Программа по опытно - исследовательской деятельности в старшей группе «Познавайка»
методическая разработка (старшая группа)
Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. .
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавайка | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР - детский сад №11 «Жар-птица»
Программа
по опытно - исследовательской деятельности
в старшей группе
«Познавайка»
Разработала:
Уколова Ирина Анатольевна
Воспитатель высшей категории
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мильной связи, интернета, поэтому сюжетно-ролевая игра уходит на задний план. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-шести лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).
Эксперимент (от латинского проба, опыт.) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность темы. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Новизна программы заключается в постановлении самой проблемы, как предмета специального изучения. Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Использование регионального компонента в экспериментальной деятельности, позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.
Программа разработана на основе нормативных документов:
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
«Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистр. № 30384)
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
«О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо от 14.03.2000г. №65/23-16);
Требования СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 29.05.13г.
Данная программа предназначена для работы с детьми групп старшего возраста и актуальна для нашего детского сада.
Основная цель программы:
- создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
- формировать у детей элементарные географические представления;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.
- воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
- динамичности (от простого к сложному);
- интегративности (синтез искусств);
- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).
- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
Шестой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей. Продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
Интеллектуальные:
• проявляет устойчивый интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• способен совершать интеллектуальные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение);
• способен разработать план действий по возникновению образов положительных эмоций приобщений с природой родного края;
Личностные:
• способен отражать свои впечатления в рисунках, фиксировав результаты; работать парами.
• способен самостоятельно выполнять практическую работу с природным и бросовым материалом, проявлять навыки исследовательской деятельности на прогулке, организовывать экологические игры;
II Содержательный раздел Перспективно-тематическое планирование опытно - исследовательской деятельности
(Старшая группа)
Месяц Опыты
Сентябрь Карточка №1 «Рецепты раствора для мыльных пузырей».
Цель: Учить детей изготавливать мыльный раствор
Карточка №2 «Веселые пузыри»
Цель: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей
Карточка № 3 «Опыт со светом и с проращиванием картофеля»
Цель: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.
Карточка №4 «Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Октябрь Карточка №5 «Делаем облако»
цель: показать, как образуются облака и что такое дождь.
Карточка № 6 «Почему говорят «как с гуся вода?»»
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Карточка № 7 «Время кружения»
Цель: познакомить с особенностями строения уха человека
Карточка № 8 «Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением
Ноябрь Карточка № 9 «Что быстрее?»
Цель: формировать представление об атмосферном давлении.
Карточка № 10 «Куда делись чернила?»
Цель: познакомить детей со свойствами активировоного угля
Карточка № 11«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений
Карточка № 12 «В почве есть воздух, в воде есть воздух»
Цель: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.
Декабрь Карточка № 13 «Почему снег греет?»
Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Карточка № 14 «Мыльные пузыри на морозе»
Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой
Карточка № 15 «Мыльные пузыри на морозе»
Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой
Карточка № 16 «Мыльные пузыри на морозе»
Цель: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой
Январь Карточка № 17 «Таяние и замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды.
Карточка № 18 «Как работает термометр»
Цель: посмотреть, как работает термометр.
Карточка № 19 «Как обнаружить воздух»
Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Февраль Карточка № 20 «Живые комочки»
Цель: определить, как преобразовались первые живые клетки.
Карточка № 21 «Свечка в банке»
Цель: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Карточка № 22 «Парашют»
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Карточка № 23 «Где будут первые проталинки?»
Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Март Карточка № 24 «Чудо — прическа»
Цель: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.
Карточка № 25 «Агрегатные состояния воды»
Цель: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.
Карточка № 26 «Из закрытого пространства воздух не перемещается»
Цель: доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.
Карточка № 27 «воздух помогает рыбам плавать»
Цель: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать
Апрель Карточка № 28 «Как устроены перья у птиц»
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Карточка № 29 «Плавающий апельсин»
Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух
Карточка № 30 « Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»
Цель: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.
Карточка № 31 «Прыгающие рисовые хлопья»
Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.
Май
Карточка № 32 «Способ разделения перемешанных соли и перца» Цель: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов
Карточка № 33 «Как образуется тень»
Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Карточка № 34 «Какое значение имеет размер семян»
Цель: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.
Карточка № 35 «Песок – природный фильтрат»
Цель: познакомить со свойствами песка
Взаимодействие с родителями
Важным является профилактическая и консультационная работа с родителями.
Формы работы с родителями
1. Ознакомление родителей с целями и задачами Программы, содержанием и её эффективностью
2. Анкета для родителей
3. Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседы с родителями.
4. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
5.« Экспериментирование с водой»
6.Выставка « Камни»
7.Организация фотовыставок и работ детей.Выставка фотографий «Моя семья в лесу» «Моя семья на даче» « Мои домашние питомцы»
8.Подготовка наглядной информации (памятки, стенгазеты, объявления).
9.Проведение открытых занятий и итоговых мероприятий с привлечением родителей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ (НОД, РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ)
Месяц НОД Работа с родителями
Сентябрь «Школа волшебства» Анкета для родителей
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Октябрь «Осадки» Выставка фотографий «Моя семья на даче»
Ноябрь « Воздух и вода»
Памятка для родителей
« Экспериментирование с водой»
Декабрь «Волшебный снег»
Январь « Плавающее перо» Выставка фотографий « Мои домашние питомцы»
Февраль "Удивительные камни"
Выставка « Камни»
Март «Волшебница вода»
Апрель "Ах, этот удивительный песок!" Выставка фотографий «Моя семья в лесу»
Май "Лимон!"
III Организационный раздел
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
В мониторинге усвоения знаний используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.
Основными условиями детского экспериментирования являются:
- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
- использование разных видов деятельности;
- четкое определение содержания экологического воспитания;
- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
- экологическая грамотность самих взрослых.
Методы и приёмы, используемые при реализации программы
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Методические рекомендации:
Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме работы ребёнок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Список литературы.
1. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Молодова Л.П. «Асар» Минск 2001 г.
2. Неизведанное рядом О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Сфера Москва 2010 г.
3. Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Кайс В.А. Сфера Москва 2009 г.
4. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Сфера Москва 2001 г.
5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Менщикова Л.Н. «Учитель» Волгоград 2009 г.
6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Учитель, Волгоград 2011 г.
7. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста. Тугушева Г.П., Чистикова А.Е. Детство-Пресс Санкт-Петербург 2009 г.
8. Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Педагогическое общество России Москва 2003 г.
9. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Коломина Н.В. Сфера Москва 2004 г.
10. Стихи о временах года и игры. Дидактический материал по развитию речи 5-6 лет О.Е.Громова Сфера Москва 2008 г.
11. Познаю мир. Гризик Т.И. Просвещение Москва 2001 г.
12. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. А.И.Иванова Сфера Москва 2010 г.
13. Экологическое воспитание дошкольников. Прохорова Л.Н. Аркти Москва 2004 г.
14. Познание мира растений для детей 4-7 лет. Сигимова М.Н. Учитель Волгоград 2009 г.
15. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Горокова Л.Г., Кочергина А.В. Вако Москва 2005 г.
16. Ознакомление детей раннего возраста с природой Зинина Т.Н. Педагог общество России 2009 г.
17. Экологические занятия с детьми 5-6 лет Бондаренко Т.М. Учитель Воронеж 2007 г.
18. От осени до лета. Детям о природе. Владимирская Л.А. Учитель Волгоград 2006 г.
19. Времена года. О природе детям 4-7 лет. Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. Сфера, Харьков 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью (старшая группа)
Занятие с элементами опытно- экспериментальной деятельностью(старшая группа)...
Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада
Опытно эксперементальная деятельность - старшая группа детского сада.Проведение опытов с водой, почвой. Цель сформироват знаня о значении почвы, её свойствах. обитателях. В конспекте представленны гот...
План экспериментально-опытной деятельности в старшей группе
Исследовательская деятельность с детьми старшего возраста...
ПАСПОРТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УГОЛКА СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного и...
ПАСПОРТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УГОЛКА СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объект...
Экспериментальная работа с детьми старшей группе «Познавайка»
Изучение особенностей познавательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи...
Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Познавайка»
Цель работы кружка: подготовка моторики рук детей старшего дошкольного возраста к письму с помощью игровых упражнений....