Статья "Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации"
статья

Развитие слухового восприятия с детьми после кохлеарной имплантации, которое является базой для дальнейшего овладения языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_balbysheva.odt31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации

Основой коррекционно - педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации является развитие слухового восприятия, которое является базой для дальнейшего овладения языком.

Развитие слуха и речи у детей в значительной мере зависит от их психического и физического развития. Дети с нарушениями слуха, как правило, менее развиты в области моторики по сравнению с их сверстниками, не имеющими подобных проблем. Определенная неустойчивость, трудности с поддержанием равновесия, недостаточная координация и неуверенность в движениях — все это в той или иной степени наблюдается у слабослышащих детей. Отмечается недостаточно развитая мелкая моторика, а также общее замедление в выполнении различных действий.

Кроме того, у глухих детей наблюдаются сложности в следующих областях:

Восприятии и понимании перспективных изображений и отношений между предметами, а также осознании пространственно-временных соотношений.

• Понимании изображенного движения объектов.

• Восприятии предметов с необычных ракурсов.

Данные дети могут сталкиваться с трудностями в идентификации объектов, если они находятся под прикрытием другого предмета. Это весьма значительные проблемы, поскольку для глухих людей зрительное восприятие служит основным источником информации об окружающем мире.

У детей с кохлеарным имплантом необходимо развивать слуховое восприятие в следующих аспектах:

  • Локализация источника, издающего звук.
  • Обнаружение источника звука
  • Различение неречевых и речевых звуков.
  • Различение, а также идентификация разных характеристик звуков.
  • Различение и идентификация неречевых звуков, которые слышит ребенок в окружающей его среде.
  • Различение и распознавание разных речевых сигналов (звуков, слов, произнесенных фраз).

Для того чтобы дети могли понимать речь и начать говорить, им необходимо:

Сформировать в своей памяти достаточное количество звуковых образов, как окружающей среды, так и речи, а также уметь их анализировать.

• Освоить значения слов, применять навыки словоизменения и знать правила соединения слов в предложениях.

• Приобрести навыки правильного произношения звуков.

• Использовать речь как средство общения с окружающими.

Следует отметить, что развитие слухового восприятия и речи ребенка после кохлеарной имплантации - это не только результатспециальных занятий с сурдопедагогом, логопедом или другим специалистом. Оно развивается естественным образом в повседневных ситуациях, например, дома, в гостях или на прогулке. Роль родителей в этом случае крайне важна. Родители должны понимать все проблемы и помогать ребенку их преодолевать.

Занятия — игры для детей с кохлеарным имплантом

  1. Приветствие малыша педагогом и педагога малышом и мамой (делаем каждое занятие).

Мама, стоя в коридоре, громко стучит в дверь, привлекая внимание малыша к своему действию и показывает на ухо: «Слышишь?» Открывая дверь, спрашивает: «Можно войти?» и машет рукой педагогу: «Привет!». То же самое повторяет малыш.

  1. Игра с барабаном.

Педагог под столом начинает стучать по барабану. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «Бам! Бам! Бам! Ты слышишь? (несколько раз повторяет) «Я слышу!». Педагог достает барабан и стучит по нему так, чтобы ребенок видел его действия. Дает возможность постучать малышу самому по барабану. Хвалит ребенка и просит: «Дай мне барабан», сопровождая слово «дай» - жестом. Затем мама вместе с малышом повторяет несколько раз «Дай!». После многократных повторов данных действий, педагог убирает барабан и говорит «пока-пока».

  1. Игра с шумящими баночками.

Заранее приготовить барабан, банки с разными наполнителями: камешки, раковинки, пуговицы, монетки, горох, гречкой, орехами, цветными шариками и т.д. Педагог под столом трясет баночкой с наполнителем, делая паузы тишины. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «Бум-бум-бум» Ты слышишь? «Бум-бум-бум» Я слышу! Здорово! После этого педагог достает банку из-под стола и ребенок уже видит действия педагога «Бум-бум!» Предлагает малышу потрясти банку, хвалит его «Молодец».Затем открывает банку и рассматривают: «Что там?», проговаривая «О-О-О» Хочешь посмотреть? Попроси: дай! (Эти действия несколько раз производит мама, показывая удивление: О-О-О! Можно поиграть с камушками, ракушками, а затем педагог предлагает собрать камушки обратно в банку. Мама и малыш бросают камушки в банку, проговаривая: Бум! Бум! Когда все камушки убраны, предлагаем малышу: «Закрой банку», «Молодец!». Снова стучим банкой говорим « Там камни. Камни стучат! Бум-бум!» Затем просит банку: «Дай, дай банку! Пока-пока».

Повторяем эти же действия с другими банками. Даем возможность послушать и сравнить 2 банки с разными наполнителями (например: камни и крупа).

  1. Игра «Волшебный мешочек».

Эта игра широко используется при работе с малышами. Начинаем с 4-5 игрушек: собака –ав-ав; кошка – мяу; свинья – хрю-хрю; мышка – пи-пи; змея – ш-ш-ш. Эти звукоподражания ребенку легче различать на слух и имитировать голосом. (Звук Ш – высокочастотный, это важно для настройки КИ).

При назывании игрушки мы используем и полное слово и звукоподражание. Ребенок сразу должен осваивать полное название игрушки, хотя ему легче научиться произнести звукоподражание. Поэтому говорим: «Это собака. Она говорит: «ав-ав».

Мешок должен быть из ткани. На первых порах педагог не закрывает лицо и проговаривает слухозрительно: « Дай собаку! Дай ав-ав!».

I этап: педагог показывает ребенку мешок, прячет его под стол и произносит: «тук-тук!» (повторяет 2-3 раза) и стучит снизу по столу. Мама помогает привлечь внимание – взгляд ребенка к действиям педагога и тоже повторяет: «тук-тук!» показывает на ухо и говорит : «Ты слышишь? Я слышу! Тук-тук-тук!», стучит по столу сверху сама, затем рукой ребенка, произнося при этом: «Тук-тук-тук!» Мама спрашивает ребенка: « Кто там?», делает заинтересованное лицо, разводит руки в стороны: « Кто там?».

Педагог достает собаку: говорит «Это собака. Ав-ав-ав» Ребенок тянется к игрушке. Мама показывает на игрушку повторяет: Ав-ав-ав. Педагог дает игрушку ребенку со словами6 «На, ав-ав». Ребенок рассматривает игрушку, играет с ней. Мама комментирует: это собака, ав-ав-ав. У собаки хвост. Вот хвост. Это нос. Собака говорит: ав-ав-ав. Дай маме собаку.

Между фразами мама оставляет паузы для возможных голосовых реакций ребенка. « Да, правильно, у меня нет хвоста, у тебя тоже нет хвоста, а у собаки есть хвост. Вот хвост» и т.д. Мама просит у ребенка: «дай ав-ав» повторяет несколько раз без жеста, затем использует жест, если ребенок не понял задание. Игра продолжается дальше: можно испугать педагога, предложить поставить собаку: «Поставь ав-ав тут!»

Затем игра повторяется сначала и достается очередная игрушка.

II этап – убирание игрушки в мешок.

Педагог, поймав взгляд ребенка, просит малыша: «Дай собаку, ав-ав-ав». Пауза для реакции ребенка. Повторяет: «Дай ав-ав-ав» - подкрепляет жестом. Ребенок подает не ту игрушку. Мама качает головой: «Нет, это мяу-мяу. Где собака? Ав-ав-ав? Педагог говорит: « Дай ав-ав-ав». Малыш смотрит вопросительно на мать. Мама проговаривает «Ав-ав. Вот ав-ав, собака. Дай тете ав-ав». Ребенок берет собаку. Мама снова повторяет: «Дай тете ав-ав». Педагог повторяет жест и слово. Ребенок дает собаку педагогу. Педагог говорит: «Молодец!» «Ав-ав-ав» - пока! и машет рукой, убирает в мешок.

Затем все повторяется с другими игрушками. Если ребенок теряет интерес к этой игре, то надо перейти к другой. На следующих занятиях следует положить в мешочек меньше игрушек, чтобы ребенок не успел потерять интерес к игре.

Для детей старшего возраста игра усложняется. Мешок с игрушками дают маме с ребенком. Педагог просит у ребенка: «Вова! Дай собаку, ав-ав!». Задача ребенка найти в мешке соответствующую игрушку и дать педагогу. Мама помогает малышу это сделать. На первых порах ребенок может смотреть в мешок, а потом он может это делать только на ощупь, не глядя в мешок.

  1. Игра в укладывании игрушек спать.

Укладываем вместе с малышом в кровать куклу-лялю, кошку-мяу, собаку-ав. Всякий раз называем игрушку и комментируем действия: «Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю: а-а-а. Покачай лялю. Говори «а-а-а». Молодец. Положи лялю. Молодец. Накрой лялю одеялом. Ляля спит».

  1. Использование случайных ситуаций на занятии.

Во время занятия могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые могут привлечь внимание ребенка. Их нужно обязательно использовать для его научения. Например, во время занятия кто-то постучит в дверь. Малыш может услышать звук и начать его искать. Сделайте удивленно-радостное лицо, привлекая внимание малыша: (палец у уха: Ты слышишь? Я слышу! Подведите ребенка к двери, откройте ее вместе с малышом со словами «Кто там? Привет, тетя!» Услышав за окном звук сигнала машины, привлеките внимание малыша «Там би-би! Давай посмотрим, где би-би?».

  1. Игра «Ку-ку».

Любимая игра всех малышей. Педагог где-то прячется (накрывается занавеской), а мама с малышом ищут его. Педагог все время громко говорит: «Я тут! Я тут!» Мама, привлекая внимание малыша к голосу педагога, подводит его к прячущемуся педагогу. Когда педагога находят, он кричит «Ку-ку» - все удивляются и радуются. Потом прячутся мама с малышом.

  1. Игра в сказку «Теремок».

В этой игре есть повторяющаяся и хорошо запоминаемая последовательность действий и звукоподражаний, то, что нужно для малыша на начальном этапе использования КИ. Для нее нужен домик (нарисованный или наклеенный на картон) и игрушки – животные: корова, собака, кошка, медведь, петух и др. Идет кошка, видит домик. Стучит: «Тук-тук! Кто в домике живет? Это я, кошка. Мяу.»

Для детей постарше используйте магнитную доску с плоскими фигурками животных.

  1. Учим малыша условно-рефлекторной реакции на звук. (Выработка УДР).

УДР на звук можно вырабатывать у детей с 1,5 лет и она используется при подготовке ребенка к настройке процессора КИ и аудиометрии.

На занятии с сурдопедагогом или мамой нужно чаще менять предметы и действия, которые используются для двигательной реакции, чтобы занятие не было скучным и монотонным.

Примерный список предметов, которые можно использовать для выработки УДР:

  1. Бросаем в разные банки камешки, шарики, пуговицы, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, монеты, маленькие самолетики, машинки, игрушки из киндер-сюрпризов;
  2. Надеваем кольца на пирамиду, катаем машинку;
  3. Прыгаем по нарисованным на полу кружка на каждый сигнал;
  4. Бросаем кольца на штырь;
  5. Бросаем мяч маме (по очереди слушает ребенок и мама);
  6. Достаем игрушки из мешка на стол (для детей постарше).

  1. «Надоело слушать! Я устал».

Глухой ребенок не привык слушать и быстро устает от упражнений, которые требуют внимательного прислушивания. Поэтому, как только малыш начнет зевать (признак гипоксии мозга), капризничать и видно, что он устал, переключитесь на игру, в которой не требуется напряженного прислушивания. Поиграйте с формами, которые нужно вставлять. А можно поиграть просто в мяч. Каждый раз, кидая мяч, произносите «ОП!», и слово «Бах!», когда мяч падает. Постепенно малыш сам будет произносить эти слова.

  1. Игра: Учим малыша различать и узнавать 2 и более звуков.

Начинаем с громких звуков: барабан, дудка, звонок. Педагогпоказывает ребенку барабан, называет его несколько раз «барабан» и ударяет по нему. Показывает «Громко!», дает малышу ударить в барабан. Затем забирает барабан и кладет его рядом, говоря в сопровождении жеста: «Тут». Затем педагог берет звонок (дудку), показывает малышу и маме, называет его: «Звонок!» (Дудка). Педагог звенит звонком (дудкой), мама показывает на ухо, обращая внимание малыша: «Слышу! Здорово!» Дает звонок малышу, чтобы он позвенел им: ребенок ощущает вибрацию и быстрее осознает его звук. Затем педагог забирает звонок (дудку) и кладетего рядом с барабаном, говоря в сопровождении жеста «Тут». Последовательно ударяя по барабану и звеня звонком (дудкой), педагог и мама дают малышу послушать и запомнить звуки.

Затем учим ребенка показывать на предмет, звук которого он слышал. Педагог ударяет по барабану, чтобы малыш видел действие и спрашивает, сопровождая жестом: «Что было?», «Покажи», « Барабан?», «Звонок?». Если ребенок не понимает, что от него требуется, то за него эти действия, очень эмоционально, выполняет мама. Затем эти же действия выполняются сопряженно ребенком и мамой.

И только после того, как ребенок научится показывать звучащую игрушку, педагог прячется за ширму. Ребенок не видит действия педагога и должен показать нужную игрушку только по звучанию.

По мере того, как малыш научится различать 2 игрушки, можно присоединить 3-ю игрушку, например погремушку (бубен).

  1. Учим малыша различать качество звуков: «тихий – громкий», «один – много», «длинный – короткий».

«Тихий – громкий звук». Для этого учим малыша сильно и слабо ударять по барабану, соотнося это со словами и жестами «большой – маленький», с громким и тихим звуком (показывая на большой барабан 9 можно на картинке) или на маленький).

  1. Игра «Родные лица».

Эту игру можно проводить с детьми старше 2-х лет, когда малыш уже должен узнавать знакомые предметы на картинках. Для этой игры нужно приготовить маленький альбом с фотографиями малыша и его близких в разных ситуациях.

Во время игры сначала просто рассматриваются фотографии, комментируя изображенное на них: «Это Саша. Это мама. Где Саша? Где мама? Мама гуляет с Сашей и т.д.».

Просим малыша показать маму, показать Сашу. Можно сортировать фотографии: в одну стопку складываем фотографии Саши, в другую мамы.

  1. Игра «Использование музыки для развития слуха».

Используя магнитофонные записи, компьютер, музыкальные инструменты (пианино, гармонь, гитару и др.) можно учить малыша двигаться, когда музыка звучит и останавливаться, когда музыка выключается. Тем самым учим ребенка обнаруживать звук. Учим также двигаться быстро под веселую музыку и медленно – под грустную музыку. Используем песенки, состоящие из нескольких строчек, которые можно имитировать движениями.

У мишки дом большой (встать на носки, поднять руки),

У зайки дом маленький (присесть на корточки),

Мишка пошел домой (идти переваливаясь),

А за ним и заинька (прыжки).

  1. Как вызывать голосовые реакции и звукоподражания у неговорящего малыша.

Во время всех игр и упражнений стараемся у молчащих малышей вызывать голосовые реакции. Они могут иногда возникнуть спонтанно:

А) когда ребенок возбужден и ему что-то нужно, он может начать произносить гласноподобные звуки типа «а-а», прося взрослого дать ему интересующий предмет;

Б) когда он пытается подражать артикуляции и голосу взрослого при выполнении вышеуказанных игр;

В) при стимуляции малыша произносить звуки, начав его щекотать, или играть с игрушечной собакой, которая пугает малыша (Ав-ав);

Г) при стимуляции голосовой реакции малыша, положив в момент произнесения слова (ав-ав, собака и др.) одну его руку к себе на горло, а другую на его горло, чтобы ребенок почувствовал вибрацию горла и движение челюсти.

Важно понимать, что развитие слуха у детей с кохлеарными имплантами требуетслухового и зрительного внимания до подачи звуковых сигналов. На начальном этапе реабилитации эти дети еще неспособны слышать тихие звуки, поэтому речь и движения должны быть достаточно громкими, чтобы вызвать ответную реакцию ребенка.

Кохлеарные импланты являются важным средством социализации для детей с тяжелыми нарушениями слуха. Важно обеспечить соответствующее вмешательство и работу по развитию, чтобы ребенок развивался в нормальном темпе после кохлеарной имплантации. Важно работать с родителями и объяснять, что они могут делать дома, чтобы ускорить этот процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом

Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....

Коррекционная работа по слуховому восприятию у детей с кохлеарным имплантом

Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:1) развитие неречевого слуха;2) развитие речевого слуха.У детей с КИ формирование слухового восприятия, разл...

Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)

Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом...

Методическая разработка.Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.

Данная методическая разработка содержит практический  матераиал по работе над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха, а так же у детей после кохлеарной имплатации....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения ребенка старшей группы после кохлеарной имплантации на тему "Транспорт"..

Тема: «Транспорт».Цель: формировать у ребенка представление о различных видах транспорта.Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизация звука «Р»;- уточнить знания ребенка...