Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
консультация
Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в практической деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
Нейштатова О.В
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в практической деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач.
Что такое ТРИЗ?
Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель –
фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер –
создал две очень интересные и весьма эффективные теории –
Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ).
Основная задача ТРИЗ – это решение широкого круга творческих задач в любых областях человеческой деятельности, для этого ТРИЗ использует более 1000 методов, приёмов и алгоритмов активизации мышления, и, самое главное, использует законы развития Социальных систем и компьютеризацию процесса выработки решений. Иными словами, ТРИЗ.
Основная цель ТРТЛ – развитие качеств творческой личности, выбор достойной цели и вообще, полная реализация человека, как творческой личности. Эти две теории заставили по новому посмотреть сначала на создание технических систем, а потом и вообще на любые системы, в том числе и на систему образования. Так появилось направление ТРИЗ - педагогика или в более широком смысле ТРИЗ - образование, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ. Из главных целей образования – воспитательной, обучающей и развивающей, ТРИЗ - образование блестяще выполняет развивающую, интеллектуальную. А развитый интеллект сам решит функцию обучающую, познавательную. Что касается самой главной цели образования – воспитательной, то творчество несёт большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека.
ТРИЗ
В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивать их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ. Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру образовательной деятельности, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность. ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется так же в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определёнными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени –дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одарённых гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей неограничен «глубоким жизненным опытом» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ, первоначально адресованная инженерно–техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов–практиков. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ - технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрёжки. Именно поэтому мы применяем в образовательной и свободной деятельности.
Технология ТРИЗ для дошкольников – это коллективные игры и занятия. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Методы ТРИЗ
Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это даёт возможность выявить новые, до сих пор не известные начинающему исследователю черты какого–либо объекта или системы в целом.
Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это :
- Метод маленьких человечков - для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не касаются друг друга, жидкости –держатся за руки, а твёрдых веществ –крепко сцеплены и руками и ногами.
- Метод фокальных объектов - исходному объекту приписываются свойства изначально ему неприсущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
- Системный оператор - для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
- Ресурсы -вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это даёт возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя – изобретателя.
- Противоречия - любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять её полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
- Фантазирование - через объединение частей целого (например, конь и человек–это кентавр, уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.
Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное –эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребёнка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов детского сада " ТРИЗ технологии в дошкольном образовании".
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ " ТРИЗ технологии в дошкольном образовании". Цель семинараСоздание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и ...
ТРИЗ технология в дошкольном образовании
Материал подобран в целях ознакомления воспитателей с теория решения изобретательских задач....
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ технологии?»...
Консультация для родителей "Что такое ТРИЗ-технологии?"
Консультация направлена на ознакомление родителей с понятием ТРИЗ-технологии....
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ — технология в дошкольном образовании»...
Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ - технологии?» (Сам.обр)
Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. В 1987 году её начали...
Консультация для родителей: "Что такое Триз-Технология?"
Технология ТРИЗ для дошкольников — это коллективные игры и занятия. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия....