Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО.
статья

Леонова Ольга Михайловна

 Предметно - развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС пространство группы может организовываться  в виде различных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО.

                            «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

                                                                               забота о здоровье ребёнка –
                                                                                        это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

          «Здоровье детей — здоровье нации!»  Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

          Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

           В законе Российской Федерации «Об образовании», в условиях введения ФГОС ДО вопрос о здоровьесбережении направлен на охрану и укрепление физического, психического здоровья каждого воспитанника, в том числе на их  эмоциональное благополучие. С этой целью в образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии.

           Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -  технологии направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности.

Исходя из этого, работа направлена на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также обеспечивающего психологическое благополучие. Широко используем социально-оздоровительную технологию, включающую в себя комплекс мероприятий, проходящих через режимные моменты и различные виды детской деятельности, организацию предметно-социальной среды, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

         В процессе деятельности решаются следующие задачи:

 -          обеспечить условия для физического и психологического благополучия всех участников воспитательно-образовательного процесса;

 -          создать условия для накопления необходимого опыта и знаний для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

 -          создать условия для формирования доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах, основах безопасности жизнедеятельности;

 -          создать условия для стимулирования воспитанников включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

-          создать условия для формирования навыков саморегуляции поведения дошкольников, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья;

-          создать условия для совместной работы с родителями, которая направлена на обеспечение здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Для создания здоровьесберегающего пространства следует подчеркнуть важность условий, особенно в условиях реализации ФГОС ДО, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, организации двигательной развивающей среды.

           Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС ДО в дошкольных учреждениях должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность. Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.

          Создавая  здоровьесберегающую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:

  • принципам здоровьесберегающего обучения (приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы);
  • принципу формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;
  • принципу создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.

Для реализации  этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и  создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

           Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;  реализацию различных образовательных программ;  ну и, конечно же, сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

         Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. При этом важно,  чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

         Оздоровительная среда в группе является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами: физкультурный зал, на участке дошкольного учреждения — спортивная площадка. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр. Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, начиная со световоздушных ванн в тени деревьев, постепенно переходя к ваннам под прямыми лучами солнца. В бассейне расположен «фито-бар. Большой оздоровительный эффект имеет ароматерапия — процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему, запахи деревьев и растений, очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно — сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием. В группе есть пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным было создание «уголков уединения», где ребенок может побыть один, снять напряжение. Ежедневно в работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслительной деятельности, развития познавательных психических процессов. Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются необходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятельности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение глаз. Также эффективно использование «минуток покоя» в течение дня. Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, снимают напряжение во время, организованной деятельности. Точечный самомассаж (А. Уманской), как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, повышает защитные силы организма. Проводится с 1–2 раза в день. В режимные моменты включаем: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка, снятия мышечных зажимов. Одним из методов, который, способствует развитию творчества, фантазии — является музыкотерапия. Музыка, звуки природы повышают интерес к окружающему миру, способствуют развитию культуры ребёнка. Используем этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей. Так же работа направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей. Разработан план совместной деятельности с родителями воспитанников. Целью взаимодействия с родителями является повышение психологической, валеологической компетентности родителей в вопросах формирования практических навыков, в непринужденной обстановке. Поэтому, были выбраны индивидуальные и досуговые формы организации взаимодействия: родительские клубы, консультации, беседы, анкетирование. -          участие родителей в совместных праздниках, «Днях здоровья», посещение НОД, открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, занятий по валеологии, прогулок и т. д.; -          организация совместных выставок «Нестандартное физкультурное оборудование», изготовление семейных стенгазет «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Летние олимпийские игры». Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями и воспитанниками.

Таким образом, созданное здоровьесберегающее пространство направлено на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.



Предварительный просмотр:

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО.

                            «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

                                                                               забота о здоровье ребёнка –
                                                                                        это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

          «Здоровье детей — здоровье нации!»  Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

          Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

           В законе Российской Федерации «Об образовании», в условиях введения ФГОС ДО вопрос о здоровьесбережении направлен на охрану и укрепление физического, психического здоровья каждого воспитанника, в том числе на их  эмоциональное благополучие. С этой целью в образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии.

           Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -  технологии направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

В настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности.

Исходя из этого, работа направлена на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также обеспечивающего психологическое благополучие. Широко используем социально-оздоровительную технологию, включающую в себя комплекс мероприятий, проходящих через режимные моменты и различные виды детской деятельности, организацию предметно-социальной среды, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

         В процессе деятельности решаются следующие задачи:

 -          обеспечить условия для физического и психологического благополучия всех участников воспитательно-образовательного процесса;

 -          создать условия для накопления необходимого опыта и знаний для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

 -          создать условия для формирования доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах, основах безопасности жизнедеятельности;

 -          создать условия для стимулирования воспитанников включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;

-          создать условия для формирования навыков саморегуляции поведения дошкольников, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья;

-          создать условия для совместной работы с родителями, которая направлена на обеспечение здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Для создания здоровьесберегающего пространства следует подчеркнуть важность условий, особенно в условиях реализации ФГОС ДО, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, организации двигательной развивающей среды.

           Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС ДО в дошкольных учреждениях должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность. Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.

          Создавая  здоровьесберегающую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:

  • принципам здоровьесберегающего обучения (приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы);
  • принципу формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;
  • принципу создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.

Для реализации  этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и  создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

           Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;  реализацию различных образовательных программ;  ну и, конечно же, сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.

         Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. При этом важно,  чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.

         Оздоровительная среда в группе является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами: физкультурный зал, на участке дошкольного учреждения — спортивная площадка. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр. Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, начиная со световоздушных ванн в тени деревьев, постепенно переходя к ваннам под прямыми лучами солнца. В бассейне расположен «фито-бар. Большой оздоровительный эффект имеет ароматерапия — процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему, запахи деревьев и растений, очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно — сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием. В группе есть пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным было создание «уголков уединения», где ребенок может побыть один, снять напряжение. Ежедневно в работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслительной деятельности, развития познавательных психических процессов. Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются необходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятельности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение глаз. Также эффективно использование «минуток покоя» в течение дня. Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, снимают напряжение во время, организованной деятельности. Точечный самомассаж (А. Уманской), как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, повышает защитные силы организма. Проводится с 1–2 раза в день. В режимные моменты включаем: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка, снятия мышечных зажимов. Одним из методов, который, способствует развитию творчества, фантазии — является музыкотерапия. Музыка, звуки природы повышают интерес к окружающему миру, способствуют развитию культуры ребёнка. Используем этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей. Так же работа направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей. Разработан план совместной деятельности с родителями воспитанников. Целью взаимодействия с родителями является повышение психологической, валеологической компетентности родителей в вопросах формирования практических навыков, в непринужденной обстановке. Поэтому, были выбраны индивидуальные и досуговые формы организации взаимодействия: родительские клубы, консультации, беседы, анкетирование. -          участие родителей в совместных праздниках, «Днях здоровья», посещение НОД, открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, занятий по валеологии, прогулок и т. д.; -          организация совместных выставок «Нестандартное физкультурное оборудование», изготовление семейных стенгазет «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Летние олимпийские игры». Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями и воспитанниками.

Таким образом, созданное здоровьесберегающее пространство направлено на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

Теоретическое обоснование организации работы по развитию познавательной активности дошкольников...

Здоровьесберегающие технологии как обязательное условие внедрения ФГОС в ДОУ"

Поделиться опытом наботы нашего ДОУ нетрадиционным способом с помощью массажного шарика СУ - ДЖОК....

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс » (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Вед.: Все педагоги детских садов должны детально изучить Стандарт дошкольного образования. Сейчас мы немного пройдёмся по нему с помощью практических заданий. Вам необходимо будет прочесть утверж...

«Здоровьесберегающая среда ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариати...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ДОУ»

Здоровье –  - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов  (ВОЗ).Федеральный закон РФ...