Главные вкладки
Консультация для педагогов: "Использовании мнемотехники с детьми дошкольного возраста для развития речи"
консультация
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 13.68 КБ |
Предварительный просмотр:
"Использовании мнемотехники с детьми дошкольного возраста для развития речи"
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов).
В своей работе использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и т. д.), заучивания стихов, пословиц, скороговорок. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой воспитатель в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная, солнышко - желтое. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.)
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов тоже используются приемы мнемотехники. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста....
Сторителлинг - современный интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Презентация игры "Кубики-историй" для детей среднего дошкольного возраста....
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей
Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития речи и умственных способностей...
Отчет по самообразованию " Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Цель: повысить теоретический и практический уровень, профессиональную компетентность в области речевого развития детей дошкольного возраста на основе современных научных знаний об антогенезе речи и те...
Консультация для воспитателей "Использование мнемотехники и мнемотаблицы в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Материал предназначен для работников ДОУ....
Статья "Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи"
Использование технологии личностно-ориентированного подхода в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи....
Отчет по самообразованию По теме: «Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»
В 2020-2021 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Современные методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи». Правильная, хорошо развитая речь является одним из осн...