Коррекционная работа по слуховому восприятию у детей с кохлеарным имплантом
статья

Иванова Анна Андреевна

Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:

1) развитие неречевого слуха;

2) развитие речевого слуха.

У детей с КИ формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

При планировании организации работы на первом этапе условно выделено 7 блоков игр различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

В основу коррекционной работы положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) [20].

Основные методы развития слухового восприятия :

Практический – дидактические игры (Приложение 3). Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр должны использоваться различные материалы: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п (Приложение 4).

Таблица 3

Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие неречевого слуха

Срок

Игры

Задачи

октябрь

«Что звучало?»

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: «звенит», «гудит», «стучит».

«Шуршит, трещит»

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: «шуршала», «трещала».

ноябрь

«Где колокольчик (барабан, погремушка)?»

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: «впереди», «сзади»; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

«Где позвонили?»

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».

декабрь

«Дождь льет и капает»

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

«Прискакал или пришел?»

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

январь

«Веселые куклы»

 

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: «тихо», «громко»; дифференцировать громкий и тихий звуки.

«Фрукты»

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: «яблоко», «виноградинка», «яблоня».

февраль

«Коробочка

гремит»

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

«Найди пару»

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

март

«Высокие — низкие»

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

«Собака и щенок»

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

апрель

«Дождик»

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: «длинная – короткая» (дорожка), «долгий – короткий» (звук).

«Нарисуй звук»

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

 

Цель второго этапа  -  развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста.

Таблица 4

Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия

Срок

Игры

Задачи

октябрь

«Будь внимательным»

выделять заданное слово из ряда других.

«Кто самый внимательный?»

выделять заданное слово из текста.

ноябрь

«В лесу»

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

«Медведица и медвежонок»

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

«Вьюга воет, а ветерок помогает»

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

декабрь

«Успокой Таню»

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «плачет», «уронила».

«Дадим ромашке попить»

учить выделять гласный А из ряда других.

январь

«Паровозик»

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «бежит», «гудит».

«Песни леса»

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

февраль

«Угадайка»

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

«Дом большой — дом маленький»

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

март

«Повтори за мной»

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

«Повторялки»

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

апрель

«Аленушка-ревушка»

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

«Весенний дождик»

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_s_ki.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:

1) развитие неречевого слуха;

2) развитие речевого слуха.

У детей с КИ формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

При планировании организации работы на первом этапе условно выделено 7 блоков игр различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

В основу коррекционной работы положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти) [20].

Основные методы развития слухового восприятия :

Практический – дидактические игры (Приложение 3). Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр должны использоваться различные материалы: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п (Приложение 4).

Таблица 3

Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие неречевого слуха

Срок

Игры

Задачи

октябрь

«Что звучало?»

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: «звенит», «гудит», «стучит».

«Шуршит, трещит»

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: «шуршала», «трещала».

ноябрь

«Где колокольчик (барабан, погремушка)?»

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: «впереди», «сзади»; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

«Где позвонили?»

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: «спереди», «сзади», «вверху», «внизу».

декабрь

«Дождь льет и капает»

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

«Прискакал или пришел?»

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

январь

«Веселые куклы»

 

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: «тихо», «громко»; дифференцировать громкий и тихий звуки.

«Фрукты»

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: «яблоко», «виноградинка», «яблоня».

февраль

«Коробочка

гремит»

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

«Найди пару»

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

март

«Высокие — низкие»

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

«Собака и щенок»

развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

апрель

«Дождик»

слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: «длинная – короткая» (дорожка), «долгий – короткий» (звук).

«Нарисуй звук»

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

Цель второго этапа  -  развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста.

Таблица 4

Перспективное планирование проведения дидактических игр, направленных на развитие фонематического восприятия

Срок

Игры

Задачи

октябрь

«Будь внимательным»

выделять заданное слово из ряда других.

«Кто самый внимательный?»

выделять заданное слово из текста.

ноябрь

«В лесу»

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

«Медведица и медвежонок»

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

«Вьюга воет, а ветерок помогает»

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

декабрь

«Успокой Таню»

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «плачет», «уронила».

«Дадим ромашке попить»

учить выделять гласный А из ряда других.

январь

«Паровозик»

выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени «бежит», «гудит».

«Песни леса»

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

февраль

«Угадайка»

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

«Дом большой — дом маленький»

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

март

«Повтори за мной»

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

«Повторялки»

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

апрель

«Аленушка-ревушка»

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

«Весенний дождик»

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом

Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....

Статья "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе совместного образования детей с ТНР и детей с кохлеарным имплантом"

Авторы: Акулова Т.Е, Зосик Н.Д.Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием: Санкт-Петербург, 8 ноября 2011 г. / СПбАППО. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. - 188с.Н...

Сценарий. "Урок доброты" в детском саду для детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами

Развитие логического мышления, воображения и внимания.Формирование представления о доброте, воспитание добрых чувств к окружающим людям. Помочь детям понять, что все нуждаются в любви и доброжелательн...

Консультация "Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом"

  «Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случ...

Методическая разработка.Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.

Данная методическая разработка содержит практический  матераиал по работе над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха, а так же у детей после кохлеарной имплатации....