ТРИЗ технология в дошкольном образовании
консультация
Материал подобран в целях ознакомления воспитателей с теория решения изобретательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал подобран для ознакомления воспитателей с технологией ТРИЗ | 43.15 КБ |
triz.pptx | 110.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ технология в дошкольном образовании
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова, М. Шустерман и другие.
Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70 - 80-х годах XX века широко использовалась в работе с детьми школьного возраста на станциях юных техников. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка».
Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.
Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся следующим образом. Перенести воду в решете нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно, заморозив ее и превратив в лед. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда. Или возьмем другой пример — свойства зонтика. Для того чтобы защитить от дождя, зонтик должен быть большим, но для удобства пользования им он должен быть маленьким. Может ли зонт быть большим и маленьким одновременно? Задача решается с помощью разделения во времени противоречивых требований к зонту: сложенный зонт — маленький; развернутый — большой.
В программе ТРИЗ собрано много аналогичных проблемных ситуаций и противоречий, однако опытные педагоги умеют находить противоречия в окружающих объектах природного и предметного мира и использовать их в работе с детьми. Основная задача педагога — учить детей искать и находить свое решение, придумывать что-то новое.
Программа ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. В рамках этой программы недопустимо брать готовые формулы и переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. ТРИЗ — это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать психологическую инерцию, как педагогов, так и детей.
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию, авторы считают «мозговой штурм». Этот метод рекомендуется как педагогам, так и детям. Естественно, методика его применения имеет специфические особенности. Так, со взрослыми «мозговой штурм» проводится следующим образом. В рабочую группу приглашаются несколько (7—10) «генераторов идей» — не только профессионалов, но и совершенно посторонних людей. Перед ними ставится задача, дается время на обдумывание, и участники начинают высказывать свои идеи. Руководитель группы высказывается последним, чтобы не подавлять всех своим авторитетом. При этом поощряется каждая идея, даже шутливая и нелепая, а критика запрещается. Все высказывания записываются для их последующего рассмотрения группой экспертов.
С детьми «мозговой штурм» можно проводить незапланированно, стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи во время игры-занятия. По ходу обсуждения проблемы дети сами корректируют высказанные идеи и анализируют их.
Таким образом, главная цель педагога, работающего по программе ТРИЗ, — формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях действительности. ТРИЗ позволяет снимать психологические «барьеры» перед новым, неизвестным, готовить детей к самостоятельному и творческому решению проблем.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ («Умка») с успехом применяются в детских садах для развития у старших дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. (Диалектика – искусство вести беседы или споры с целью нахождения истины.)
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом (предметом, объектом) в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.
Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”
Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.
Игра “Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Например: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся... и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.
Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход, ...)
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов
Пример “Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом
чем-нибудь тяжелым прижимать.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. (Выработка правил)
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете? » Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью...Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его ...)
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева ...
Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система “Лягушонок”, подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и, если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное).
Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.
С помощью таких “человечков” дети составляют модели “Борща”, “Океана”, “Извержение вулкана” и т.д.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач ипридумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д.
Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Коллаж из сказок.Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
“Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание...” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.
Сказка от стишка. (Э. Стефановича)
- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,
Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой...)
Спасательные ситуации в сказках.Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.
“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...” Предложите свои варианты спасения котенка.
Сказки по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Старая сказка “Крошечка -Хаврошечка”. Сказка по – новому “Хаврошечка злая и ленивая”.
Сказки от “живых” капель и клякс.
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” Далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому, что тот, кто живет в нем – злой...)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать свой выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.
Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие.
На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.
Например, воспитатель обращается к детям: “Давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.
Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала, простые: построй домик из 6, 12 палочек. Затем,посложнее: какую палочку надо переложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?. На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.
Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии.
“Загадалки-узнавалки”
Кто стучит, как в барабан
На сосне сидит...(дятел)
Ай, какой я молодец,
Красный, круглый...(помидор)
Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность.
Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: “Что лишнее?”, “Что вначале, что потом?”, “Какую фигуру надо поставить в пустую клетку?”
Игры: “Логический поезд”
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи:
- на общее развитие;
- на проверку инерции мышления;
- на использование приемов фантазирования.
Участвуя в “тренажерах ума”, дети получают необходимые навыки использования приемов и методов ТРИЗ.
Комплекс упражнений “Тренажер ума”
Тренажер 1.
1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов)
Окно, корабль, ручка, пальто, часы.
2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы).
3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?
Тренажер 2. (Упражнения с числами)
1. Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками.
2.Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ...
3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам)
3 5 8
6 1 ?
1 4 1
4. Игра “Скелет”
Предлагаются определенные сочетания согласных букв.
Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные.
Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь)
5. Трудное задание (после прогулки)
Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей?
Какие машины стояли, какие проехали мимо?
Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее.
Были ли на улице велосипедисты?
Были ли люди с детскими колясками?
6. Рассмотри рисунок и составь рассказ.
Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д.
Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).
Тренажер 3.
1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву.
Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Текст телеграммы: Срочное сообщение: “Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю”
2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово.
Книга - лист - дерево - липа - чай
Тренажер 4.
Задания на проверку инерции мышления.
Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго.
1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х?
2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски).
3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла.
4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что емунужен молоток? А как слепому попросить ножницы?
Тренажер 5.
Системность и системный разбор.
1. Найди лишнее слово в каждой строчке
Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
3. Составь цепочку подсистем для системы “настольная лампа”
Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.
Тренажер 6.
Приемы фантазирования.
Прием “Перспективы”
“Посмотри, что получится”. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо.
Прием “увеличения” или “выдумляжа”.Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе “выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?
Прием “уменьшения”. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили?
После практического применения “тренажеров ума” проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
ЗАНЯТИЯ ПО ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ
Автор: Гин Светлана
ЗАНЯТИЕ 10
ПОДСИСТЕМЫ ПРЕДМЕТОВ: ОБЪЕКТ «ЧАЙНИК»
Цели
- систематизировать знания о посуде;
- обучить функциональному подходу восприятия подсистем;
- развивать диалектическое мышление;
- развивать умение прогнозировать.
Оборудование
- настоящий и игрушечный чайники.
1. ОБСУЖДЕНИЕ «КАКОЙ ЧАЙНИК ЛУЧШЕ?»
Игрушка приходит на занятие вся замерзшая, хочет согреться и просит вскипятить чайник. Пока чайник греется, предлагается обсудить вопросы:
- Зачем вообще нужен чайник?
- Можно ли его заменить другим предметом (кастрюлей, чашкой и др.), почему? Чем это будет неудобно?
- Что хорошего, что плохого в чайнике?
- Из чего сделан чайник?
- Бывают ли стеклянные чайники, почему?
- Что хорошего и что плохого в стеклянном (бумажном, из ткани, деревянном, пластмассовом) чайнике?
2. ИГРА-ЭСТАФЕТА «НАПОЛНИ ЧАЙНИК»
Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии.Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, чтобы перелить ее в чайник. Побеждает команда, которая первой выполнит задание.
3. АНАЛИЗ ПОДСИСТЕМ
Предлагается проанализировать все подсистемы (составные части) чайника в последовательности:
- название подсистемы;
- для чего нужна;
- что в ней хорошего и что плохого;
- что произойдет, если этой подсистемы не будет;
- что произойдет, если таких подсистем будет несколько.
Пример обсуждения
— Из каких частей состоит чайник?
— Носик, ручка, стенки, дно...
— Зачем носик нужен?
— Чтобы воду из него наливать.
— Что хорошего и что плохого в носике?
— Хорошо, что через него вода льется точно струей, а плохо, что за него можно зацепиться и чайник опрокинуть.
— А если не будет носика?
— Это плохо, потому что вода из дырки будет сразу выливаться, неудобно будет наливать.
— А если несколько носиков и сразу три чашки наливать?
— Когда гости пришли — так удобнее будет, а если один дома, то через другие носики будет вода выливаться, их придется закрывать…
— Для чего нужна ручка? И т. д.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Желательно организовать в виде чаепития (чайник — «герой» занятия — посередине стола).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» Альтшу́ллер Ге́нрих Сау́лович псевдоним Генрих Альтов
Р азвивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы. Главная цель ТРИЗ
Развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Цель использования ТРИЗ – технологии в детском саду ТРИЗ для дошкольников
Способствует развитию аналитических способностей. Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения. Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью. Культивирует стремление познавать и получать новую информацию. Дает свободу слова и свободу проявления личности. Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни. Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений. Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм. Активизация творческого воображения. Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций : заключения, причинно-следственные связи и прочее. Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов. ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ П ринципы построения занятий
Занятия по методике ТРИЗ состоят из этапов : Поиск сути «Тайна двойного» Разрешение противоречий Изобретательность Р ешение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов
Тренажер 1 . 1. Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы. 2 . Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли 10-15 предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему? Комплекс упражнений “Тренажер ума”
Тренажер 2. (Упражнения с числами ) Как получить числа: 0, 2, 5 ..., пользуясь числами и математическими знаками . 2 . Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, ... 3. Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) 3 5 8 6 1 ? 1 4 1 4. Игра “Скелет” Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь )
5 . Трудное задание (после прогулки) Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? Какие машины стояли, какие проехали мимо? Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. Были ли на улице велосипедисты? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук ). 6. Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить и т.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).
Тренажер 3 . 1. Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Пример: «Продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний. П редпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть .» Текст телеграммы: Срочное сообщение: “Сбежала собака Сушка, светло-серая , среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю” 2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово «книга» Книга - лист - дерево - липа - чай
Тренажер 4 . Задания на проверку инерции мышления. Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х? 2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски). 3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима — речка не замерзла. 4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?
Тренажер 5. Системность и системный разбор. 1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода). 2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д. 3. Составь цепочку подсистем для системы “настольная лампа” Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.
Тренажёр 6 . Приёмы фантазирования: “Перспективы ”; “ Увеличения ”; “ Уменьшения ”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов детского сада " ТРИЗ технологии в дошкольном образовании".
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ " ТРИЗ технологии в дошкольном образовании". Цель семинараСоздание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и ...
Семинар - практикум "Использование ТРИЗ-технологии в экологическом образовании дошкольников"
Семинар - практикум для воспитателей...
Статья на тему: "Применение ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании"
ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер...
Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС.
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах. Мног...
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»...
Практикум для педагогов ДОУ «Применение методов и приемов ТРИЗ - технологии в дошкольном образовании»
Практикум для педагогов...
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в практической деятель...