Коррекционная работа по слуховому восприятию у детей с кохлеарным имплантом
статья
Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:
1) развитие неречевого слуха;
2) развитие речевого слуха.
У детей с КИ формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
При планировании организации работы на первом этапе условно выделено 7 блоков игр различной направленности:
1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – игры на определение направления звучания.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
В основу коррекционной работы положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) [20].
Основные методы развития слухового восприятия :
Практический – дидактические игры (Приложение 3). Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.
Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.
Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.
Во время проведения игр должны использоваться различные материалы: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п (Приложение 4).
Таблица 3
Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие неречевого слуха
Срок | Игры | Задачи |
октябрь | «Что звучало?» | развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: «звенит», «гудит», «стучит». |
«Шуршит, трещит» | дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: «шуршала», «трещала». | |
ноябрь | «Где колокольчик (барабан, погремушка)?» | определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: «впереди», «сзади»; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки. |
«Где позвонили?» | определять направление звука; понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу». | |
декабрь | «Дождь льет и капает» | различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний). |
«Прискакал или пришел?» | развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику. | |
январь | «Веселые куклы»
| соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: «тихо», «громко»; дифференцировать громкий и тихий звуки. |
«Фрукты» | различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: «яблоко», «виноградинка», «яблоня». | |
февраль | «Коробочка гремит» | дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки. |
«Найди пару» | дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию. | |
март | «Высокие — низкие» | одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки. |
«Собака и щенок» | развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки. | |
апрель | «Дождик» | слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: «длинная – короткая» (дорожка), «долгий – короткий» (звук). |
«Нарисуй звук» | слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания. |
Цель второго этапа - развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста.
Таблица 4
Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия
Срок | Игры | Задачи |
октябрь | «Будь внимательным» | выделять заданное слово из ряда других. |
«Кто самый внимательный?» | выделять заданное слово из текста. | |
ноябрь | «В лесу» | дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко. |
«Медведица и медвежонок» | развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом. | |
«Вьюга воет, а ветерок помогает» | развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков. | |
декабрь | «Успокой Таню» | выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «плачет», «уронила». |
«Дадим ромашке попить» | учить выделять гласный А из ряда других. | |
январь | «Паровозик» | выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «бежит», «гудит». |
«Песни леса» | продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков. | |
февраль | «Угадайка» | дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику. |
«Дом большой — дом маленький» | дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику. | |
март | «Повтори за мной» | дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах. |
«Повторялки» | развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги. | |
апрель | «Аленушка-ревушка» | учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память. |
«Весенний дождик» | развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_ki.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:
1) развитие неречевого слуха;
2) развитие речевого слуха.
У детей с КИ формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.
Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.
При планировании организации работы на первом этапе условно выделено 7 блоков игр различной направленности:
1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – игры на определение направления звучания.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
В основу коррекционной работы положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) [20].
Основные методы развития слухового восприятия :
Практический – дидактические игры (Приложение 3). Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.
Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.
Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.
Во время проведения игр должны использоваться различные материалы: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п (Приложение 4).
Таблица 3
Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие неречевого слуха
Срок | Игры | Задачи |
октябрь | «Что звучало?» | развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: «звенит», «гудит», «стучит». |
«Шуршит, трещит» | дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: «шуршала», «трещала». | |
ноябрь | «Где колокольчик (барабан, погремушка)?» | определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: «впереди», «сзади»; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки. |
«Где позвонили?» | определять направление звука; понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу». | |
декабрь | «Дождь льет и капает» | различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний). |
«Прискакал или пришел?» | развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику. | |
январь | «Веселые куклы»
| соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: «тихо», «громко»; дифференцировать громкий и тихий звуки. |
«Фрукты» | различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: «яблоко», «виноградинка», «яблоня». | |
февраль | «Коробочка гремит» | дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки. |
«Найди пару» | дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию. | |
март | «Высокие — низкие» | одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки. |
«Собака и щенок» | развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки. | |
апрель | «Дождик» | слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: «длинная – короткая» (дорожка), «долгий – короткий» (звук). |
«Нарисуй звук» | слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания. |
Цель второго этапа - развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста.
Таблица 4
Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия
Срок | Игры | Задачи |
октябрь | «Будь внимательным» | выделять заданное слово из ряда других. |
«Кто самый внимательный?» | выделять заданное слово из текста. | |
ноябрь | «В лесу» | дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко. |
«Медведица и медвежонок» | развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом. | |
«Вьюга воет, а ветерок помогает» | развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков. | |
декабрь | «Успокой Таню» | выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «плачет», «уронила». |
«Дадим ромашке попить» | учить выделять гласный А из ряда других. | |
январь | «Паровозик» | выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «бежит», «гудит». |
«Песни леса» | продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков. | |
февраль | «Угадайка» | дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику. |
«Дом большой — дом маленький» | дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику. | |
март | «Повтори за мной» | дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах. |
«Повторялки» | развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги. | |
апрель | «Аленушка-ревушка» | учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память. |
«Весенний дождик» | развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).
Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет воспитание звуковой культуры ре...
Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом
Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....
Статья "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе совместного образования детей с ТНР и детей с кохлеарным имплантом"
Авторы: Акулова Т.Е, Зосик Н.Д.Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием: Санкт-Петербург, 8 ноября 2011 г. / СПбАППО. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 188с.Н...
Сценарий. "Урок доброты" в детском саду для детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами
Развитие логического мышления, воображения и внимания.Формирование представления о доброте, воспитание добрых чувств к окружающим людям. Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и доброжелательн...
Развитие слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом
Консультация для родителей...
Консультация "Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом"
«Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случ...
Методическая разработка.Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.
Данная методическая разработка содержит практический матераиал по работе над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха, а так же у детей после кохлеарной имплатации....