РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» 5-7 лет
рабочая программа
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
5-7 лет
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» разработана на основе программы «Раз – ступенька, два – ступенька…»» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и с учетом закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю по 30 минут для детей 5 – 7 лет. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет в игровой форме подготовить детей к обучению в школе.
Работая по программе «Раз – ступенька, два – ступенька…», особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Основные задачи кружка:
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создаю картотеку игр, разрабатываю конспекты занятий, подбираю материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:
- количество и счет;
- ознакомление с геометрическими фигурами;
- определение величины;
- ориентировка во времени, пространстве;
- решение логических задач;
В соответствие с разделами планируется работа, определяющая содержание, задачи, сроки проведения.
1. Количество и счет.
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализуются через следующие игры:
«Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей числа», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
2. Геометрические фигуры.
В разделе «геометрические фигуры», закрепляются представления о многоугольниках и их свойствах, развиваются: умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
«Назови предметы заданной формы», «Что общего и чем различаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах, их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.
3. Определение величины.
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
В работе по данному разделу используются игры–эксперименты: «В каком сосуде больше воды?», «Что легче, что тяжелее?», «Что тонет, что плавает?», «Подбери шарфик для кукол», «Короче – длиннее», «Подбери мебель для трех медведей».
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.
4. Ориентировка во времени
В этом разделе развивается чувство времени, дети учатся определять время по часам, знакомятся с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляются представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
В работе используются следующие дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Мой режим дня по часам», «Определи время по часам», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?».
Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года, совершенствуют представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.
Особым блоком выделяются логические задачи.
5. Логические задачи
Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребусы «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки, «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах, развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Планирование на октябрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, знакомство с названием месяца – октябрь | Учить отгадывать загадку, записывать решение с помощью цифр знаков; закреплять умение писать цифры 1,2,3,4, учить писать цифру 5, знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел, познакомить с текущим месяцем – октябрь | 1 неделя |
Число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий» | Познакомить с цифрой 6, учить писать цифру 6, учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы: сколько, на котором по счету месте; знакомить с составом числа 6 | 2 неделя |
Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <,>, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник | Закрепить умение писать цифры 3,4,5,6, учить устанавливать соответствие м/у предметов и цифрой, познакомить со знаками <,> | 3 неделя |
Числа и цифры 4,5,6, установление соответствия между числом, цифрой, и количеством предметов | Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов | 4 неделя |
Планирование на ноябрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак геометрические фигуры, знакомство с названием месяца – ноябрь | Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр, познакомить со знаком -; познакомить с цифрой 0, учить писать цифру 0, закреплять знания осенних месяцев (сентябрь, октябрь), познакомить с месяцем – ноябрь | 1 неделя |
Числа и цифры 0,4,5,6, решение задачи, установление равенства м/у двумя группами предметов, понятия «слева», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках | Продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков; познакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0; учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость м/у ними; закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе | 2 неделя |
Число и цифра 7, знаки =,+, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2 и 4 части. | Познакомить с цифрой 7; учить писать цифру 7; учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?; учить выкладывать прямоугольник из счетных палочек; учить рисовать прямоугольник в тетради в клетку; учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания, учить понимать, что часть меньше целого. А целое больше части | 3 неделя |
Числа 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели | Продолжать знакомить с цифрой 7; знакомить с составом числа 7из двух меньших чисел; закреплять умение писать цифры от 1 до 7; познакомить с пословицами в которых упоминается число 7; познакомить с днями недели | 4 неделя |
Планирование на декабрь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1 – 8, знаки +,-, знакомство с названием месяца – декабрь, логическая задача на установление закономерностей | Познакомить с цифрой 8; учить писать цифру 8; учить правильно использовать и писать знаки + или -; познакомить с названием месяца – декабрь | 1 неделя |
Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части. | Упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько, на котором по счету месте; учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале: учить делить предмет на 2, 4 части | 2 неделя |
Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей. | Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитания; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; учить рисовать овалы в тетради в клетку | 3 неделя |
Знаки <,>, логическая задача на анализ и синтез, прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет. | Закреплять умение правильно пользоваться знаками < ,>; учить видеть геометрические фигуры в символических изображениях; упражнять в различии количественного и порядкового счета; правильно отвечать на вопросы: сколько, который, на каком по счету месте. | 4 неделя |
Планирование на январь:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Числа и цифры 1 – 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий, ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца – январь Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат | Познакомить с цифрой 9; учить писать цифру 9; познакомить с названием месяца – январь; знакомить с названиями дней недели; учить записывать дни недели условными обозначениями (1 кружок – понедельник, 2 кружка – вторник и т. д.); закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «еще пониже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще повыше» Учить соотносить количество предметов с цифрой; учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними; учить складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линиям сгиба; | 2 неделя |
Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунков | Познакомить с числом 10; учить писать число10; познакомить с геометрической фигурой – трапецией; учить выкладывать трапецию из счетных палочек; рисовать трапецию в тетради в клетку; учить находить различия в двух похожих рисунках | 3 неделя |
Числа от 1 – 10, сложение числа 10 из двух меньших, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат | Закрепить умение писать цифры от 1 – 10; учить составлять число десять их двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике | 4 неделя |
Планирование на февраль:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +,-, знакомство с названием месяца – февраль | Познакомить с названием месяца – февраль; продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру; учить пользоваться знаками +,-, учить рисовать в тетради в клетку кораблик. | 1 неделя |
Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, работа со счетными палочками | Упражнять в количественном и порядковым счете, учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка, лодка), решать логическую задачу на анализ и синтез | 2 неделя |
Решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник | Продолжать решать примеры на сложение и вычитание; учить составлять числа 7,8, 9,10 из двух меньших чисел; учить различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад», учить двигаться в указанных направлениях; способствовать развитию графических навыков – рисование машины | 3 неделя |
Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <,>, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция | Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством; учить пользоваться знаками <,>; закрепить знания о днях недели; учить решать логическую задачу на установление закономерностей | 4 неделя |
Планирование на март:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца – март, логическая задача. | Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание; записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – март; закрепить знания о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль); учить решать логическую задачу на сходство и различие | 1 неделя |
Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, понятия «больше», «поменьше», «самый маленький» | Продолжать учить записывать решение и читать запись; учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь) учить рисовать символическое изображение кошки из треугольников; способствовать развитию глазомера; использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький» | 2 неделя |
Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года | Учить читать запись задачи; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки; развивать мышление; | 3 неделя |
Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг, овал, треугольник | Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших; закреплять понятия «левый верхний нижний угол», «правый верхний, нижний угол», «середина» закреплять знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник | 4 неделя |
Планирование на апрель:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логическая задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник | Продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись; познакомить с названием месяца – апрель; продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; | 1 неделя |
Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве | Упражнять в различии количественного и порядкового счета; закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать её и читать запись; закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица; учить рисовать лягушку в тетради в клетку | 2 неделя |
порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ, синтез предмета сложной формы, треугольник, круг, трапеция, символические изображения предметов из счетных палочек | Закреплять навыки порядкового и количественного счета; продолжать учить составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать в тетрадь; продолжать учить выкладывать из счетных палочек символическое изображение предметов (дом, елка, лодка); учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки; учить решать логическую задачу на анализ и синтез | 3 неделя |
Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с количеством предметов, знакомство с названием месяца – май, закрепление знаний о месяцах – март, апрель, стихи о цифрах от 1 – 10 | Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы | 4 неделя |
Планирование на май:
содержание работы | задачи | сроки проведения |
Логические задачи на установление закономерностей | Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы | 1 неделя |
Решение задачи, примеров, соотнесение цифр с количеством предметов | Продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия | 2 неделя |
Решение примеров, ориентировка в пространстве, логическая задача на установление закономерностей. | Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить решать логическую задачу; | 3 неделя |
Знаки <,>, логическая задача на анализ и синтез. | Закреплять умение правильно пользоваться знаками <,>; упражнять в различии количественного и порядкового счета; | 4 неделя |
Литература:
- Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, «Раз – ступенька, два – ступенька…»» М., Владос, 2013.
- Е.В.Колесникова Методическое пособие: М. 2009 Е.В. Колесникова «Я считаю до 10» рабочая тетрадь для детей: М.; ТЦ Сфера,2011.
- А.П. Тимофеевский «Малышам о формах и размерах ЗАО «Омега», Москва
- С.И. Волкова «Математические ступеньки Москва «Просвещение» 2009
- Математика. Проверяем готовность к школе. С.В.Пятак, ЭКСМО.М.,2012.
- Играем и конструируем. А.В.Белошистая. Дрофа. М.,2011
- Учимся решать задачи. С.Е. Гаврина. Росмэн. М., 2006.
- Веселая геометрия. Е.К.Нефедова. Дрофа.М., 2010
- Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
- Т.Г. Любимова «Хочешь быть умным? Изучай математику»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»
Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Занимательная математика»...
Технологическая карта интегрированного занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Занимательное путешествие по островам математики"
Занятие по ФЭМП...
Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП " Занимательная сенсорика"
quot;Занимательная сенсорика"...
Программа кружковой работы по ФЭМП "Занимательная математика"
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, для работы по ФЭМП,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП)«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД...
Программа дополнительного образования по ФЭМП «Занимательная математика»
Программа дополнительного образования по ФЭМП «Занимательная математика»...