«Здоровьесберегающая среда ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»
консультация на тему
В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательного развития детей № 31 «Росинка»
Консультация для педагогов
«Здоровьесберегающая среда ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»
Подготовила: воспитатель Чубукина О.А.
Псков, 2018
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитателя»
В.А. Сухомлинский
В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.
В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст – самый поддающийся воздействиям период, в этом возрасте ребёнок быстро обучается и усваивает, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и детьми.
Предметно-развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС ДО в дошкольных учреждениях должна быть создана такая предметно-развивающая среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Только правильно организованная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, что очень важно для развития ребёнка.
Создавая здоровьесберегающую среду, нужно использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие:
- принципам здоровьесберегающего обучения (приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы);
- принципу формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет ощущаемым;
- принципу создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.
Для реализации этих принципов необходимо использование всех видов доступных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, и создание предметно-развивающей среды, способствующей здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников, контроль за питанием детей, профилактические мероприятия и др.);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка);
- обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности);
- образовательные (воспитание культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- обучение здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, игротренинги, игротерапия, самомассаж);
- коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.).
Предметно-развивающая среда должна быть:
- содержательно насыщенной (оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
- трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
- полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д.);
- вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
- доступной;
- безопасной.
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей; реализацию различных образовательных программ; ну и, конечно же, сохранению здоровья детей, как физического, так и эмоционального.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов. При этом важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми. А так же, чтобы предметная среда не только развивала, но и укрепляла здоровье детей, как психическое, так и физическое.
В группе могут быть созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности.
Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в детском саду играет большую роль в гармоничном, здоровьесберегающем развитии и воспитании каждого ребёнка. Помимо основных, она несёт ещё и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его, что также обеспечивает сохранение здоровья ребёнка, как психическое, так и физическое.
Литература:
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с.21–28.
- Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –http://goo.gl/VhpiUr
- Иванова С. С. Здоровьесберегающая среда в ДОУ как фактор внедрения ФГОС ДО // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 14-16.
- Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
- Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
- ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС ДО
Презентация...
Здоровьесберегающая среда ДОУ в свете внедрения ФГОС ДО
В настоящее время проблема оздоровления детей особенно актуальна в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах исп...
Здоровьесберегающие технологии как обязательное условие внедрения ФГОС в ДОУ"
Поделиться опытом наботы нашего ДОУ нетрадиционным способом с помощью массажного шарика СУ - ДЖОК....
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»
В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ДОУ»
Здоровье – - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).Федеральный закон РФ...
Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО.
Предметно - развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС пространство группы может орган...
Предметно-развивающая среда ДОУ в условиях внедрения ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...