
- Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке) ;
- Театральный уголок;
В оформлении внутреннего убранства группы были использованы желтый и зеленый цвета, как наиболее «близкие» восприятию ребенка данного возраста. Именно такое сочетание определило цветовую гамму стен, мебели и аксессуаров. Используются светлые теплые тона, с выделением зон для игр.
В решении задач адаптации игре отвожу важнейшую роль, как основному виду детской деятельности. Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких как: «Иди ко мне», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой», «Позови» и др.
Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельности, творческих способностей.
Для реализации поставленной цели и задач, я использую комплексную программу воспитания и обучения под. ред. М. А. Васильевой, «Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 ЛЕТ)»- Под редакцией: К.Ю.Белая, методические пособия: М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют», и др.
В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности: игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход, что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.
Организуя образовательный процесс с детьми раннего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного! ».
Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.
Занятия провожу в виде: дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и драматизации.
Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее.
Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как: рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.
Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.
Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с воспитателем.
Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой-либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.
Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности. В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы.
Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной, коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций.
Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения.
По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми младшего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам). Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми, индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей. В группе находятся дети разного уровня развития, поэтому с теми, кто «слаб», у кого ниже уровень развития прорабатываю тему занятий заранее. А «сильным» по уровню детям даю дополнительные задания в нерегламентированной деятельности.
Детей диагностировала в начале и конце учебного года по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура». Освоение воспитанниками образовательной программы «От рождения до школы» по областям можно проследить в динамике роста результатов. Сравнительный анализ уровня развития детей первой младшей группы показываю в виде следующих диаграмм:
- Уровень развития интегративных качеств
- Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
В ходе проведения диагностики у детей было выявлено, что дети любознательные, отзывчивые, обладают навыками самообслуживания. На начало учебного года некоторых детей наблюдается отсутствие навыков и умений по некоторым образовательным областям.
К концу учебного года наблюдается повышения уровня знаний по всем образовательным областям.
Вывод: повысить уровень развития интегрированных качеств и уровень навыков и умений по всем образовательным областям.
Мониторинг оценки состояния здоровья воспитанников показал, что много детей с ослабленным здоровьем, часто болеющие дети. Неправильный образ жизни взрослых, несбалансированное питание дома, малоподвижный образ жизни (долгое сидение у телевизора, компьютера, наследственность, ухудшение материального благополучия в семье, некачественные продукты - все это отрицательно повлияло на здоровье детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе, оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры ( гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности, релаксационные паузы. Здесь также активно применялся фольклор. Детям помогали расслабиться прибаутки: «Киска, киска»; «Ладушки, ладушки»; «Пальчик-мальчик», «Ножки, ножки» и др.
Чтение потешек и прибауток всегда способствует созданию благоприятной обстановки, это вызывает радость у детей и в их глазах появляется неподдельный интерес к происходящему.
Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Возможно, ему скучно (тогда это просьба об общении, а может он не знает, как играть в ту или иную игру (тогда это просьба о помощи, а может он хочет привлечь к себе внимание, побыть с ним – в этом случае это просьба о любви.
Обращаю внимание на конфликты между детьми, обсуждаю и решаю их при индивидуальных беседах или с глазу на глаз, стараясь найти компромиссы. 2-3 летние дети не могут управлять своими эмоциями и чувствами, поэтому высок уровень конфликтности в этом возрасте, но они легко отвлекаются от негатива, применяю приемы отвлечения ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников наиболее существенное условие, обеспечивающее возможность его полноценного развития в условиях детского сада. Принятие, одобрение другими детьми открывают ребёнку возможность самовыражения, проявления индивидуальности, самоутверждения. Стараюсь своим эмоциональным настроем вдохновить детей на ту или иную деятельность. Улыбкой и добрым словом побуждаю детей к сотрудничеству. Использую разнообразные контакты, сближающие детей между собой. Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности, которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность.
Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в детском саду.
Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы, показал, что родительский коллектив достаточно разнородный: с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к детскому саду. Поэтому приходится заниматься педагогическим «воспитанием» родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.
Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.
Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм:
- анкеты;
- родительские собрания;
- консультации, беседы-рекомендации;
- печатный материал для чтения;
- совместные творческие дела.
Работа с семьей
Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата.
В ходе учебного года были поставлены цели и задачи: объединить усилия семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.
- Распространять педагогические знания среди родителей;
- Оказать практическую помощь в воспитании детей;
- Способствовать налаживанию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка.
В приемной группы оформлены стенды «Для вас родители», «Уголок здоровья» , «Наше творчество», где помещается информация для родителей, и рекомендации, работы детей по художественному творчеству.
За период моей работы в садике провела:
- Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речи детей в игре».
- Доклад к педсовету на тему: «Влияние игры на развитие речи дошкольников».
- Консультация для родителей на тему: «Как дети учат друг друга разговаривать».
- Консультация для родителей на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».
- Консультация для родителей на тему: «Сказка в жизни ребенка».
- Консультация для родителей на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста».
- Консультация для родителей на тему: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
- Доклад к родительскому собранию на тему: «Как помочь ребенку в период адаптации в ДОО?».
- Конспект родительского собрания на тему: «Семейное воспитание и здоровый образ жизни».
- Новогодние утренники и т.д.
Воспитательные мероприятия в группе.
- В группе прошел праздник «Новый год»
- Цель: познакомить детей с праздником, вызвать радостное настроение.
- Праздник проводился музыкальным руководителем .
- Каждый день проходит «Встреча со сказкой»
- Цель: знакомство детей с художественными произведениями, развивать усидчивость, память, внимание.
Образовательные мероприятия в группе.
1.Провела открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «речевого развития». Тема: «Вежливое слово».
Этот конспект составлен со всеми требованиями по ФГТ, соблюдается интеграция образовательных областей, составлено в игровой форме для детей.
Цель: формировать у детей представление о вежливом обращении к сверстникам и взрослым людям, умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях; развивать словарный запас детей, обогащать речь детей сложными предложениями; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
2. Провела открытый просмотр непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Что мы знаем о воде, говорят, она везде».
Цель: обобщить знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Дать понятие детям о том, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Развивающие: Развивать мышление, внимание ,память, умение анализировать и наблюдать. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: испарение, фильтры, фильтрование, очистные сооружения, круговорот воды в природе.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
3.Физкультурный праздник посвященный дню семьи. Тема: «Счастливы вместе».
Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.
Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу: «Помоги, но не навреди». Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться, повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации в ноябре 2018г по теме: «Психолого-педагогические аспекты развития детей раннего возраста в условиях ДОО и семьи» в объеме 24 ч. при БРИОП г. Улан-Удэ; в декабре 2019 г «Эмоциональное развитие детей и условия его амплификации» в объеме 32 ч при БРИОП г. Улан-Удэ.
Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОО. В своей работе использую следующие программы: Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор) ; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Internet Explorer.
Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощенно. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.
Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.
В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности, интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трёхлетнем возрасте: «Я сам! »
Самообразование
Тема по самообразованию, над которой я начала работать «Развитие речи дошкольников» .
Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение русскому языку, -одна из главных.
На следующий учебный год планирую продолжить работу над данной темой. Где главной целью стоит повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Цели и задачи на следующий год
В дальнейшем планирую продолжить работу над приоритетным направлением своей деятельности, изучать и использовать обновление содержания образовательного и воспитательного; свою работу планирую по направлениям:
- познавательно-речевое развитие;
- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада;
Целью деятельности дальнейшей работы является обеспечение полноценного развития личности каждого ребенка в процессе образования, в единстве эмоционального и рационального взаимодействие педагогов и родителей.
Моя перспективная цель - это создать условия для развития индивидуальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-19645-1691738195.jpg)
САМОАНАЛИЗ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МОИХ ВОСПИТАННИКОВ.Диагностика разработана мной самостоятельно.Тесты которые могут проверить знания дошкольников по экологическому воспитанию....
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ воспитателя ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/03/picture-190213-1362286380.jpg)
самоанализ профессиональной педагогической деятельности
В самоанализ моей работы вошел материал за последние три года деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-705658-1490163969.jpg)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/03/picture-720875-1567526677.jpg)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности 2019 год
Данный документ содержит полное описание профессиональной педагогической деятельности музыкального руководителя: Флат Любови Владимировны....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-1071438-1609509817.png)
самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н.
самоанализ профессиональной педагогической деятельности Безруковой Е. Н....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1323087-1616158665.jpg)
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности воспитателя МБДОУ "ЦРР- детский сад с. Бакчара" Горловой Елены Яковлевны
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума....