РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа)

Холмикова Марина Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП)

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                               УТВЕРЖДЕННО

Педагогическим советом №1                   Заведующий МБДОУ детского сада № 155

Протокол №_                                                     _________________Красовская С.А.

                                                                                        «______»_________________2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП)

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

                                                 Разработчик:

                                                                             Холмикова Марина Сергеевна

                                                Воспитатель

Иркутск

Пояснительная записка

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм, цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Средний возраст — начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному развитию ребёнка-дошкольника.

Организация кружка «Занимательная математика» даёт возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 2 раза в неделю, 20 минут, во второй половине дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления. Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Цель программы:

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желания творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

  1. Формировать познавательный интерес к математике через игровое взаимодействие педагога и детей.
  2. Развивать математические способности, логическое мышление и основные мыслительные операции.
  3. Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
  4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
  5. Воспитывать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.

Основой для разработки рабочей программы по развитию элементарных математических представлений является:

  • федеральным закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ;
  • закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  • гражданским кодекс Российской Федерации;
  • постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706;
  • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • устав МДОУ.

Содержание программы

Все НОД проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.

НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям.

Программа рассчитана на 1 год на детей 4 – 5 лет. Кружок работает 2 раза в неделю по 20 минут, всего 64 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • принцип наглядности: предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
  • принцип последовательности: предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно;
  • принцип занимательности: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
  • принцип личностно-ориентированного общения: предполагает, что в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Формы организации НОД

В процессе НОД используются различные формы:

  • традиционные;
  • комбинированные;
  • практические;
  • игры, конкурсы.

Методы:

  • словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ, пояснения);
  • игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
  • практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
  • наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий);
  • показ мультимедийных материалов.

Итоговые результаты освоения программы:

К концу учебного года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка 4 – 5 лет:

  • самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);
  • устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью);
  •  находит части целого множества и целое по известным частям;
  • считает до 5 и дальше (количественный, порядковый счет);
  • называет числа в прямом (обратном) порядке до 5, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 5);
  • соотносит цифру (1 – 5) и количество предметов;
  • различает размер, длину, ширину, толщину и способы их измерения (наложение, приложение);
  • умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей, сравнивать целый предмет и его часть;
  • различает и называет: круг (овал), многоугольники (треугольники, прямоугольники, квадраты), шар, куб, цилиндр проводит их сравнение;
  • ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.);
  • умеет определять временные отношения (вчера, сегодня, завтра), называть части суток, времена года и знать их основные признаки;
  • знает состав чисел в ряду 1 - 5 (из отдельных единиц).

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

  1. «Социально – коммуникативное развитие» - где знания и умения, полученные в НОД дети применяют в игровой деятельности.
  2. «Познавательное развитие» - развитие умственных способностей; достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху), ориентироваться на листе бумаги.
  3. «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
  4. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.  Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
  5. «Художественно – эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

 Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Контроль:

  • итоговые НОД;
  • мониторинг.

Разделы рабочей программы:

  1. «Количество и счет»

Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

  1. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

Цель: формировать представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

  1.  «Определение величины»

Цель: развивать умение сравнивать длину, ширину, высоту, толщину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

  1. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Цель: развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

  1. «Решение логических задач»

Цель: развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема

Программное содержание

НОД

Методическое обеспечение НОД

ОКТЯБРЬ

1

«Вселенная математики»

  • «Цифранета» – познакомить с цифрами, закрепить знакомые, умение считать вслух до 10;
  • «Геометрика» - познакомить с геометрическими фигурами, повторить знакомые, ввести понятие многоугольник;
  • «Время» - познакомить с календарём, повторить части суток, времена года;
  • «Чёрная дыра» - познакомить с ориентировкой в пространстве, закрепить «Лево» и право».

ДЗ: Придумать и нарисовать корабль для путешествия по вселенной математики.

2

«Волшебные превращения геометрических фигур»

  • закрепить умение вырезать фигуры по контуру;
  • формировать умение из квадрата делать круг;
  • формировать умение сгибать пополам и разрезать, получая новые фигуры.

ДЗ: Нарисовать рисунок, используя только геометрические фигуры

3

«Один – много, круг»

  • закрепить умение сравнивать группы предметов, различать, где один, а где много;
  • формировать умение сравнивать предметы методом наложения и приложения;
  • закрепить понятия «большой» и «маленький», раскладывать в порядке возрастания, убывания;
  • считать предметы в пределах двух слева направо, согласовывая числительные с существительными в роде, числе и падеже;
  • закрепить знания геометрической фигуры круг, формировать понятие, что круги бывают разных размеров.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.18

Колесникова Е.В раб. Тетрадь – с.2

ДЗ: соедини предметы, начиная с самого большого.

4

«Сказка о листе бумаги»

  • познакомить с листом бумаги, формировать умение находить нужную сторону: правую, левую. верхнюю, нижнюю;
  • формировать умение ориентироваться в пространстве, следуя указаниям: налево, вперёд, назад.

ДЗ: Ориентировка на листе бумаги.

5

«Сравнение предметов»

  • формировать умение считать предметы в пределах 4;
  • обозначать словами положение предмета по отношению к себе;
  • закрепить умение сравнивать группы предметов, используя метод наложения и приложения;
  • считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов;
  • совершенствовать знание о времени года - осень.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.21

Колесникова Е.В раб. Тетрадь – с.4

ДЗ: Ориентировка на листе бумаги.

6

«Весы»

  • закрепить умение сравнивать две группы предметов, используя различные способы;
  • формировать умение уравнивать две группы предметов, добавляя или убирая один предмет;
  • формировать умение отсчитывать от группы столько предметов, сколько нужно;
  • познакомить с весами.

ДЗ: Уравнивание двух групп предметов.

7

«Счёт в пределах 5»

  • формировать умение устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
  • выделять признаки сходства предметов и объединять их по этому признаку;
  • закрепить умение считать предметы в пределах 5;
  • формировать умение сравнивать несколько предметов по величине, используя слова: маленький, большой;
  • закрепить знания геометрической фигуры квадрат;
  • формировать представление, что квадраты бывают разного размера.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.23

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.6

ДЗ: Посчитай количество предметов и закрась столько же квадратиков.

8

«Логические блоки»

  • формировать представление о плоских и объёмных геометрических фигурах;
  • познакомить с геометрическим телом шар;
  • формировать умение находить предметы, похожие на шар в окружающей обстановке;
  • познакомить с логическими блоками Дьенеша;
  • закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий»;
  • развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

Дид. Игра «Найди».

ДЗ: Математическая раскраска.

НОЯБРЬ

9

«Сравнение чисел 4 – 5, части суток»

  • продолжать считать предметы (в пределах 5);
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • закрепить умение добавлять к меньшей группе недостающий предмет;
  • формировать умение устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;
  • закреплять представления о частях суток;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.25

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.8

ДЗ: Найди одинаковое количество предметов и соедини их.

10

«Треугольник, квадрат, сравнение предметов по длине»

  • закрепить геометрические фигуры треугольник и квадрат;
  • формировать умение находить предметы названной формы;
  • формировать умение из квадрата делать два треугольника, разрезая по диагонали;
  • составлять домик из четырёх треугольников;
  • формировать умение сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения (короткий, длиннее, …, самый длинный);
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать стремление говорить правильно.

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Дид. игра «Найди свой домик»

ДЗ: Закрепить понятие длинный - короткий

11

«Цифра 1»

  • формировать умение отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;
  • формировать умение писать цифру 1, используя образец;
  • находить цифру 1 среди множества других цифр;
  • закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.28

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.10

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки - цифра 1

12

«Количественный и порядковый счёт»

  • развивать умение различать вопросы: «Сколько? Который по счёту? На котором месте стоит?»;
  • учить порядковому счёту (до 5); соотносить числительное с каждым из предметов;
  • формировать умение раскладывать предметы правой рукой слева направо, считать слева направо;
  • закрепить знание частей суток.

Дид. игра «Волшебная радуга»

Дид. игра «Что вы делали утром (днём, …)»

ДЗ: Нарисуй свою любимую часть суток.

13

«Цифра1, сравнение по размеру»

  • закрепить знание о цифре 1;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;
  • закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;
  • формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.29

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.12

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.3 -4

14

«Ориентировка на листе, знакомство с клеткой, куб»

  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
  • познакомить с тетрадкой в клетку;
  • формировать умение видеть границы клетки, обводить, не выходя за границы;
  • закрепить понятие плоских и объёмных геометрических фигур, познакомить с геометрическим телом – куб;
  • формировать умение находить предметы, похожие на куб в окружающей обстановке;
  • формировать умение определять фигуры на ощупь, по описанию.

Дид. игра «Что находится сверху (снизу, ….)»

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Дид. игра «Угадай, что это»

ДЗ: В тетради в клетку – обведи клеточки.

15

«Цифра 2»

  • познакомить с цифрой 2;
  • учить писать цифру
  • учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • учить различать понятия «далеко», «близко»;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.31

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.14

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 2

16

«Прямоугольник и овал»

  • познакомить с геометрическими фигурами прямоугольник и овал;
  • формировать умение различать прямоугольник и квадрат, круг и овал;
  • закрепить умение из квадрата делать круг;
  • формировать умение из прямоугольника делать овал;

Дид. игра «Разложи фигуры»

Дид. игра «Найди свой домик»

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с геометрией» солн. Ступеньки – с.5 – 6

ДЕКАБРЬ

17

«Цифра 2, сравнение по длине и размеру»

  • закрепить знания о цифре 2;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий);
  • закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;
  • формировать представление, что овалы могут быть разного размера;
  • формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.33

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.16

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.7 – 8.

18

«Плоские и объёмные фигуры, цилиндр»

  • закрепить понятие плоских и объёмных фигур;
  • познакомить с геометрическим телом цилиндр;
  • формировать умение находить предметы, похожие на цилиндр в окружающей обстановке;
  • продолжать знакомить с логическими блоками;
  • формировать умение находить фигуру, похожую по цвету (форме, размеру)
  • формировать умение находить фигуру, не такую по цвету (форме, размеру)

Дид. игра «Покажи такую же»

Дид. игра «Покажи не такую»

ДЗ: Закрепить знание объёмных фигур: шар, куб, цилиндр.

19

«Цифра 3»

  • познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;
  • учить писать цифру 3 по точкам;
  • находить цифру 3 среди множества других цифр;
  • продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов;
  • закрепить знания детей о времени года (осень);
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.35

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.18

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 3

20

«Сравнение по длине, размеру, ширине»

  • закрепить умение сравнивать предметы по длине и размеру, отражать в речи результат сравнения;
  • развивать умение анализировать и осуществлять сериацию;
  • познакомить со сравнением предметов по ширине, отмечая в речи результат сравнения, располагать от самого узкого до самого широкого.

Дид. упражнение «У кого длиннее»

Дид. упражнение «разложи полотенца в разные стопки»

ДЗ: Сравнение предметов по длине и ширине

21

«Цифра 3, сравнение по высоте»

  • закрепить знания о числе и цифре 3;
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;
  • развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.37

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.20

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.11 - 12

22

«Цифры 1, 2, 3, логические блоки»

  • закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 5, знание цифр 1,2,3;
  • продолжать знакомить с клеткой;
  • формировать умение обводить клетки через одну;
  • развивать аккуратность при работе в тетради;
  • продолжать знакомить с логическим блоками, формировать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества.

Дид. игра «Покажи столько же»

Дид. игра «Сколько»

Дид. игра «Игра с одним обручем»

ДЗ: Тетрадь в клетку.

23

«Равенство и неравенство групп предметов, сравнение предметов»

  • учить отгадывать математические загадки;
  • продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • упражнять в сравнении двух групп предметов;
  • развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;
  • закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);
  • закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других;
  • формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера;
  • учить понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.38

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.22

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами» К.В.Шевелёв – с.13 -14

24

«Игры с логическими блоками Дьенеша»

  • развивать логическое мышление;
  • формировать умение группировать геометрические фигуры по общему признаку, находить лишний;
  • развивать наглядно- образное мышление;
  • закрепить умение определять фигуру по описанию;
  • закрепить умение определять направление относительно себя вперёд (назад, влево, вправо);
  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, находить верхнюю (нижнюю, левую правую) сторону.

Дид. игра «Что лишнее»

Дид. игра «На что похоже»

Под. Игра «Робот»

Дид. игра «Укрась платок»

ДЗ: Тетрадь в клетку.

ЯНВАРЬ

25

«Равенство и неравенство групп предметов, счёт по образцу»

  • учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);
  • учить отсчитывать предметы по образцу;
  • учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;
  • продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе;
  • развивать зрительное внимание;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.41

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.24

ДЗ: Сравнение количества предметов.

26

«Неделя, сутки, год»

  • познакомить с понятием «неделя», «сутки», «год»;
  • формировать представления о последовательности дней недели, частей суток;
  • учить различать и называть части суток;
  • развивать речь, мышление, память, внимание;

Дид. пособие «Часы – неделя»

Дид. пособие «Часы – сутки»

Дид. игра «Когда это бывает»

ДЗ: Нарисуй часы будущего.

27

«Цифра 4»

  • познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4;
  • учить обводить цифру 4 по точкам;
  • находить цифру 4 среди множества других цифр;
  • учить соотносить предметы между собой по величине, используя в
  • речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»;
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.43

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.26

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 4

28

«Сравнение предметов по нескольким признакам»

  • закрепить умение сравнивать предметы по размеру, длине, высоте, ширине;
  • развивать умение анализировать и осуществлять сериацию;
  • отмечать в речи результат сравнения, располагать от самого узкого до самого широкого (от маленького до самого большого и т.д.);

Дид. игры и упражнения на закрепление сравнения предметов по размеру, длине, высоте, ширине.

29

«Цифра 4, ориентировка в пространстве»

  • закрепить знания о числе и цифре 4;
  • продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;
  • закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник;
  • учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;
  • учить определять и обозначать словами положение предмет относительно себя (влево, вправо);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.44

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.28

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с цифрами и числами», К.В.Шевелёв – с.15 – 16.

30

«Счёт предметов в пределах 5, ориентировка во времени»

  • развивать умение считать предметы с помощью различных анализаторов;
  • закреплять умение отсчитывать определённое число предметов по образцу и названному числу в пределах 5);
  • закрепить знание частей суток, умение называть по порядку;
  • закрепить знание о временах года – осень, зима;
  • формировать знание о том, что зима наступает сразу после осени и все времена года идут друг за другом;
  • в дидактической игре «Четвёртый лишний» учить исключать лишний предмет (признак зимы или осени) из ряда, объяснять принцип исключения.

Дид. игра «Где сколько»

Дид. игра «Когда это бывает»

Дид. игра «Четвёртый лишний»

Дид. игра «В какое время года нужны эти предметы?»

ДЗ: Закрепить знания признаков времён года.

31

«Число, цифра, количество предметов»

  • учить считать по образцу и названному числу;
  • учить понимать отношения между числами (3—4);
  • учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • формировать пространственные представления (далеко, близко);
  • закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник;
  • учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.46

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.30

ДЗ: Закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов.

32

«Игры с логическими блоками Дьенеша»

  • продолжать знакомить с логическими блоками;
  • закрепить знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине;
  • формировать умение находить фигуры, похожие по цвету (форме, размеру, толщине);
  • формировать умение группировать в пары фигуры по схожему признаку: по цвету, по форме и т.д.:
  • развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножеств производить логическую операцию «не»;
  • развивать логическое мышление;

Дид. игра «Продолжи ряд»

Дид. игра «Найди пару»

Дид. игра «Игра с одним обручем»

ДЗ: нарисуй фигуру, которая отличается по форме (цвету, размеру, толщине).

ФЕВРАЛЬ

33

«Число, цифра, количество предметов, ориентировка в пространстве»

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине);
  • закреплять знания о геометрических фигурах;
  • закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень).

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.48

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.32

ДЗ: Закрепить цифры 1, 2, 3, 4.

34

«Ориентировка на листе бумаге, геометрические фигуры»

  • продолжать знакомить с тетрадью в клетку;
  • совершенствовать умение ориентироваться в странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток;
  • закрепить умение сгибать пополам, получая новые геометрические фигуры;
  • формировать умение из счётных палочек составлять геометрические фигуры;
  • развивать память, логическое мышление.

Дид. игра «Фигуры из палочек»

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.17 - 18

35

«Цифра 5»

  • учить отгадывать математические загадки;
  • познакомить с цифрой 5;
  • учить писать цифру 5 по точкам;
  • учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади);
  • закрепить знания о времени года (зима);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.50

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.34

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с цифрами» солн. ступеньки -цифра 5

36

«Плоские и объёмные геометрические фигуры, вчера, сегодня, завтра»

  • развивать временные представления, воображение, память;
  • закрепить знание цифры 5;
  • совершенствовать знания о плоских и объёмных геометрических фигурах;
  • закрепить представление о сходстве и различии шара и круга, квадрата и куба;
  • упражнять в различении значения слов: вчера, сегодня, завтра;
  • воспитывать любознательность, активность.

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.19 - 20

37

«Цифра 5, быстро, медленно»

  • закреплять умение считать в пределах 5;
  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии;
  • учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;
  • раскрыть на конкретном примере понятия «быстро», «медленно».

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.52

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.36

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.21 - 22

38

«Количественный и порядковый счёт в пределах 5, далеко, близко

  • упражнять в счёте в пределах 5;
  • закрепить умение сравнивать несколько предметов по высоте, длине, ширине и размеру;
  • познакомить с понятиями далеко – близко, высоко – низко;
  • продолжать учить различать количественный счёт и порядковый счёт;
  • развивать глазомер, наблюдательность, мышление, представления о межчисловых отношениях;
  • воспитывать любознательность, стремление к хорошему результату.

Упражнение «Какой по порядку»

Дид. игра «Посчитай – ка»

ДЗ: Раскраска.

39

«Цифра 5, счёт в пределах 5»

  • учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • учить видеть геометрические фигуры в предметах;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самооценки и самоконтроля.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.53

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.38

ДЗ: Раб. Тетрадь «Знакомство с числами и цифрами», К.В.Шевелёв – с.23 – 24

40

«Трапеция, ориентировка в тетради в клетку»

  • закрепить знания о плоских и объёмных геометрических фигурах;
  • познакомить с геометрической фигурой трапеция;
  • формировать умение находить предметы, похожие на трапецию в окружающей обстановке;
  • формировать умение находить отличия прямоугольника от трапеции;
  • формировать умение ориентироваться на странице в тетради, отсчитывать нужное количество клеток в заданном направлении, получая рисунок.

ДЗ: Рабочая тетрадь «Знакомство с геометрией» солн. Ступеньки – с.19 – 20.

МАРТ

41

«Порядковый и количественный счёт, математические загадки"

  • продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • совершенствовать умение отгадывать математические загадки;
  • учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
  • учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов;
  • продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький).

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.55

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.40

ДЗ: Тетрадь в клетку - продолжи рисунок.

42

«Дни недели, части суток»

  • учить называть дни недели по порядку, используя дид. пособие «Часы – дни недели»;
  • формировать умение соотносить день недели с конкретным цветом;
  • закрепить умение ориентироваться на странице в тетради, познакомить с созданием рисунков по клеточкам;

Дид игра «Разноцветная неделька»

Дид. упражнение «Домик»

ДЗ: Тетрадь в клетку – повтори рисунок.

43

«Счёт, сравнение предметов по ширине»

  • продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить понимать независимость числа от величины предметов;
  • формировать умение устанавливать последовательность событий (части суток);
  • закрепить понятия «широкий», «поуже», «еще поуже» «самый узкий».

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.58

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.42

ДЗ: Найди закономерность и нарисуй пропущенные фигуры

44

«Игры с логическими блоками»

  • развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку;
  • умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не»;
  • развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Дид. игра «Второй ряд»

Дид. игра «Игра с одним обручем»

Дид. игра «Игра с двумя обручами»

ДЗ: Закрепление геометрических фигур.

45

«Цифры 1, 2, 3, 4, 5, объёмные геометрические фигуры»

  • закрепить знание о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;
  • закрепить умение соотносить цифры с числом;
  • закрепить знание понятий - Вчера, сегодня, завтра;
  • совершенствовать знания об объёмных геометрических фигурах - Шар, куб, цилиндр.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.60

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.44

ДЗ: Плоские и объёмные геометрические фигуры.

46

«Сутки, распорядок дня, год»

  • закрепить понятие - сутки, формировать умение называть части суток по порядку, соотносить с распорядком дня;
  • закрепить понятие – год, формировать умение называть времена года по порядку, выделять признаки, соответствующие каждому времени года.

Дид. игра «Когда это бывает»

Дид. игра «Времена года»

Дид. игра «Когда это можно надеть»

ДЗ: Составь свой распорядок дня (рисунок).

47

«Число, цифра, количество предметов"

  • продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов;
  • закреплять знания о плоских геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.62

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.46

ДЗ: Соедини цифру с количеством предметов.

48

«Логические задачи»

  • познакомить с логическими задачками в стихах;
  • формировать умение слушать, правильно отвечать на поставленный вопрос;
  • развивать логическое мышление, память;
  • воспитывать умение не выкрикивать, отвечать на поставленный вопрос чётко и ясно.

Картотека «Логические задачки в стихах»

ДЗ: Задания на логику.

АПРЕЛЬ

49

«Ориентировка на листе бумаге, счёт в пределах 5»

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.64

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.48

ДЗ: Ориентировка на листе бумаге.

50

«Рисунок по клеточкам»

  • закрепить умение ориентироваться на листе, в тетради в клетку;
  • формировать умение продолжать рисунок по клеточкам;
  • развивать умение внимательно слушать и точно выполнять указания педагога.

Дид. упражнение «Продолжи рисунок»

ДЗ: Тетрадь в клетку – продолжи рисунок.

51

«ориентировка в пространстве, цифры 1, 2, 3, 4, 5»

  • закрепить навыки порядкового счета (в пределах 5), умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»;
  • учить устанавливать последовательность событий;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.66

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.50

 ДЗ: Обозначь цифрами порядок расположения картинок, чтобы по ним можно было составить рассказ.

52

«Геометрические фигуры и тела, отличия»

  • закрепить знания знакомых плоских (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция) и объёмных (шар, цилиндр, куб) геометрических фигур;
  • познакомить с геометрической фигурой ромб, ввести понятие многоугольники;
  • формировать умение называть отличительные черты многоугольников;
  • совершенствовать умение строить геометрические фигуры из счётных палочек;
  • закрепить умение находить предметы, похожие на знакомые геометрические фигуры в окружающей обстановке.

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Дид. игра «На что похоже»

Дид. упражнение «Что я загадала?»

ДЗ: Многоугольники.

53

«Число, цифра, количество предметов, счёт в пределах 5»

  • учить соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • учить сравнивать предметы разных размеров по величине;
  • учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять
  • их по этому признаку;
  • учить решать логические задачи на установление закономерностей.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.68

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.52

ДЗ: Логические квадраты.

54

«Порядковый о количественный счёт, времена года»

  • закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить решать логическую задачу на установление последовательности событий;
  • закреплять умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе;
  • закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима);
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.69

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.54

ДЗ: Логические задачи.

55

«Сравнение чисел 4 и 5, цифра и количество предметов»

  • закреплять умение считать (в пределах 5);
  • закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов;
  • учить решать логическую задачу на сравнение;
  • формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.71

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.56

ДЗ: Счёт в пределах 5.

56

«Цифры от 1 до 5, счёт в пределах 5»

  • закрепить знания о цифрах от 1 до 5;
  • продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопрос: «сколько?», «какой по счету?»;
  • закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;
  • закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.73

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.58

ДЗ: Найди на картинке все геометрические фигуры.

МАЙ

57

«Число, количество, счёт в пределах 5»

  • закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела;
  • способствовать развитию зрительного внимания;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.75

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.60

ДЗ: Решаем задачи.

58

«Число, количество, счёт в пределах 5»

  • продолжать учить соотносить цифру и количество предметов;
  • учить отгадывать математические загадки;
  • продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя;
  • учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.76

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.62

ДЗ: Решаем задачи.

59

«Число, количество, счёт в пределах 5»

  • продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;
  • продолжать учить отгадывать математические загадки;
  • закрепить умение понимать отношения между числами;
  • закрепить на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно»;
  • продолжать учить сравнивать предметы по ширине;
  • продолжать учить решать логические задачи;

Колесникова Е.В. метод. пособие – с.78

Колесникова Е.В. раб. Тетрадь – с.64

ДЗ: Составь задачу.

60

«Цифры от 1 до 5»

  • закрепить умение считать в пределах 5;
  • закрепить умение узнавать цифры в пределах 5;
  • закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;
  • закрепить умение сравнивать две группы предметов, отмечая словами больше, меньше, поровну;
  • закрепить умение уравнивать две группы предметов, добавляя или убирая нужное количество предметов в пределах 5.

Дид. игры и упражнения на закрепление знания цифр в пределах 5.

61

«Геометрические фигуры, геометрические тела»

  • закрепить знание плоских геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, треугольник, многоугольник;
  • закрепить знание объёмных геометрических фигур: шар, куб, цилиндр, называть их правильно – геометрические тела;
  • закрепить знание отличительных признаков каждой фигуры;
  • закрепить умение самостоятельно строить из счётных палочек геометрические фигуры;
  • закрепить умение с помощью ножниц превращать геометрические фигуры в другие (из квадрата - 2 треугольника, из прямоугольника – овал и т.д);
  • закрепить умение находить нужную фигуру по заданным признакам из предложенных.

Дид. игры и упражнения на закрепление плоских и объёмных геометрических фигур

62

«Ориентировка во времени, пространстве, на листе бумаги»

  • закрепить понятие «сутки», последовательность частей суток;
  • закрепить понятие «год», последовательность времён года;
  • закрепить понятие «неделя», последовательность дней недели;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве, умение определять направление (вверх, влево, вправо, вниз) от себя;
  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаге, определять углы листа (верхний и нижний правый, верхний и нижний левый) и стороны (верхняя, нижняя, левая, правая);
  • закрепить умение продолжать рисунок по клеточкам в тетради.

Дид. игры и упражнения на закрепление ориентировки во времени и пространстве.

63

«Я знаю…»

Диагностика математического развития.

Приложение.

64

«Мои достижения»

Итоговое развлечение, награждение по итогам года.

Дипломы и грамоты для награждения.

Используемая литература.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Я считаю до 5. Математика для детей 4 -5 лет. Колесникова Е.В., 3-е изд. перераб. и дополн.- М.: ТЦ «Сфера», 2017, - 64с.
  3. Математика для детей 4 – 5 лет, Колесникова Е.В., Учеб. метод. пособие к учебной тетради «Я считаю до 5», 4-е изд. перераб. и дополн.- М.: ТЦ «Сфера», 2017, - 80с.
  4. Знакомство с цифрами и числами, Рабочая тетрадь для детей 3 – 4 лет/ К.В.Шевелёв – М.: «Ювента» - 2016, 24с.
  5. Рабочая тетрадь «Посчитаем до 10», серия «Солнечные ступеньки».
  6. Рабочая тетрадь «Знакомимся с геометрией 5 – 6 лет», серия «Солнечные ступеньки».

Диагностика математических представлений

  1. Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
  2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
  3. Умение узнавать цифры в пределах 5.
  4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.
  5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, размеру и раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире — уже, длиннее-короче и т.д.).
  6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, трапецию, ромб, шар, куб, цилиндр; различать плоские объёмные геометрические фигуры.
  7. Умение называть части суток, дни недели, времена года, устанавливать их последовательность.
  8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
  9. Умение ориентироваться на листе: находить верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны и углы листа.
  10. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил.

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя.

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 – средний уровень

21 – 27 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» «Основы информационных технологий» для детей 4-7 лет.

Образовательная программа дошкольного образования детей «Основы информационных технологий» реализуется в рамках познавательного направления развития дошкольников и направлена на формирование успешной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, средняя подгруппа разновозрастной группы. Срок реализации программы 2018-2019 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет, разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования  "От рождения до школы" под редакц...

Рабочая программа кружка по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) в средней группе (4-5) "Занимательная математика" со сроком реализации 1 год.

Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС ДО; задания подобраны по 5 программным разделам; представлена методическая литература; названы основные дидактические игры по всем раздела...

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Познавательное развитие» образовательная область «математика» для детей старшей группы общеразвивающей направленности

Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности  «Математика» образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы составлена на основе ос...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФЭМП) «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ СО СРОКОМ РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

    Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информа...