Роль логопеда в социализации детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
статья (подготовительная группа)

Казакова Юлия Владимировна

В статье представлены варианты речевых игровых упражнений, которые учитель-логопед использует в рамках клубных часов по методике «Эффективной социализации Н.П.Гришаевой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_sotsializatsii.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Из опыта-работы

учителя-логопеда Казаковой Ю.В.

Роль логопеда в социализации детей с речевыми нарушениями                             в дошкольном возрасте.

    В настоящий момент количество  дошкольников с нарушениями речи растёт в геометрической прогрессии. У детей, посещающих группы общеразвивающей направленности выявляются нарушения речи различной этиологии и степени проявления от лёгкой до средней тяжести (минимальные дизартрические нарушения, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи). Этих детей можно отнести к группе социального риска. Дети с речевой патологией ощущают на себе проблемы коммуникации с нормально-развивающимися сверстниками и взрослыми. У детей с речевой патологией наблюдаются следующие проявления, мешающие полноценной коммуникации: 1) недостаточная инициативность в общении, 2) имеются затруднения в выражении своих мыслей из-за ограниченного словарного запаса, недостатков грамматического строя речи и трудностей речевого программирования, 3) неуверенность в себе, пассивность в ведении диалога из-за ненормированного звукопроизношения.

    Для полноценной социализации детей с речевой патологией на уровне дошкольной ступени образования учителем –логопедом должна проводиться коррекционная работа по исправлению речи в следующих направлениях : 1)развитие неречевых процессов; 2) коррекция звукопроизношения; 3) развитие фонематического анализа и синтеза; 4) коррекция лексико-грамматического строя речи; 5) развитие связной речи и рефлексивный анализ; 6) консультативно-просветительская работа для воспитателей, других специалистов и родителей воспитанников, имеющих нарушения речи.

    Проводя работу по коррекции речи, логопед использует различный вербальный и невербальный материал. Выполнение части этих заданий расширяет круг знаний детей о жизни в обществе, нормах поведения людей и позволяет в разных игровых ситуациях «примерить» на себя новые социальные роли.

Варианты речевых игровых упражнений,

которые учитель-логопед использует в рамках клубных часов по методике «Эффективной социализации Н.П.Гришаевой»

Ситуация месяца

Содержание деятельности

Оборудование

«Мой детский сад»

Речевой этикет. Как мы говорим друг с другом                     (беседа).

Сказка «Утренние разговоры»

Знакомство с профессиями работников ДО и их обязанностями

Сюжетные картинки «Детский сад»

Обращение. Развитие умения найти нужную форму обращения ( бесе-да).

Сказка «Приключения Попугая»

« Мой город Москва»

Знакомство с достопримечательностями Москвы

Мемори                                    «Достопримечательности Москвы»

Дети-волонтёры (работа с детьми подготовительной группы: разработка алгоритма сбора на прогулку для детей младших групп)

Предметные картинки по теме: «Одежда», « Посу-да»

Составление рассказа «Путешествие по Москве»

Предметные картинки « Достопримечательности Москвы»

« Я – житель Земного шара»

Беседы по содержанию сказок разных народов Земли

Иллюстрации к сказкам

Развитие пространственных представлений и мыслительных операций. Умения работать в команде.

Головоломки «Монгольская игра», «Танграм»

Уточнение и расширение знаний о животном мире жарких и холодных стран.

Лото « Животные жарких и холодных стран»

«Новый год. Волшебные подарки»

Расширение и обогащение знаний о традициях празднования Нового года в России.

Презентация: «Традиции празднования Нового года в России»

Закрепление умения детей пересказывать рассказ по цепочке.

Серия сюжетных картинок «Новый год в лесу»

Закрепление умения детей вести диалог и соблюдать правила игры.

Мемори «Новогодние игрушки»

«Мальчики и девочки»

Развитие мелкой моторики.

Девочкам – шнуровки и мозаика, мальчикам - палочки Кюизинера

Правила этикета в общественных местах. Поведение мальчиков и девочек                     (беседа).

Сюжетные картинки «Кафе», «Театр».

Разработка алгоритма действий для выполнения определённого вида работы.

Дидактические игры « Почини игрушку» и «Свари суп»

«Моя семья. Мои корни»

Расширение и обогащение знаний о традициях в разных семьях.

Сюжетные картинки по теме: «Моя семья»

Распределение членов семьи по признаку возраста, уточнение понимания внутрисемейных связей     ( брат, сын, дочь, отец и т.д.)

Дидактическая игра «Моя семья»

Закрепление умения детей составлять рассказ по цепочке.

Серия сюжетных картинок « Праздник в моей семье»

« Я – часть вселенной»

Расширение и обогащение знаний о космосе.

Предметные картинки по теме «Космос». Игра-  ходилка с кубиком и фишками« Космос»

Составление предложений о поведении людей по отношению к природе, что ей во благо, а что во вред.

Викторина « Я – часть вселенной»

«Мы живём в  России»

Знакомство с историей русского национального костюма. Составление описательного рассказа о русской красавице.

Картинно-графический план для описательного рассказа русского  костюма. Предметные картинки с изображением мужчин и женщин в русских  народных костюмах.

Расширение и обогащение знаний о городах-героях России.

Графические задания по теме «Города»

Парад Победы. Выполнение заданий по сценарию «Зарницы»

Игра «Зарница»

Список используемой литературы:

  1. Глухов В.П. « Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи» - М: Альфа, 1996.
  2. Вахрушев А.А., Е.Е. Кочемасова, Акимова Ю.А. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации. – М: «Баласс», 1999.
  3. Шарова И.И. « Развиваем речь, или Маленький оратор» - Ростов н/Д: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста

Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...

Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.

В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда  с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы  и методы работы с родителями...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с р...

Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам  к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В с...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...