Статья "Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации"
статья
Развитие слухового восприятия с детьми после кохлеарной имплантации, которое является базой для дальнейшего овладения языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_balbysheva.odt | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации
Основой коррекционно - педагогической работы с детьми после кохлеарной имплантации является развитие слухового восприятия, которое является базой для дальнейшего овладения языком.
Развитие слуха и речи у детей в значительной мере зависит от их психического и физического развития. Дети с нарушениями слуха, как правило, менее развиты в области моторики по сравнению с их сверстниками, не имеющими подобных проблем. Определенная неустойчивость, трудности с поддержанием равновесия, недостаточная координация и неуверенность в движениях — все это в той или иной степени наблюдается у слабослышащих детей. Отмечается недостаточно развитая мелкая моторика, а также общее замедление в выполнении различных действий.
Кроме того, у глухих детей наблюдаются сложности в следующих областях:
• Восприятии и понимании перспективных изображений и отношений между предметами, а также осознании пространственно-временных соотношений.
• Понимании изображенного движения объектов.
• Восприятии предметов с необычных ракурсов.
Данные дети могут сталкиваться с трудностями в идентификации объектов, если они находятся под прикрытием другого предмета. Это весьма значительные проблемы, поскольку для глухих людей зрительное восприятие служит основным источником информации об окружающем мире.
У детей с кохлеарным имплантом необходимо развивать слуховое восприятие в следующих аспектах:
- Локализация источника, издающего звук.
- Обнаружение источника звука
- Различение неречевых и речевых звуков.
- Различение, а также идентификация разных характеристик звуков.
- Различение и идентификация неречевых звуков, которые слышит ребенок в окружающей его среде.
- Различение и распознавание разных речевых сигналов (звуков, слов, произнесенных фраз).
Для того чтобы дети могли понимать речь и начать говорить, им необходимо:
• Сформировать в своей памяти достаточное количество звуковых образов, как окружающей среды, так и речи, а также уметь их анализировать.
• Освоить значения слов, применять навыки словоизменения и знать правила соединения слов в предложениях.
• Приобрести навыки правильного произношения звуков.
• Использовать речь как средство общения с окружающими.
Следует отметить, что развитие слухового восприятия и речи ребенка после кохлеарной имплантации - это не только результатспециальных занятий с сурдопедагогом, логопедом или другим специалистом. Оно развивается естественным образом в повседневных ситуациях, например, дома, в гостях или на прогулке. Роль родителей в этом случае крайне важна. Родители должны понимать все проблемы и помогать ребенку их преодолевать.
Занятия — игры для детей с кохлеарным имплантом
- Приветствие малыша педагогом и педагога малышом и мамой (делаем каждое занятие).
Мама, стоя в коридоре, громко стучит в дверь, привлекая внимание малыша к своему действию и показывает на ухо: «Слышишь?» Открывая дверь, спрашивает: «Можно войти?» и машет рукой педагогу: «Привет!». То же самое повторяет малыш.
- Игра с барабаном.
Педагог под столом начинает стучать по барабану. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «Бам! Бам! Бам! Ты слышишь? (несколько раз повторяет) «Я слышу!». Педагог достает барабан и стучит по нему так, чтобы ребенок видел его действия. Дает возможность постучать малышу самому по барабану. Хвалит ребенка и просит: «Дай мне барабан», сопровождая слово «дай» - жестом. Затем мама вместе с малышом повторяет несколько раз «Дай!». После многократных повторов данных действий, педагог убирает барабан и говорит «пока-пока».
- Игра с шумящими баночками.
Заранее приготовить барабан, банки с разными наполнителями: камешки, раковинки, пуговицы, монетки, горох, гречкой, орехами, цветными шариками и т.д. Педагог под столом трясет баночкой с наполнителем, делая паузы тишины. Мама привлекает внимание малыша, показывая на его ухо с КИ: «Бум-бум-бум» Ты слышишь? «Бум-бум-бум» Я слышу! Здорово! После этого педагог достает банку из-под стола и ребенок уже видит действия педагога «Бум-бум!» Предлагает малышу потрясти банку, хвалит его «Молодец».Затем открывает банку и рассматривают: «Что там?», проговаривая «О-О-О» Хочешь посмотреть? Попроси: дай! (Эти действия несколько раз производит мама, показывая удивление: О-О-О! Можно поиграть с камушками, ракушками, а затем педагог предлагает собрать камушки обратно в банку. Мама и малыш бросают камушки в банку, проговаривая: Бум! Бум! Когда все камушки убраны, предлагаем малышу: «Закрой банку», «Молодец!». Снова стучим банкой говорим « Там камни. Камни стучат! Бум-бум!» Затем просит банку: «Дай, дай банку! Пока-пока».
Повторяем эти же действия с другими банками. Даем возможность послушать и сравнить 2 банки с разными наполнителями (например: камни и крупа).
- Игра «Волшебный мешочек».
Эта игра широко используется при работе с малышами. Начинаем с 4-5 игрушек: собака –ав-ав; кошка – мяу; свинья – хрю-хрю; мышка – пи-пи; змея – ш-ш-ш. Эти звукоподражания ребенку легче различать на слух и имитировать голосом. (Звук Ш – высокочастотный, это важно для настройки КИ).
При назывании игрушки мы используем и полное слово и звукоподражание. Ребенок сразу должен осваивать полное название игрушки, хотя ему легче научиться произнести звукоподражание. Поэтому говорим: «Это собака. Она говорит: «ав-ав».
Мешок должен быть из ткани. На первых порах педагог не закрывает лицо и проговаривает слухозрительно: « Дай собаку! Дай ав-ав!».
I этап: педагог показывает ребенку мешок, прячет его под стол и произносит: «тук-тук!» (повторяет 2-3 раза) и стучит снизу по столу. Мама помогает привлечь внимание – взгляд ребенка к действиям педагога и тоже повторяет: «тук-тук!» показывает на ухо и говорит : «Ты слышишь? Я слышу! Тук-тук-тук!», стучит по столу сверху сама, затем рукой ребенка, произнося при этом: «Тук-тук-тук!» Мама спрашивает ребенка: « Кто там?», делает заинтересованное лицо, разводит руки в стороны: « Кто там?».
Педагог достает собаку: говорит «Это собака. Ав-ав-ав» Ребенок тянется к игрушке. Мама показывает на игрушку повторяет: Ав-ав-ав. Педагог дает игрушку ребенку со словами6 «На, ав-ав». Ребенок рассматривает игрушку, играет с ней. Мама комментирует: это собака, ав-ав-ав. У собаки хвост. Вот хвост. Это нос. Собака говорит: ав-ав-ав. Дай маме собаку.
Между фразами мама оставляет паузы для возможных голосовых реакций ребенка. « Да, правильно, у меня нет хвоста, у тебя тоже нет хвоста, а у собаки есть хвост. Вот хвост» и т.д. Мама просит у ребенка: «дай ав-ав» повторяет несколько раз без жеста, затем использует жест, если ребенок не понял задание. Игра продолжается дальше: можно испугать педагога, предложить поставить собаку: «Поставь ав-ав тут!»
Затем игра повторяется сначала и достается очередная игрушка.
II этап – убирание игрушки в мешок.
Педагог, поймав взгляд ребенка, просит малыша: «Дай собаку, ав-ав-ав». Пауза для реакции ребенка. Повторяет: «Дай ав-ав-ав» - подкрепляет жестом. Ребенок подает не ту игрушку. Мама качает головой: «Нет, это мяу-мяу. Где собака? Ав-ав-ав? Педагог говорит: « Дай ав-ав-ав». Малыш смотрит вопросительно на мать. Мама проговаривает «Ав-ав. Вот ав-ав, собака. Дай тете ав-ав». Ребенок берет собаку. Мама снова повторяет: «Дай тете ав-ав». Педагог повторяет жест и слово. Ребенок дает собаку педагогу. Педагог говорит: «Молодец!» «Ав-ав-ав» - пока! и машет рукой, убирает в мешок.
Затем все повторяется с другими игрушками. Если ребенок теряет интерес к этой игре, то надо перейти к другой. На следующих занятиях следует положить в мешочек меньше игрушек, чтобы ребенок не успел потерять интерес к игре.
Для детей старшего возраста игра усложняется. Мешок с игрушками дают маме с ребенком. Педагог просит у ребенка: «Вова! Дай собаку, ав-ав!». Задача ребенка найти в мешке соответствующую игрушку и дать педагогу. Мама помогает малышу это сделать. На первых порах ребенок может смотреть в мешок, а потом он может это делать только на ощупь, не глядя в мешок.
- Игра в укладывании игрушек спать.
Укладываем вместе с малышом в кровать куклу-лялю, кошку-мяу, собаку-ав. Всякий раз называем игрушку и комментируем действия: «Ляля хочет спать. Давай покачаем лялю: а-а-а. Покачай лялю. Говори «а-а-а». Молодец. Положи лялю. Молодец. Накрой лялю одеялом. Ляля спит».
- Использование случайных ситуаций на занятии.
Во время занятия могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые могут привлечь внимание ребенка. Их нужно обязательно использовать для его научения. Например, во время занятия кто-то постучит в дверь. Малыш может услышать звук и начать его искать. Сделайте удивленно-радостное лицо, привлекая внимание малыша: (палец у уха: Ты слышишь? Я слышу! Подведите ребенка к двери, откройте ее вместе с малышом со словами «Кто там? Привет, тетя!» Услышав за окном звук сигнала машины, привлеките внимание малыша «Там би-би! Давай посмотрим, где би-би?».
- Игра «Ку-ку».
Любимая игра всех малышей. Педагог где-то прячется (накрывается занавеской), а мама с малышом ищут его. Педагог все время громко говорит: «Я тут! Я тут!» Мама, привлекая внимание малыша к голосу педагога, подводит его к прячущемуся педагогу. Когда педагога находят, он кричит «Ку-ку» - все удивляются и радуются. Потом прячутся мама с малышом.
- Игра в сказку «Теремок».
В этой игре есть повторяющаяся и хорошо запоминаемая последовательность действий и звукоподражаний, то, что нужно для малыша на начальном этапе использования КИ. Для нее нужен домик (нарисованный или наклеенный на картон) и игрушки – животные: корова, собака, кошка, медведь, петух и др. Идет кошка, видит домик. Стучит: «Тук-тук! Кто в домике живет? Это я, кошка. Мяу.»
Для детей постарше используйте магнитную доску с плоскими фигурками животных.
- Учим малыша условно-рефлекторной реакции на звук. (Выработка УДР).
УДР на звук можно вырабатывать у детей с 1,5 лет и она используется при подготовке ребенка к настройке процессора КИ и аудиометрии.
На занятии с сурдопедагогом или мамой нужно чаще менять предметы и действия, которые используются для двигательной реакции, чтобы занятие не было скучным и монотонным.
Примерный список предметов, которые можно использовать для выработки УДР:
- Бросаем в разные банки камешки, шарики, пуговицы, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, монеты, маленькие самолетики, машинки, игрушки из киндер-сюрпризов;
- Надеваем кольца на пирамиду, катаем машинку;
- Прыгаем по нарисованным на полу кружка на каждый сигнал;
- Бросаем кольца на штырь;
- Бросаем мяч маме (по очереди слушает ребенок и мама);
- Достаем игрушки из мешка на стол (для детей постарше).
- «Надоело слушать! Я устал».
Глухой ребенок не привык слушать и быстро устает от упражнений, которые требуют внимательного прислушивания. Поэтому, как только малыш начнет зевать (признак гипоксии мозга), капризничать и видно, что он устал, переключитесь на игру, в которой не требуется напряженного прислушивания. Поиграйте с формами, которые нужно вставлять. А можно поиграть просто в мяч. Каждый раз, кидая мяч, произносите «ОП!», и слово «Бах!», когда мяч падает. Постепенно малыш сам будет произносить эти слова.
- Игра: Учим малыша различать и узнавать 2 и более звуков.
Начинаем с громких звуков: барабан, дудка, звонок. Педагогпоказывает ребенку барабан, называет его несколько раз «барабан» и ударяет по нему. Показывает «Громко!», дает малышу ударить в барабан. Затем забирает барабан и кладет его рядом, говоря в сопровождении жеста: «Тут». Затем педагог берет звонок (дудку), показывает малышу и маме, называет его: «Звонок!» (Дудка). Педагог звенит звонком (дудкой), мама показывает на ухо, обращая внимание малыша: «Слышу! Здорово!» Дает звонок малышу, чтобы он позвенел им: ребенок ощущает вибрацию и быстрее осознает его звук. Затем педагог забирает звонок (дудку) и кладетего рядом с барабаном, говоря в сопровождении жеста «Тут». Последовательно ударяя по барабану и звеня звонком (дудкой), педагог и мама дают малышу послушать и запомнить звуки.
Затем учим ребенка показывать на предмет, звук которого он слышал. Педагог ударяет по барабану, чтобы малыш видел действие и спрашивает, сопровождая жестом: «Что было?», «Покажи», « Барабан?», «Звонок?». Если ребенок не понимает, что от него требуется, то за него эти действия, очень эмоционально, выполняет мама. Затем эти же действия выполняются сопряженно ребенком и мамой.
И только после того, как ребенок научится показывать звучащую игрушку, педагог прячется за ширму. Ребенок не видит действия педагога и должен показать нужную игрушку только по звучанию.
По мере того, как малыш научится различать 2 игрушки, можно присоединить 3-ю игрушку, например погремушку (бубен).
- Учим малыша различать качество звуков: «тихий – громкий», «один – много», «длинный – короткий».
«Тихий – громкий звук». Для этого учим малыша сильно и слабо ударять по барабану, соотнося это со словами и жестами «большой – маленький», с громким и тихим звуком (показывая на большой барабан 9 можно на картинке) или на маленький).
- Игра «Родные лица».
Эту игру можно проводить с детьми старше 2-х лет, когда малыш уже должен узнавать знакомые предметы на картинках. Для этой игры нужно приготовить маленький альбом с фотографиями малыша и его близких в разных ситуациях.
Во время игры сначала просто рассматриваются фотографии, комментируя изображенное на них: «Это Саша. Это мама. Где Саша? Где мама? Мама гуляет с Сашей и т.д.».
Просим малыша показать маму, показать Сашу. Можно сортировать фотографии: в одну стопку складываем фотографии Саши, в другую мамы.
- Игра «Использование музыки для развития слуха».
Используя магнитофонные записи, компьютер, музыкальные инструменты (пианино, гармонь, гитару и др.) можно учить малыша двигаться, когда музыка звучит и останавливаться, когда музыка выключается. Тем самым учим ребенка обнаруживать звук. Учим также двигаться быстро под веселую музыку и медленно – под грустную музыку. Используем песенки, состоящие из нескольких строчек, которые можно имитировать движениями.
У мишки дом большой (встать на носки, поднять руки),
У зайки дом маленький (присесть на корточки),
Мишка пошел домой (идти переваливаясь),
А за ним и заинька (прыжки).
- Как вызывать голосовые реакции и звукоподражания у неговорящего малыша.
Во время всех игр и упражнений стараемся у молчащих малышей вызывать голосовые реакции. Они могут иногда возникнуть спонтанно:
А) когда ребенок возбужден и ему что-то нужно, он может начать произносить гласноподобные звуки типа «а-а», прося взрослого дать ему интересующий предмет;
Б) когда он пытается подражать артикуляции и голосу взрослого при выполнении вышеуказанных игр;
В) при стимуляции малыша произносить звуки, начав его щекотать, или играть с игрушечной собакой, которая пугает малыша (Ав-ав);
Г) при стимуляции голосовой реакции малыша, положив в момент произнесения слова (ав-ав, собака и др.) одну его руку к себе на горло, а другую на его горло, чтобы ребенок почувствовал вибрацию горла и движение челюсти.
Важно понимать, что развитие слуха у детей с кохлеарными имплантами требуетслухового и зрительного внимания до подачи звуковых сигналов. На начальном этапе реабилитации эти дети еще неспособны слышать тихие звуки, поэтому речь и движения должны быть достаточно громкими, чтобы вызвать ответную реакцию ребенка.
Кохлеарные импланты являются важным средством социализации для детей с тяжелыми нарушениями слуха. Важно обеспечить соответствующее вмешательство и работу по развитию, чтобы ребенок развивался в нормальном темпе после кохлеарной имплантации. Важно работать с родителями и объяснять, что они могут делать дома, чтобы ускорить этот процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового восприятия у ребенка с кохлеарным имплантом
Особенности развития слухового восприятия у детей, перенесших операцию по вживлению кохлеарного импланта....
Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у ребенка с нарушенным слухом. Как работать с ребенком с кохлеарным имплантом (КИ).
Развитие слухового восприятия у ребенка с КИ. Использование кохлеарного импланта....
Развитие слухового восприятия у детей с кохлеарным имплантом
Консультация для родителей...
Коррекционная работа по слуховому восприятию у детей с кохлеарным имплантом
Коррекционная работа по формированию слухового восприятия у детей с КИ строится в два этапа:1) развитие неречевого слуха;2) развитие речевого слуха.У детей с КИ формирование слухового восприятия, разл...
Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ)
Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха. КИ не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом...
Методическая разработка.Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.
Данная методическая разработка содержит практический матераиал по работе над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха, а так же у детей после кохлеарной имплатации....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения ребенка старшей группы после кохлеарной имплантации на тему "Транспорт"..
Тема: «Транспорт».Цель: формировать у ребенка представление о различных видах транспорта.Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизация звука «Р»;- уточнить знания ребенка...