Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Познавайка»
методическая разработка (средняя группа)

Алексеева Александра Сергеевна

 

Цель работы кружка: подготовка моторики рук детей старшего дошкольного возраста к письму с помощью игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznavayka.docx110.62 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план кружковой работы

в старшей группе

«Познавайка»

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.

Новизна опыта заключается в использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных способов в развитии руки ребенка, а также в систематической, целенаправленной работе по подготовке руки дошкольников к письму.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

• Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается быстрая утомляемость.

• Не сформированность навыка работы с пишущими предметами, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, ручки и др.), на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.

• Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.

• Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота

Цель работы кружка: подготовка моторики рук детей старшего дошкольного возраста к письму с помощью игровых упражнений.

Основные задачи:

1. Упражнять в развитии графических и моторных навыков.

2. Развивать познавательные способности дошкольников (внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие, творческие способности.

3. Обучать детей навыкам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

4. Совершенствовать умения детей передачи своего эмоционального состояния.

5. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

движений, трудность завершения их по сигналу.

Формы и методы работы с детьми:

В программу включены упражнения, направленные на:

• повышение уровня активации больших полушарий мозга;

• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;

• развитие пространственных представлений;

• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;

• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;

Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.

Занятие включает в себя три этапа:

  1. Вводная часть:

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

  1. Основная часть занятия:

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (10-15 мин);

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с материалом.)

  1. Заключительная:

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание участия детей в занятии, самооценка, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Условия реализации программы:

• Систематическое проведение занятий.

• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

• Сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей;).

Сроки реализации: октябрь 2019 г. – май 2020 г. (8 месяцев, 32 занятия).

Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Ожидаемые результаты:

К концу старшей группы предполагается развитие и совершенствование у детей:

• мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

• крупных движений и умения владеть своим телом;

• пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);

• активной речи, словарного запаса;

• мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

• навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

К концу посещения кружка «Умные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

•        Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

•        Ориентируется в пространстве.

•        Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

•        Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

•        Сформированы графические навыки.

•        Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Итоговое мероприятие: Показательное занятие для родителей и воспитанников по итогам работы кружка «Чему мы научились за год».


Комплексно-тематическое планирование занятий дополнительного образования «Познавайка»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Программное содержание

1

«Круги и спирали»

Тренировать умение рисовать ровные круги и спирали. Развивать мелкую моторику, умение правильно держать ручку. Воспитывать аккуратность.

2

«Обведи и раскрась»

Учить рисовать по контуру. Тренировать технику закрашивания внутри контура. Развивать цветовосприятие.

3

«Круги и полукруги»

Тренировать умение рисовать ровные круги и полукруги. Развивать навыки письма. Воспитывать усидчивость.

4

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику создания контура, закрашивания внутри контура, соблюдая одинаковый наклон штрихов. Развивать нажим. Воспитывать усидчивость.

5

«Обведи по контуру»

Развивать умение рисовать округлые и острые предметы. Тренировать умение правильно держать ручку. Воспитывать аккуратность.

6

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура, соблюдая одинаковый наклон штрихов. Учить правильно держать ручку. Развивать навык самооценки.

7

«Наклонные линии и круги»

Учить рисовать наклонные полосы и закреплять умение рисовать круги. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность.

8

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура. Повторить названия геометрических фигур. Воспитывать усидчивость.

9

«Сачки и бабочки»

Тренировать умение рисовать по контуру, развивать мелкую моторику. Закреплять навыки правильного удерживания ручки во время письма. Воспитывать аккуратность.

10

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура, соблюдая одинаковый наклон и нажим. Воспитывать аккуратность.

11

«Мороженое и зонтики»

Учить рисовать крючки и закреплять умение рисовать округлые и острые предметы. Развивать нажим. Воспитывать навыки самооценки.

12

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику создания контура по точкам, закрашивания внутри контура. Развивать нажим. Воспитывать аккуратность.

13

«Цветочки и лейки»

Тренировать умение рисовать овалы и прямоугольники. Повторить названия геометрических фигур. Воспитывать усидчивость.

14

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.

15

«Крючки и круги»

Тренировать умение писать крючки, овалы и круги в прописях. Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к письму.

16

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура. Развивать пространственное мышление Воспитывать усидчивость.

17

«Алфавит»

Развивать навыки письма в прописях. Развивать навыки самооценки. Воспитывать усидчивость.

18

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура в прописях. Развивать навыки письма. Воспитывать любознательность.

19

«Наклонные влево, наклонные вправо»

Тренировать умение писать наклонные палочки в тетради с крупной клеткой. Развивать навыки пользования ручками.

20

«Нарисуй где скажу»

Тренировать умение ориентации на листе, в пространстве. Закреплять навыки рисования предметов, состоящих из геометрических фигур.

21

«Крючки»

Развивать технику письма, учить рисовать прямо и закругленно. Воспитывать аккуратность.

22

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость.

23

«Петли»

Развивать умение правильно держать ручку, тренировать нажим. Развивать умение ориентироваться на листе. Воспитывать желание довести свою работу до образца.

24

«Квадраты и прямоугольники»

Развивать навыки рисования геометрических фигур. Закреплять названия геометрических фигур. Воспитывать усидчивость.

25

«Треугольники и ромбы»

Развивать навыки рисования геометрических фигур. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать умение ориентироваться на листе. Воспитывать усидчивость.

26

«Круги и овалы»

Развивать навыки рисования геометрических фигур. Закреплять названия геометрических фигур. Воспитывать усидчивость.

27

«Продолжи узор»

Учить продолжать простые узоры по образцу. Развивать пространственное мышление. Воспитывать навыки самооценки.

28

«Обведи и раскрась»

Тренировать технику закрашивания внутри контура. Развивать цветовосприятие. Воспитывать усидчивость.

29

«Графический диктант»

Развивать умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Развивать навыки самооценки.

30

«Цифры 1 и 2»

Развивать умение писать цифры. Закреплять навыки письма. Воспитывать аккуратность.

31

«Цифры 3 и 4»

Развивать умение писать цифры. Закреплять навыки письма. Воспитывать аккуратность.

32

«Цифры 5 и 6»

Развивать умение писать цифры. Закреплять навыки письма. Воспитывать аккуратность.

33

«Цифры 7 и 8»

Развивать умение писать цифры. Закреплять навыки письма. Воспитывать аккуратность.

Литература.

  1. Веракса Н. Е., Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. – 224с.
  2. Голубина Т. С. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.
  3. Колесникова Е. В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г.
  4. Прописи «Готовим руку к письму» для детей дошкольного возраста. Автор – составитель Приходкин И.Н. – М.: ООО Изд-во «Фламинго», 2019 г. – 16 с.
  5. Электронный ресурс http://l-pankova.ru/test-kerna-jerasika/ (Тест Керна-Йерасика).
  6. Электронный ресурс https://psylist.net/praktikum/grafdikal.htm (Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина).

Приложение 1.

Итоговая диагностика.

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е. В. Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста Керна-Йирасика, графических диктантов Д. Б. Эльконина.

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

Развитие графических навыков

Срисовывание

 образца

Штриховка

Графический

диктант

Тест Керна- Йерасика

1.

2.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна-Йирасика


Приложение 2

Тест Керна-Йерасика.

В своей работе с будущими первоклассниками я достаточно часто использую ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика, являющийся модификацией теста А.Керна.

Тест Керна-Йерасика позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.

Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

Тест Керна – Йиерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.

Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.

При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.

Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п., это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.

Задание 1.

«Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».

Результат.

1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.

2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.

5 баллов – каракули.

Задание 2.

«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».

тестирование

Результат.

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Образец бланка для выполнения теста Керна-Йерасика:

Приложение 3.

Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

0 баллов – отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

0-3 баллов – низкий;

3-6 баллов – ниже среднего;

7-10 баллов – средний;

11-13 баллов – выше среднего;

14-16 баллов – высокий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы с детьми старшего возраста по ОРИГАМИ

План работы кружка "ОРИГАМИ" расчитан на два года занятий....

Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»

Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....

Перспективный план кружковой работы на год в средней и старшей группе. Кружок "Здоровый малыш"

Перспективный план кружковой   работы в средней и старшей группе.  Кружок "Здоровый малыш"...

Перспективный план кружковой работы "Изонить" старший возраст

Кружковая работа ИЗОНИТЬИЗОНИТЬ– техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.Занятия изонитью способствуют...

Перспективный план кружковой работы "Весёлые ниточки" в старшей группе

Кружковую работу провожу с целью повышения развития тонкой моторики, и как следствие, развития речи детей дошкольного возраста. Предлагаю перспективный план работы кружка на год....

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...