Рабочая программа дополнительного образования по ФЭМП " Занимательная сенсорика"
рабочая программа по математике (средняя группа)

Елена Николаевна Ферко

"Занимательная сенсорика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_sensorika.docx57.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида

Принято:                                        Согласовано:                        Утверждено:

Совет педагогов                                 Зам. заведующей                Заведующая МБДОУ

МБДОУ детского сада № 11                по УВР МБДОУ                детского сада № 11

«Берёзка»                                         детского сада № 11                «Берёзка»

Протокол № __                                № 11 «Берёзка»                Г. Я. Амерханова

от «__» ________ 20___ г.                        Е. В Тодоренко                _______________                                                        _____________

Рабочая программа

совместная деятельность

взрослого с детьми

средняя группа

2022-2023 уч. г.

один год

(срок реализации программы)

Составитель:

Ферко Елена Николаевна

воспитатель МБДОУ

детского сада  №   11 «Берёзка»

г. Гусиноозёрск

2022 г. 

  1. Целевой раздел Программы
  1.  Пояснительная записка

         Рабочая программа кружка «Занимательная сенсорика» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Письмом Минобрнауки  РФ от 11.12.06 г. №06-1844  о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Уставом МБДОУ детский сад № 11 общеразвивающего вида;
  • Основной образовательной программой ДОУ.

Тип программы: компилятивная – составленная на основе различных разработок и сборников:

  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина / Под ред. Л.А. Венгера, — М., Просвещение, 1998. — С.4 – 6.
  • Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание.-2002.-№10.-С.90-93.
  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада. /  Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер /  Под рук. Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера, — М., Просвещение, 1988, — С. 4 – 5, 12.
  • Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина «В мире детских эмоций» и др.

Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим направлением в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. 

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.

Сенсорное развитие у детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1.        Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2.        Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, количестве, части и целом.

3.        Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4.        Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.        Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Рабочая программа «Занимательная сенсорика» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

1.1.        Цели и задачи деятельности по реализации Программы

Цель: Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  сенсомоторной деятельности.
  •  Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Развивать  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение, цветовосприятие, проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Закреплять  приобретённые умения  и  навыки: развивать мелкую моторику пальцев и моторные функции рук, способствовать развитию сенсомоторики, способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук, развивать координацию движений, точность действий.
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же», т.к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую инициативу и самореализацию.

Здоровьесберегающие:

  • научить здоровосберегающим технологиям: сохранность зрения, правильной посадки во время работы.

Дети младшего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития способностей в сенсорной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Ожидаемый результат:

  • обогащение активного и пассивного словаря детей;
  • познавательный интерес к НОД кружка;
  • подготовка атрибутов для игр, НОД.
  • степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
  • умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
  • умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
  • знания свойств предметов и слов их обозначающих;
  • эмоциональное отношение к предложенной деятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие сенсорных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого познания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе ознакомления с сенсорными эталонами, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

        Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность  педагогической диагностики – два раза в год (октябре и мае). В октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования по дополнительному образованию. Для оценки овладения детьми сенсорных эталонов, сенсомоторной деятельностью, руководствовались критериями по методике Бурменской Г. В.

Объект педагогической диагностики

(мониторинга)

Формы и методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической

диагностики

Длительность проведения педагогической

диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Наблюдение, беседа, показ, словесное объяснение,

напоминание, создание проблемной ситуации, специально подготовленная

деятельность.

2 раза в год

1-2 недели

октябрь

май

Степень освоения ребенком Программы оценивается по специальной шкале:

3 балла  –  показатель проявляется ярко (сформирован);

2 балла  –  показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);

1 балл     – показатель почти не проявляется (не сформирован).

Выявление  следующих  уровней овладения детьми изобразительной деятельностью:

сформирован - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования;

частично сформирован – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла;

не сформирован – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ  РАЗДЕЛ
  1. Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Занимательная сенсорика».

       Дети среднего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Программа  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Кружок работает в течение учебного года (октябрь – май), один раз в неделю – четверг. План кружка рассчитан на год. Количество детей, посещающих кружок «Занимательная сенсорика» -  16 чел. Возраст детей: 5 лет.

Участники:  воспитатель, дети.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.

Разделы программы:

- Основы сенсорного восприятия.

- Сенсорные эталоны.

Срок реализации: 1 год обучения.

Формы организации образовательного процесса:

•        Деятельность кружка «Занимательная сенсорика»;

•        Индивидуальная работа.

Организация образовательной деятельности в группе:

Занятия проводятся: 1 занятие кружка в неделю (из расчета 36 календарных недель в учебном году).

Общее количество учебных занятий в год – 36.

Длительность одного занятия: во второй младшей группе – 15 мин.

Формы работы

- Дидактические игры.

- Игровые образовательные ситуации.

- Упражнения на развитие мелкой моторики.

- Игровая деятельность

- Сюжетная деятельность.

- Чтение художественной литературы.

Методы и приёмы обучения:

1. Эмоциональный настрой - создание игровой ситуации, использование музыкальных произведений.

2. Наглядные - наблюдения, рассматривания, показ образца, использование движения руки.

3. Практические - упражнения в игровой форме, опыты и эксперимент.

4. Словесные - рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, педагогическая оценка, проговаривание последовательности работы.

5. Педагогическая диагностика.

Программа предполагает педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раз в год (вводный - октябрь, итоговый – в мае).

Процесс проведения занятий предусматривает:

1.        Использование приёма транслирования информации;

2.        Отбор тематического содержания;

3.        Педагог        старается        помочь        ребенку        правильно формулировать мысли;

4.        Педагог создаёт схематические изображения;

5.        При проведении физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Занятия построены по коммуникативному принципу:

1.        Создание оптимальных условий для мотивации детской речи;

2.        Обеспечение условий общения;

3.        Поддержание речевой инициативы;

4.        Использование коммуникативных средств.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- проведение открытого мероприятия;

- проведение мастер-класса среди педагогов;

- проектная деятельность.

Схема и методика проведения занятий по образцу. 

Структура

Методы и приёмы

Вводная часть

Эмоциональный настрой, вступительная беседа по теме.

Мотивация.

Основная часть

Самостоятельная творческая деятельность детей. Педагог помогает детям.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление сенсорных эталонов.

Уборка рабочего стола.

Схема и методика проведения занятий по замыслу.

Структура

Методы и приёмы.

Вводная часть

Эмоциональный настрой, создание условий для развития инициативы детей (игровая ситуация, художественное слово).

Уточнение, напоминание последовательности выполнения работы в нетрадиционной технике.

Основная часть

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Индивидуальная работа со стороны педагога.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы, закрепление сенсорных эталонов.

Уборка рабочего стола.

Работа по данному направлению проводится следующим образом.

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями. Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводят в форме игры. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр.

Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно–потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

2. Содержание работы по освоению детьми Программы.

Перспективное планирование

Сентябрь

1. Знакомство с новой игрой «Логические блоки Дьенеша»

Познакомить детей со способом упорядочивать фигуры по форме;

Дидактическая игра «Заполни кольцо» - упорядочивание по различным признакам (форме).

Блоки Дьенеша, кольца.

2. Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина)

Формировать умение упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине.

Дидактическая игра: «Где, какие фигуры лежат?» - ознакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине).

Комплект блоков Дьенеша.

Октябрь

1.«Разноцветные палочки»

Познакомить детей с новой игрой; с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать полочки по цвету. Развивать речь детей, внимание, память, мышление.

Набор палочек Кюизенера; кукла.

2. Расколдуй героев сказок.

Закрепить умение конструировать по схеме из палочек Кюизенера, развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.

Набор палочек Кюизенера; карточки-схемы, игрушки.

Ноябрь

1. Геоконт "дощечка с гвоздиками".

Развивать внимание, развивать конструкторские способности - получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.

2. Игры-головоломки «Непрерывная линия»

Развитие комбинаторных способностей,

смекалки,

сообразительности.

Разрезные картинки - пазлы.

Декабрь

1.«Точечки»

Развивать у детей математическое мышление;

упражнять в счёте;

упражнять в раскладывании чисел и точек по порядку.

Игра «Точечки»

2.«Незаконченные рисунки…»

Развивать целостность восприятия у ребенка законченности рисунка, (развитие восприятия).

Распечатки на каждого ребенка с незаконченными рисунками.

Январь

1.«Найди, закрась в нужный цвет, выложи из блоков.»

Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности.

Распечатки на каждого ребенка, цветные карандаши.

2.«Домашние животные – кошка и собачка»

Развивать конструкторские способности, развивать творческие способности; закрепить знания формы, цвета, размера; стимулировать интерес к домашним животным.

Счётные палочки, карточки – схемы.

Февраль

1.«Три медведя»

(работа с палочками Кюизенера)

Развивать умение сравнивать предметы по высоте, закреплять знание числа 3, конструирование из палочек низкой кроватки, стульчика, мишки; воспитывать способность сочувствовать, сопереживать.

Палочки Кюизенера, карточки – схемы.

2.«Найди 5 отличий и определи эмоцию»

Формировать умение сравнивать предметы между собой, искать черты сходства и различия; развивать внимание, умение оценивать эмоциональное состояние (что испытывают, чувствуют, добрые или сердитые).

Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, цветные карандаши.

Март

1.«Город» (блоки Дьенеша)

Осваивать умения классифицировать

множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма);

Развивать пространственное воображения.

Бумажние коврики с узорами из геометрических фигур, блоки Дьенеша.

2.«Какие предметы спрятаны в рисунках»

Развивать уровень наблюдательности, внимания,

творческих способностей: предложить самим составить подобную загадку.

Распечатки на каждого ребенка, чистые листы бумаги, карандаши.

Апрель

1.«Ориентация на листе»

Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Познакомить с понятиями: вправо в верхний угол, влево в верхний угол, вниз в правый угол, вниз в левый угол.

Распечатки на каждого ребенка.

2.«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Май

1.«Знакомство с часами».

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

2.«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

3. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в кружковой работе ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Этот процесс приобретения знаний, умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

4. Способы поддержки детской инициативы в освоении Программы

4 -5 года

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность

  • Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.
  • Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях.
  • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.
  • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.
  • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.
  • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.
  • В процессе непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.
  • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться находить подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.
  • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

5. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагога с семьями воспитанников. Дети, педагог и родители – основные участники образовательных отношений.

Планируемые результаты сотрудничества педагога группы с семьями воспитанников:

- Формирование у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в деятельность кружка.

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность сенсорного развития детей. Знакомить с возможностями ДОУ в сенсорном развитии детей.

Поддерживать стремление родителей развивать сенсомоторную деятельность детей в детском саду и дома.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 1.        Материально – техническое  обеспечение Программы

Материально-технические условия организации работы кружка «Занимательная сенсорика» соответствует государственным и местным требованиям и нормам.

  1. Уголок сенсомоторного развития
  2. Технические средства обучения:
  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио-материал.
  3. По необходимости используется проектор,
  4. переносной экран,
  5. ламинатор.

2.        Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.        Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. - 264с.

2.        Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

3.        Борисенко М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. – СПб.: «Паритет», 2002.

4.        Бурменская Г. В. Психологическое обследование детей дошкольного — младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы. / Ред.-сост. Г. В. Бурменская. — М.: УМК «Психология», 2003. — 349 с.

5.        Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя дет. сада. / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. / Под ред. Л.А. Венгера, — М., Просвещение, 1998. — С.4 – 6.

6.        Воспитание детей в игре. / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.

7.        Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций» и др.

8.        Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера,2004

9.        Лыкова И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. / И.А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.

10.        Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера,2001

11.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

12.        Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по детской психологии». М. 2001

13.        Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры». – М., 2007

14.        Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 90-93.

3. Предметно-развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда по дополнительному образованию строится с учетом особенностей детей младшего дошкольного возраста; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и педагога. В группе имеются разнообразные материалы, оборудование и инвентарь для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, уголок сенсомоторного развития. 

 Организация образовательного пространства и разнообразие оборудования, материалов и инвентаря обеспечивает:

-        игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

-        двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.

-        эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-        возможность самовыражения детей.

Развивающая образовательная среда организована в соответствии с основными направлениями развития детей согласно требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормам СанПиН 2.4.1.3049-13.

В Программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по сенсорному развитию, а именно:

  • на целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • на восприятие формы;
  • на восприятие качеств величины;
  • на количество предметов;
  • на развитие речи, мышления;
  • на развитие первоначальных представлений об окружающем мире.

Наглядный материал

1.        Иллюстрации и репродукции;

2.        Наглядно - дидактический материал;

3.        Игровые атрибуты;

4.        Стихи, загадки;

5.        Открытки для рассматривания


Приложение 1

Мониторинг освоения программы «Занимательная сенсорика»

Список детей

 

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

 во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценочная шкала

  1. балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
  2. балла – выполняет задания и отвечает правильно, но нуждается в напоминании взрослого, его контроле;
  3. балла – выполняет задания и отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно.

Оценочные уровни развития

  1. балл – не сформированы;
  2. балла – частично сформированы;
  3. балла – сформированы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет

Рабочая программа дополнительного образования: «Занимательная сенсорика» для детей 3-4 лет...

Рабочая программа кружка в младшей группе "Занимательная сенсорика".

Рабочая программа кружка  в младшей группе "Занимательная сенсорика".Задачи: 1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливат...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 3-4 лет на 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» на 2019-2021 учебные годы

Рабочая программа  дополнительного образования  для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика»...

Рабочая программа дополнительного образования "Занимательная математика" (подготовительной группы 6-7 лет ) 23-24 уч.год

В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги.Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математ...

Рабочая программа дополнительного образования работы в первой младшей группе «Занимательная сенсорика»

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию орг...

Программа дополнительного образования по ФЭМП «Занимательная математика»

Программа дополнительного образования по ФЭМП «Занимательная математика»...