Консультация "Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом"
консультация
«Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случае, если служат коммуникации, вне этой функции они «мертвы». (Зыков С.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_24_gr.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом.
«Слух – это восприятие, но овладение речью не сводится к ее восприятию. Ведь слова, фразы должны быть наполнены своим содержанием, и «живут» они только в том случае, если служат коммуникации, вне этой функции они «мертвы». (Зыков С.А.)
Особо важно работу по формирование устной речи детей с ограниченными возможностями по слуху начинать в раннем и дошкольном возрасте. Это связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Наиболее благоприятными факторами для формирования и развития речи после оперативное вмешательство по вживлению кохлеарного импланта являются некоторые обстоятельства:
- Возрастные рамки до 2-х лет
- Наличие у ребенка слухового опыта, т.е. ухудшение слуха
происходило постепенно, в первые годы жизни ребенок слышал, начало постоянного ношения слуховых аппаратов до 6 месяцев)
- Ребенок может произносить слоги и короткие слова
- Психические процессы развиты в соответствии с возрастными
нормами (ребенок подражает взрослым, смотрит в лицо, пытается понять, что от него хотят, удерживает интерес к игрушкам и игре со взрослым, проявляет любознательность, постепенно осваивает культурно – гигиенические навыки и т.п.)
- С ребенком проводились занятия по развитию речи и слуха
- Родители регулярно занимаются с ребенком по развитию и слуха,
речи и психических процессов.
Если операция по кохлеарной имплантации производится после 2-х лет, дополнительными к предыдущим обстоятельствам благоприятными условиями будет являться:
- Наличие словарного запаса – это существительные, глаголы,
прилагательные, наречия. Ребенок может говорит короткие фразы, состоящие из 2 – 3 слов.
- При общении ребенок пользуется речью, даже если она малопонятна
окружающим.
- С ребенком проводятся регулярные занятия по обучению чтению.
Он может прочитать слова и короткие фразы и знает их назначение.
- С ребенком проводится работа по развитию слухового восприятия и речи.
- Психические процессы (внимание, память, мышление, общение,
восприятие, воображение, эмоции) развиваются в соответствии с возрастом.
- Родители принимают активное участие в процессе развития ребенка,
регулярно занимаются самостоятельно и выполняют рекомендации педагогов.
- Имеется возможность регулярно заниматься ребенку с
сурдопедагогом, учителем – дефектологом, или логопедом.
Кохлеарная имплантация наиболее эффективна к детям, внезапно потерявшим слух, но с сохранной речью, которая может быть быстро утеряна в следствие ее распада. Она эффективна в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с врожденной глухотой, но уже владеющих фразовой речью.
Важно понимать тот факт, что операция сама по себе не вернет ребенку правильное восприятие звуков и речь. Кохлеарный имплатн заменяет погибшие рецепторы, которые находятся в улитке. Назначение этих рецепторов – преобразование звуков в электрические импульсы, которые передаются слуховому нерву, а по нему – в слуховой центр мозга. Мы слышим, понимаем, говорим – мозгом.
Для того, чтобы ребенок научился различать речевые и неречевые звуки необходимо проводить постоянную работу по развитию слухового восприятия. Для того чтобы научиться говорить ребенку необходимо пройти путь формирования речи от звука к слову, от слова к фразе. При этом необходимо принимать во внимание изменения грамматической структуры слова. При добавлении к слову приставок, суффиксов и окончаний изменяется звуковое оформление, и дети с нарушением слуха воспринимает это слово как новое, незнакомое ранее. В то время как ребенок с нормальным слухом воспринимает это слово как измененное ранее знакомое.
У ребенка с кохлеарным имплантом развитие умения слышать, понимать речь, общаться с помощью с речью схоже с нормально слышащими детьми.
Для этого надо ребенка с кохлеарным имплантом научить:
- Анализировать речевые и неречевые звуки и накапливать их
в памяти
- Владеть системами русского языка – изменение, соединение слов
в предложении.
- Произносить звуки речи, правильно соединять их в словах и фразах.
- Общаться с взрослыми сверстниками с помощью речи.
Многие дети с ограниченными возможностями по слуху часто не используют слова и фразы в повседневной жизни, хотя знают и могут произносить их на занятиях с педагогам. Дети с нормальным слухом могут научиться всему этому к возрасту 6 – 7 лет, причем речь продолжается развиваться и совершенствоваться у него до 15 лет.
Для развития слуха и речи у ребенка после кохлеарной имплантации необходимо ЕЖЕДНЕВНО в естественных ситуациях проговаривать все действия и события. При этом ведущая роль принадлежит родителям. Они должны повторять слова, фразы несколько, исправлять ошибки ребенка, добиваться правильного формулирования предложения. И как активно они будут участвовать в этом процессе, определяет значительную долю успеха освоения речи ребенком.
Другим условием успешного развития слуха и формирования речи ребенка с кохлеарным имплантом является целенаправленные занятия с педагогом (сурдопедагогом или учителем- дефектологом) и родителями. Во время этих занятий будут быстрее развиваться навыки, которые закрепляются в естественных ситуациях. Работа по развитию этих навыков требует много лет. При этом детей с ограниченными возможностями по слуху необходимо развивать другие навыки:
- Двигательную активность ( крупную и мелкую моторику)
- Эмоционально – волевые качества (контролировать свои эмоции, желания, планировать действия, доводить дело до конца и др.)
- Расширение представлений об окружающем мире (в соответствием с возрастном)
- Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Подготовила Усманова Лилия Дмитриевна
учитель-дефектолог (сурдопедагог) первой категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом
Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....
Индивидуальная программа коррекционно-педагогической помощи ребенку с кохлеарным имплантом по развитию восприятия речи и окружающих звуков
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа глухих детей, прошедших систему кохлеарной имплантации, на базе которой возможно развитие адекватного слухового восприятия и полноценного разв...
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
«Особый ребенок» (инклюзия ребенка с кохлеарным имплантом)
Стандарты современного образования диктуют нам необходимость включения детей с ОВЗ в образовательные институты всех уровней: создается доступная среда, уделяется внимание воспитанию толерантного отнош...
Развитие слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом
Консультация для родителей...
"Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с кохлеарным имплантом"
Цель презентации - помочь педагогам в работе по реабилитации детей, после установки кохлеарного аппарата. Работу с ребенком необходимо выстраивать поэтапно. В занятия, должны быть включены игровы...
Коррекционная работа по слуховому восприятию у детей с кохлеарным имплантом
Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:1) развитие неречевого слуха;2) развитие речевого слуха.У детей с КИ формирование слухового восприятия, разл...