Слайд 1 Целью нашей сегодняшней встречи является погружение педагогов в основы технологии, которую много лет успешно используют в практике детских садов не только в России, но и за рубежом. И эпиграфом к нашей встрече хочется привести слова Н. Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Как Вы можете прокоментировать это высказывание? Только тот педагог, который владеет если не самой технологией, то хотя бы теоретическими основами её и некоторыми приемами, знает, что это такое, что формирует эта технология, способен в нужное время и в нужном месте в процессе воспитания и обучения детей правильно применить те или иные приемы, методы, и получить хороший результат. То есть педагогические технологии - это инструменты, с помощью которых педагог осуществляет процесс воспитания и образования детей. Скажите, пожалуйста, способен ли хирург без хирургических инструментов провести операцию? Парикмахер без ножниц сделать стрижку? И.т.д. становится совершенно ясно, что воспитатель детского сада тоже должен быть вооружен специальным инструментарием. Это наши образовательные и диагностические методики, технологии, которые позволяют формировать у детей определенные знания и компетенции. Слайд 2 А какие технологии выбрать? Наверное те, которые формируют у детей качеств, необходимые человеку будущего. И тогда вопрос стоит об инновационных технологиях, именно они являются основой инновационного образования. Что такое инновационное образование? Обратимся к определению Инновационное образование - модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию индивида на основе избранной образовательной траектории и области профессиональной деятельности.
Слайд 3 Сегодня предлагаем начать свой путь в изучении еще одной - Технология ТРИЗ-педагогики одна из наиболее перспективных развивающих технологий в дошкольном образовании Основоположник Теории Решения Изобретательских Задач ( ТРИЗ) – российский ученый- практик, писатель- фантаст, педагог Генрих Саулович Альтшуллер. В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Сегодня услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего СССР. Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста. В сети Internet стремительно разрастается количество рекламно-информационных материалов о ТРИЗ и американских специалистах, которые вырастают, как грибы, изучая ТРИЗ-технологии по тем материалам, которые переводятся на английский язык. Слайд 4
ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, педагогику. Слайд 5 В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря вкладу доктора педагогических наук, профессору Академии педагогики МЭГУ, а некогда методиста детского сада Анны Михайловны Страунинг. Она является автором многочисленных пособий и разработок для педагогов детских садов и одним из авторов программы « Росток». В свое время она проводила многочисленные семинары по всей стране, обучая педагогов. Слайд 6
Хочется только сказать, что этот процесс очень органично вписался в деятельность детских садов. Каким образом? Ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Каждый ответ педагога, родителей на детский вопрос рождает новые вопросы. Дошкольный возраст недаром называют возрастом « почемучек». Не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, вдруг вырывается « я сам».В этом « я сам» важно усмотреть первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе, неосознанному желанию проявить себя Поисковое поведение является естественным в этом возрасте. Поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазии, творчество в условиях неопределенности (определение В. Ротенберга 2001) Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем, когда при каждом столкновении с трудностями человек не будет стремиться искать пути решения, а капитулирует. В последнее время увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу, успеваемость детей падает, снижается положительная мотивация к учению. Вот почему важно не упустить момент, поддержать интерес ребенка, укрепить веру ребенка в свои возможности уже на этом этапе жизни. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на интересующие его вопросы, ему помогают взрослые. Задача родителя, педагога - таким образом организовать процесс познания, чтобы он был полон живости, притягательности. Государственная политика в области образования тоже требует изменения подходов к содержанию образования и организации воспитательно - образовательной работы в ДОУ. Все мы знаем, что с 2014 года детские сады перешли на стандарты нового поколения, а соответственно меняются требования и к выпускнику дошкольного учреждения. Так вот, в документе определены качества ребенка дошкольника, которые он сможет приобрести в результате освоения новых программ. Вот некоторые из них: - Способный решить интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач( проблем), поставленных как взрослыми, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач(проблем).Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.и.т.д.
- Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать ( в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Таким образом, технология ТРИЗ: - Хорошо соотносится с природой ребенка- дошкольника и важно не упустить момент, когда познавательный интерес высок.
- Это хороший инструмент для развития всех необходимых качеств у ребенка- дошкольника.
Слайд 7 ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития мышления человека, которая подразумевает активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания, расширение знаний детей об окружающем мире, посредством использования элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ и постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др. Слайд 8 В чем же состоит сущность ТРИЗ? - ТРИЗ основывается на знании законов развития систем. Т.е любой объект сушествует не просто сам по себе, а находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями (в определенной системе взаимодействия) и эта система находится в постоянном развитии.
- Использование рационально организованной информации. ( Не всю информацию вываливать на ребенка, а с помощью определенных методов. приемов, в определенной последовательности, в зависимости от той цели, которую вы ставите перед ребенком)
- Управление мышлением в процессе решения задачи.( Педагог не просто тренирует мышление ( думай, думай) и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели.)
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
Слайд 8 Методов активизации мышления и развития творческого воображения очень много. Многими из них мы успешно пользуемся. Я только перечислю некоторые из них: - Словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия, объяснение)
- Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация).
- Игровые методы (дидактические, игры- инсценировки, симуляционные игры, когда ребенок погружается в сказочную или и иную ситуацию))
- Практические методы (упражнение, исследования )
Слайд 9 ТРИЗ представляет собой совкупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи. Решение изобретательской задачи – выявление, анализ и разрешение противоречий. Противоречие в ТРИЗ. Техническим противоречием называют взаимодействие в системе, состоящее, например , в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие.(Г.С.Альтшуллер) С чего начать обучение детей мыслить противоречиями. С обучения различным играм. Это первый этап технологии Далее рекомендуется освоение методов ТРИЗ. Они делятся на Слайд 10 Методы, основанные на системном подходе . - Системный оператор- развитие системного мышления
- Метод снежного кома
- Метод золотой рыбки.
Слайд 11 Методы психологической активизации мышления. - Мозговой штурм. – разв.речи, учить аргументировать свое высказывание
- Синектика- представить себя на месте кого либо и понять его сущность
- Метод контрольных вопросов.
- Морфологический анализ -
Слайд 12 - Метод моделирования маленькими человечками - метод анализа природных явлений.
- Метод « Наоборот»
- Метод каталога - развитие речи, воображения.
Слайд 13 - Метод Робинзона
- Метод фокальных объектов – метод совершенствования предмета
- Да-нет-ка – классификация предметов
Слайд 14 Для того, чтобы начать работу по овладению технологией, требуется самому педагогу избавиться от психологической инерции, стереотипов, поработать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев данным арсеналом качеств, педагог не сможет достичь положительных результатов в работе по технологии ТРИЗ, которая заставляет человека по- новому взглянуть на себя, свою деятельность, на окружающий мир. Что же необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ?( к вопросу как, когда и где) -
- Слайд15
Первое.
Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми. Слайд 16 Второе. Постоянно открывать перед детьми « тайну двойного» во всем: в каждом предмете, в каждом веществе, явлении, событии, факте..« Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то полезно,а что-то вредно. Слайд 17 Третье. Учить детей не только выявлять противоречия, но и решать их , используя различные приемы. Слайд 18 Четвертое. Игры- каждый день! А чтобы арсенал игр не иссякал, пользуйтесь пособием А.М. Страунинг, а также авторскими разработками С. И. Гин. Вы научитесь сами придумывать игры и упражнения. Целесообразно составлять картотеки, каталоги, банки таких игр, задач- шуток, изобретательских, сказочных задач на каждый прием разрешения противоречий. Занятия, предлагаемые в пособии С.И. Гин, рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми пятого и шестого года жизни. В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко). С детьми 4—5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин. В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин. Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).
Слайд 19 Пятое. Беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша, история изобретения стола, колеса и.т.д. Рассматривая объект в его временном развитии, мы видим историю постоянных усовершенствований. Пусть дети увидят - что изобретать- значит решать противоречия. Слайд 20 Шестое. Чудеса прогулок. Использовать приемы фантазирования; оживление, увеличение, уменьшение и.т.д, можно решать и вопросы развития и вопросы воспитания. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей.
Слайд 21 Пример применения методики в детском саду Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям (во время занятии и в свободное время , в форме индивидуальной работы и группых занятий). Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя. Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую доску и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы. Умелое использование ТРИЗ в детском саду. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Девиз тризовцев – «Можно говорить все!» ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность. С какого возраста начинать Строгих правил и конкретных ограничений в этом вопросе нет. Однако важно помнить, что уже с первых лет своей жизни ребенок начинает сталкиваться с такими ситуациями, которые требуют от него поиска рационального решения. Тем более важно использовать ТРИЗ-технологии в детском саду, когда с детьми занимается обученный педагог. Конечно, успехи у каждого будут свои: у какого-то малыша получается лучше лепить, а не рисовать, у другого - наоборот. Однако, и то и другое оказывает положительное влияние на его развитие. Подобным образом, ТРИЗ технологии в любом случае окажут благотворное влияние на умственное и мыслительное развитие ребенка. Слайд 22 Что может дать ТРИЗ педагогу и учреждению в целом? - Технология творчества позволит перестроить процесс воспитания и образования в группе, развить в себе качества творческой личности, в своих воспитанниках.
- «Оживит» знания, «оживит» процесс, что позволит получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада. Легче добиться хорошего результата.
- Заставит задуматься о стиле жизни.
Слайд 23 Каковы качества творческой личности. - Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, еретичность, индивидуальность, масштабность, непосильность)
- Планы достижения цели ( умение планировать)
- Высокая работоспособность
- Результативность
- Способность отстаивать идеи (способность держать удар)
- Хорошая техника решения творческих задач.
Нет необходимости убеждать Вас в том, что качества эти необходимы и в деятельности, и в обыденной жизни каждого человека, у нас с вами есть возможность овладеть основами технологии. Выбор за каждым. Конечно, педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя личность? - этап Практический
Презентация игр и пособий по ТРИЗ технологии воспитателей различных возрастных групп. 3 этап Заключительный Наш семинар подошел к концу. Надеюсь, вы сегодня услышали много полезной информации, и с легкостью начнете применять некоторые методы ТРИЗ в образовательном процессе. В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно! |
|