Роль логопеда в социализации детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
статья (подготовительная группа)
В статье представлены варианты речевых игровых упражнений, которые учитель-логопед использует в рамках клубных часов по методике «Эффективной социализации Н.П.Гришаевой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_sotsializatsii.docx | 19.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта-работы
учителя-логопеда Казаковой Ю.В.
Роль логопеда в социализации детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте.
В настоящий момент количество дошкольников с нарушениями речи растёт в геометрической прогрессии. У детей, посещающих группы общеразвивающей направленности выявляются нарушения речи различной этиологии и степени проявления от лёгкой до средней тяжести (минимальные дизартрические нарушения, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи). Этих детей можно отнести к группе социального риска. Дети с речевой патологией ощущают на себе проблемы коммуникации с нормально-развивающимися сверстниками и взрослыми. У детей с речевой патологией наблюдаются следующие проявления, мешающие полноценной коммуникации: 1) недостаточная инициативность в общении, 2) имеются затруднения в выражении своих мыслей из-за ограниченного словарного запаса, недостатков грамматического строя речи и трудностей речевого программирования, 3) неуверенность в себе, пассивность в ведении диалога из-за ненормированного звукопроизношения.
Для полноценной социализации детей с речевой патологией на уровне дошкольной ступени образования учителем –логопедом должна проводиться коррекционная работа по исправлению речи в следующих направлениях : 1)развитие неречевых процессов; 2) коррекция звукопроизношения; 3) развитие фонематического анализа и синтеза; 4) коррекция лексико-грамматического строя речи; 5) развитие связной речи и рефлексивный анализ; 6) консультативно-просветительская работа для воспитателей, других специалистов и родителей воспитанников, имеющих нарушения речи.
Проводя работу по коррекции речи, логопед использует различный вербальный и невербальный материал. Выполнение части этих заданий расширяет круг знаний детей о жизни в обществе, нормах поведения людей и позволяет в разных игровых ситуациях «примерить» на себя новые социальные роли.
Варианты речевых игровых упражнений,
которые учитель-логопед использует в рамках клубных часов по методике «Эффективной социализации Н.П.Гришаевой»
Ситуация месяца | Содержание деятельности | Оборудование |
«Мой детский сад» | Речевой этикет. Как мы говорим друг с другом (беседа). | Сказка «Утренние разговоры» |
Знакомство с профессиями работников ДО и их обязанностями | Сюжетные картинки «Детский сад» | |
Обращение. Развитие умения найти нужную форму обращения ( бесе-да). | Сказка «Приключения Попугая» | |
« Мой город Москва» | Знакомство с достопримечательностями Москвы | Мемори «Достопримечательности Москвы» |
Дети-волонтёры (работа с детьми подготовительной группы: разработка алгоритма сбора на прогулку для детей младших групп) | Предметные картинки по теме: «Одежда», « Посу-да» | |
Составление рассказа «Путешествие по Москве» | Предметные картинки « Достопримечательности Москвы» | |
« Я – житель Земного шара» | Беседы по содержанию сказок разных народов Земли | Иллюстрации к сказкам |
Развитие пространственных представлений и мыслительных операций. Умения работать в команде. | Головоломки «Монгольская игра», «Танграм» | |
Уточнение и расширение знаний о животном мире жарких и холодных стран. | Лото « Животные жарких и холодных стран» | |
«Новый год. Волшебные подарки» | Расширение и обогащение знаний о традициях празднования Нового года в России. | Презентация: «Традиции празднования Нового года в России» |
Закрепление умения детей пересказывать рассказ по цепочке. | Серия сюжетных картинок «Новый год в лесу» | |
Закрепление умения детей вести диалог и соблюдать правила игры. | Мемори «Новогодние игрушки» | |
«Мальчики и девочки» | Развитие мелкой моторики. | Девочкам – шнуровки и мозаика, мальчикам - палочки Кюизинера |
Правила этикета в общественных местах. Поведение мальчиков и девочек (беседа). | Сюжетные картинки «Кафе», «Театр». | |
Разработка алгоритма действий для выполнения определённого вида работы. | Дидактические игры « Почини игрушку» и «Свари суп» | |
«Моя семья. Мои корни» | Расширение и обогащение знаний о традициях в разных семьях. | Сюжетные картинки по теме: «Моя семья» |
Распределение членов семьи по признаку возраста, уточнение понимания внутрисемейных связей ( брат, сын, дочь, отец и т.д.) | Дидактическая игра «Моя семья» | |
Закрепление умения детей составлять рассказ по цепочке. | Серия сюжетных картинок « Праздник в моей семье» | |
« Я – часть вселенной» | Расширение и обогащение знаний о космосе. | Предметные картинки по теме «Космос». Игра- ходилка с кубиком и фишками« Космос» |
Составление предложений о поведении людей по отношению к природе, что ей во благо, а что во вред. | Викторина « Я – часть вселенной» | |
«Мы живём в России» | Знакомство с историей русского национального костюма. Составление описательного рассказа о русской красавице. | Картинно-графический план для описательного рассказа русского костюма. Предметные картинки с изображением мужчин и женщин в русских народных костюмах. |
Расширение и обогащение знаний о городах-героях России. | Графические задания по теме «Города» | |
Парад Победы. Выполнение заданий по сценарию «Зарницы» | Игра «Зарница» |
Список используемой литературы:
- Глухов В.П. « Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи» - М: Альфа, 1996.
- Вахрушев А.А., Е.Е. Кочемасова, Акимова Ю.А. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации. – М: «Баласс», 1999.
- Шарова И.И. « Развиваем речь, или Маленький оратор» - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста
Данная разработка представляет собой интегрированную образовательную деятельность по физическому развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста. О...
Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.
В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы и методы работы с родителями...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с р...
Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В с...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...