Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"
материал (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленькие оркестранты"
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 2 года
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34»
Принято: Утверждаю
Педагогическим советом Врио заведующего
МБДОУ «Детский сад №34» МБДОУ «Детский сад №34»
Протокол № ________ от ___________О.А. Шкодских
«____» ___________2019 «_____» __________2019
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
"Маленькие оркестранты"
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок реализации: 2 года
Составила
Музыкальный руководитель:
Флат Л.В.
ЗАТО Северск, 2019г.
Структура программы
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы, её место и роль в образовательном процессе.
1.2. Срок реализации программы.
1.3.Форма проведения занятий.
1.4. Цель и задачи учебного предмета.
1.5. Методы обучения.
1.6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
2.Содержание программы
2.1. Учебный план (объём и содержание)
2.2. Рабочая программа
2.3. Планируемые результаты
2.4. Тематическое содержание программы
2.5. Календарный учебный график.
3. Формы и методы контроля
4. Методическое обеспечение
5. Заключение
6. Список литературы
Приложения
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность программы, её место и роль в образовательном процессе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольных учреждений главный ориентир направлен на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Основное содержание образовательной области «Музыка», теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством.
Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства {словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру:
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении само регуляции в двигательной сфере.
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.
Актуальность данной программы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.
Большое внимание уделяли обучению игре на детских музыкальных инструментах педагоги Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, которые понимали значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе: «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А. Метлова, «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А. Ветлугиной, Бублей С.П. «Детский оркестр», Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». В «Методике музыкального воспитания» под редакцией Н.А.Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.
Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа - австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К. Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей, разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки.
В 20 веке первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных их желаний - «играть музыку». Постепенно в обиход детского сада вошли и новые образцы детских музыкальных игрушек и инструментов.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.
Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
1.2. Срок реализации программы.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 5 до 8 лет. Организационная образовательная деятельность проводится с сентября по май. Срок освоения программы – 2 года.
.
1.3. Форма проведения занятий.
Процесс обучения организован в форме занятий 2 раза в неделю; в месяц - 8; в год - 72. Занятия проводятся с сентября по май включительно.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут, с обязательным 10 минутным перерывом.
1.4. Цель и задачи учебного предмета.
Цель программы – развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах оказывает благотворное влияние на развитие умственной, социальной, эмоциональной сфер личности ребёнка. Даёт ребёнку новые знания об окружающем мире, позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах;
- учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах;
- закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
- поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах;
- поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни;
- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
Развивающие:
- развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
- развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма;
- развивать и формировать исполнительские навыки в области пения;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление;
- развивать умение держаться и действовать на сцене;
- развитие воображения, фантазии, изобретательности в приемах исполнительства на музыкальных инструментах
Воспитательные:
- активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- воспитание творческой инициативы;
- воспитывать у детей любовь к музыке;
- воспитывать чуткое отношение к народной и композиторской песне;
- воспитывать сознательное отношение между детьми.
1.5. Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
Игровой. Этот метод обучения обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание мелодий на музыкальных инструментах происходит легко и радостно. Дети в игровой форме учатся одному из сложнейших приёмов игры на детских музыкальных инструментах – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.
Наглядно-слуховой метод обучения предполагает исполнение музыкальных произведений педагогом, использование (технические средства обучения) TCO – основное содержание этого метода. Музыка может звучать как в "живом" исполнении, так и в аудиозаписи.
Наглядно-зрительный метод обучения включает в себя, показ картин, рисунков, карточек, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить у детей фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.
Словесный метод используется, чтобы организовать внимание детей, передать им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, пояснить музыкальные произведения, которые они слушают, учить самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода.
Практический метод при обучении игры на детских музыкальных инструментах педагог показывает детям приемы правильной игры на инструментах, звукоизвлечения, звуковедения.
Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочетание всех методов. Если они не достигают цели, нужно вовремя заменить их. Угасание у детей интереса к деятельности - это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельности или другой репертуар. Выбор методов и приемов зависит и от возраста детей.
Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером. На первом этапе работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения. На третьем этапе (произведение выучено) очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам.
1.6. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Материально-техническое обеспечение включает в себя:
- музыкальный зал, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано);
- наличие аудиоаппаратуры, видеопроектора, интерактивной доски;
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений.
2. Содержание программы.
2.1. Учебный план (объём и содержание)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | |||
1 год (5-6 лет) | 2 год (6-8 лет) | |||||
Теория | Практика | Теория | Практика | |||
1. | Пальчиковые игры | 2 | 10 | 1 | 11 | Открытые занятия |
2. | Звучащие жесты | 2 | 10 | 1 | 11 | |
3. | Речевое музицирование | 4 | 8 | 2 | 10 | |
4. | Музыкально-дидактические игры | 6 | 6 | 2 | 4 | |
5. | Музыкально-ритмические игры и упражнения | 2 | 10 | 6 | 6 | |
6. | Игра в оркестре, ансамбле | 2 | 10 | 1 | 8 | Выступление на развлечениях, праздниках |
7. | Импровизация | 0 | 0 | 0 | 9 | |
Итого: | 18 | 54 | 13 | 59 | ||
Всего: | 72 | 72 |
2.2. Рабочая программа
Первый год обучения - старшая группа
Цели и задачи года:
- развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации;
- формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру, таких как: музыкальных темпов (быстро – медленно), контрастной динамики (громко – тихо), контрастной звуковысотности (высоко – низко), контрастных ладов (мажор – минор);
- развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок;
- формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании.
Второй год обучения - подготовительная группа
Цели и задачи года:
- формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса, в частности: артикуляционнотелесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков, отделение ритма от слова, игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты»), как аккомпанементов к музыке, звукоподражания на инструментах;
- воспитание устойчивых навыков игры базовой партитуры в двухдольном и трёхдольном размере; - свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы;
- импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку;
- структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.
2.3. Планируемые результаты
В результате совместной образовательной деятельности у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей;
- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
- воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.
В процессе совместной образовательной деятельности дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;
- овладеть навыками ансамблевого исполнения;
- понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
Система отслеживания и оценивания результатов
Открытые мероприятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
На каждой совместной образовательной деятельности используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа:
- ритмические упражнения;
- игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки);
- игра в ансамбле;
- творческие упражнения;
- импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга. Проведение каждой совместной образовательной деятельности требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время совместной образовательной деятельности к достижению поставленной цели.
2.4. Тематическое содержание программы
1 год обучения – старшая группа | 2 год обучения – подготовительная группа | ||
Наименование темы | Наименование раздела | Наименование темы | Наименование раздела |
Пальчиковые игры | Ритмические игры. Пальчиково-речевой театр. | Пальчиковые игры | Ритмические игры. Пальчиково-речевой театр. |
Звучащие жесты | Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки) Самоаккомпанемент. | Звучащие жесты | Ритмические формы сопровождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки) Самоаккомпанемент. |
Речевое музицирование | Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Вокализация ритма. | Речевое музицирование | Ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Вокализация ритма. |
Музыкально-дидактические игры | Игры с игрушками, с картинками, с предметами. | Музыкально-дидактические игры | Игры с игрушками, с картинками, с предметами. |
Музыкально-ритмические игры и упражнения | Стихи с движением. Вокально-двигательные разминки. Движение и активное слушание. | Моделирование элементов музыкального языка | Моделирование: темпа, метра, размера, ритма, динамики, музыкальной формы, звуковысотности. |
Игра в оркестре, ансамбле | Ритм в музыкальных произведениях. Игра дуэтом, трио, каноном и т.д. Игра в оркестре, с использованием одинаковых и разных музыкальных инструментов. | Игра в оркестре, ансамбле | Игра с применением элементов музыкального языка. Совместная игра на одинаковых и на разных музыкальных инструментах. |
Импровизация | Овладение разными видами импровизации: вокальными; танцевальными; инструментальными; синтетическими. |
2.5. Календарный учебный график.
N п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 3/5 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №1 | Музыкальный зал | |
10/12 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей,10 | игровая | 1/1 час | №2 | Музыкальный зал | |||
17/19 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №3 | Музыкальный зал | |||
24/26 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №4 | Музыкальный зал | Сюжет ное занятие | ||
2 | Октябрь | 1/3 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №5 | Музыкальный зал | |
8/10 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №6 | Музыкальный зал | |||
15/17 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №7 | Музыкальный зал | |||
22/24 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №8 | Музыкальный зал | Участие в осеннемразвле чении | ||
3 | Ноябрь | 5/7 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №9 | Музыкальный зал | |
12/14 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №10 | Музыкальный зал | |||
19/21 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №11 | Музыкальный зал | |||
27/29 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №12 | Музыкальный зал | Сюжет ное занятие | ||
4 | Декабрь | 3/5 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №14 | Музыкальный зал | |
10/12 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №15 | Музыкальный зал | |||
17/19 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №16 | Музыкальный зал | |||
24/26 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №17 | Музыкальный зал | Участие в новогоднем утреннике | ||
5 | Январь | 7/9 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №18 | Музыкальный зал | |
14/16 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №19 | Музыкальный зал | |||
21/23 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей,10 | игровая | 1/1 час | №20 | Музыкальный зал | |||
28/30 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №21 | Музыкальный зал | Сюжет ное занятие | ||
6 | Февраль | 4/6 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей,10 | игровая | 1/1 час | №22 | Музыкальный зал | |
11/13 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №23 | Музыкальный зал | |||
18/20 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №24 | Музыкальный зал | |||
25/27 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №25 | Музыкальный зал | Участие в развле чении "День Защитника Отечества" | ||
7 | Март | 3/5 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №26 | Музыкальный зал | Участие в утреннике |
10/12 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №27 | Музыкальный зал | |||
17/19 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №28 | Музыкальный зал | |||
24/26 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №29 | Музыкальный зал | |||
8 | Апрель | 7/9 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №30 | Музыкальный зал | |
14/16 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №31 | Музыкальный зал | |||
21/23 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №32 | Музыкальный зал | |||
28/30 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №33 | Музыкальный зал | Сюжет ное занятие | ||
9 | Май | 5/7 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №34 | Музыкальный зал | |
12/14 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №35 | Музыкальный зал | |||
19/21 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | игровая | 1/1 час | №36 | Музыкальный зал | |||
26/2\8 | 15.30-15.55 старшая группа, корпус по адресу Судостроителей, 10 | сюжетная | 1/1 час | №37 | Музыкальный зал | Сюжет ное занятие |
3. Формы и методы контроля.
Для оценки результативности выполнения программы применяются вводный, тематический, промежуточный и итоговый виды контроля.
Вводный контроль осуществляется на первом году обучения в начале учебного года с целью диагностики развития важнейших компонентов музыкальности у обучающихся: чувство ритма, музыкальная память, мышление, диапазон голоса. Формы контроля – диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
- беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы:
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год:
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
4. Методическое обеспечение
- музыкально – дидактический материал;
- нотная библиотека;
- фонотека.
5. Заключение
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности дошкольников. И это благодаря различным методам, способам приобщения детей к игре на детских музыкальных инструментах, одним из которых является элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия, а для этого музыкальному руководителю необходимо:
- создавать условия для игры на детских музыкальных инструментах;
- использовать только настроенные и эстетичные музыкальные инструменты;
- не навязывать детям обучение на инструменте, не злоупотреблять чрезмерными занятиями;
- поощрять попытки самостоятельной игры на музыкальном инструменте.
6. Список литературы.
1. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей // Избранные статьи: О музыкальном просвещении и образовании. - СПб.: Музыка. - 2014. - 143 с.
2. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. - М., 2014
3. Боровик Т.В. Звуки, ритмы и слова/ Т.В. Боровик. - Минск, 1991
4. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях. - М.: Дрофа, 2014. - 23 с.
5. Ветлугина Н.А. Воспитание и обучение детей 6 года жизни. - М.: Ритм, 2015. -158 с.
6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 170 с.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2008. 150 с.
8. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников / Лев Виноградов. - М.: Сфера, Речь, Образовательные проекты, 2011. - 160 c.
9. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская.- М.: Издательский центр «Академия», - 2005. – 320 с.
10. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка // Справочник музыкального руководителя. - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - №2
11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», - 2008
12.Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем!/А. Н. Зимина. - Москва: ЮВЕНТА, 2002
13. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. — 2008. № 6.
14. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. - С. 42-46.
15. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм. - Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
16. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2007
17. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.- М., 1990
18. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., 2011.
19. Кленов А. Там, где музыка живет.- Педагогика-Пресс, 1994
20. Кшенникова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников / авт.-сост. Н. Г. Кшенникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 48 с.
21. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. Изд. «Учитель», 2018. – 123 с.
22. Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации; Дрофа - М., 2016. - 202 c.
23. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. 110 с.
24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука 2003
25. Трубникова М. Играем в оркестре по слуху. – М., 2000
26. Тютюнникова Т.С. Уроки музыки. Система Карла Орфа. - Москва: АСТ, 2000
27. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999
28. Тютюнникова Т. С. Шумовой оркестр снаружи и изнутри/ Т.С. Тютюнникова.// - Музыкальная палитра. - 2006. - №6. - С. 10-12.
29. Фролова Ю. Веселая музыкалочка / Ю. Фролова. - М.: Феникс, 2017. - 856 c.
30. Ходонович Л.С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 40 с.: ил. — (Серия «Умней-ка!»).
31. Шорыгина Т.А. Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и красоте. Изд. «Сфера», 2014г
32. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Волшебный мир народного творчества. Пособие для детей 5—7 лет; Просвещение - М., 2016. - 96 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»
Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.
Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «БИМ-БАМ-БОМ» по обучению игре на музыкальных инструментах (стартовый уровень). Возраст обучающихся 6-7 лет. Срок реализации программы на 1 год (2021-2022 гг.)
Музыкальное воспитание –это не воспитание музыканта,а прежде всего воспитание человека. В.А.Сухомлинский Программа «Бим-Бам-Бом&r...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...