Семинар - практикум "Использование ТРИЗ-технологии в экологическом образовании дошкольников"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Цель: ознакомление с опытом работы по использованию ТРИЗ-технологии в экологическом образовании младших дошкольников.
Предложить поиграть в игру «Вопрос - ответ», отвечать только да или нет.
Здравствуйте, гости званые,
Много гостей, много и новостей
А чтоб семинар прошел веселей
Вы хотите поиграть?
Семинар пообсуждать?
Вы сегодня ночью спали?
Утром встали, танцевали?
На семинар вы опоздали?
Ручки и блокноты взяли?
Сколько вас всего, узнали?
На вопросы отвечали?
Это был вариант игры «Да-нет» с элементами ТРИЗ. И сегодня вашему вниманию предлагаю семинар «Использование технологии ТРИЗ в экологическом образовании младших дошкольников».
Всем известно, что любой ребенок от рождения является потенциально талантливым. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном возрасте творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ педагогика. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Как же использовать элементы ТРИЗ в повседневной жизни ребенка? Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте
происходит посредством игры (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Проведя анализ литературы по использованию технологии ТРИЗ в дошкольном возрасте, пришла к выводу, что этот вопрос хорошо разработан для детей старшего дошкольного возраста, а для детей младшего дошкольного возраста изучен мало: недостаточно методических рекомендаций, описанного практического опыта работы с младшими дошкольниками.
Работу начала с простых игр и упражнений, предлагаемых авторами книг:
- С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»;
- О.М. Подгорных «Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ»;
- Т.А. Сидарчук, С.В. Лелюх «Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» (технология ТРИЗ), адаптировав их для детей младшей группы.
Изучая ТРИЗ технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического образования. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые я начала использовать в работе с детьми своей группы:
- Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми, используя для этого варианты игры «Хорошо - плохо». Дети отвечают, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Дождь это хорошо, потому - что всем растениям необходима вода. Дождь - это плохо, потому что нельзя гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делю детей на группы, одна группа говорит, что хорошо, а вторая что плохо. В методе противоречий также использую игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки) Волк серый, а лиса рыжая (внешность). Медведь большой, а заяц маленький (размер) Собака живет в будке, а волк в лесу (среда обитания). Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно - не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь.
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов. Так как дети младшего возраста использую одну из разновидностей мозгового штурма – синектику. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, необходимо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. В работе с детьми на данном этапе использую прием прямой аналогии. Прямая аналогия формирует у детей умение сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто, где живет?» Дети сидят за столом. У воспитателя - карточки с изображением животных, перед каждым ребенком лежат карточки с изображением мест их обитания (дом или лес). Ребенку дается карточка. Он должен определить, где обитает это животное, и «поселить» у себя на нужной карточке. Или игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож ёж? (мячик, щетка); на что похоже солнце? (мяч, обруч, клубок) и т.д. Далее эти сравнения будут, усложняются и вводиться новые приёмы.
- Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры, с применением этого метода, активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами начинают рассказывать, что представили или почувствовали в роли того или иного объекта, а я дополняю, уточняю и расширяю их представления. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощаемся в зайчика, который устал прыгать, спрятался за пеньком, медведя, который спит в берлоге.
Все игры, ситуации по развитию творческого воображения использую на занятиях и в свободное время. Обязательным условием должна быть естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Кроме того строю работу с детьми комплексно, переходя от одного вида деятельности к другому. Формирую у них умение искать собственные решения, стремлюсь развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы, а не получать знания пассивно.
На прошлой неделе закончилась тема «Овощи», я предлагаю поиграть в игру «Цепочки», с которой мы с детьми познакомились.
Цель: формировать умение выделять признаки объектов.
Показать изображение первого объекта, назвать его, затем передать карточку рядом стоящему, тот называет один из признаков объекта и передает следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта.
Усложнение: показать карточку с изображением объекта и предложить назвать один из его признаков: по цвету ... по форме ... на вкус ...
Усложнение второго уровня. Воспитатель показывает изображение и передает первому участнику игры, который называет объект. Второй его свойство. Третий - другой объект с названным свойством. Четвертый - другое свойство нового объекта и т.д.
Игра «Хорошо - плохо».
Цель: формирование у детей умений выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно сформулировать), развивать у детей творческое воображение.
Педагоги делятся на две команды.
Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Осень — это: ХОРОШО: ……….. ПЛОХО: ……….
Рефлексия:
В заключение своего выступления предлагаю вспомнить приёмы ТРИЗ-технологии. И предлагаю игру «Цепочка слов».
Цель: развивать мышление, умение составлять длинный «поезд» из слов – каждое слово вагончик.
Предложить составить длинный поезд из слов. Вагончики, как и слова должны быть соединены между собой, а каждое слово должно тянуть за собой следующее.
Семинар (положить на стол поезд) – (какой?) – полезный, разнообразный, перспективный.
А что ещё бывает перспективным?- бизнес, образование, работа, предложение, план
Отталкиваясь от последнего слова, задать вопрос: А план, какой?
Календарный, тематический и т.д. пока не закончатся вагончики
Буду очень рада, если эти приёмы вы будете использовать в своей работе. Методов и приемов использования ТРИЗ в изучении экологии дошкольниками очень много. Это только некоторые из них, но и они очень важны в развитии малышей. Работа в данном направлении только началась. Я желаю вам счастливого пути на этом замечательном поезде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Консультация для педагогов "Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников"
В содержание данной консультации входят: цели и задачи экологической тропы, типы и этапы создания, организация работы с детьми, методика по организации работы на тропе....
Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
Проектный метод в экологическом образовании дошкольников Семинар
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культур...
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".
Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....
Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Выступление на семинарИнновационные технологии экологического образования дошкольников ...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДО»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации ФГОС ДО»...