Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
статья по коррекционной педагогике
Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В связи с этим, организация взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников с целью создания единого образовательного пространства детский сад – семья, сейчас особенно актуальны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istomina_n.s._statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы.
Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В связи с этим, организация взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников с целью создания единого образовательного пространства детский сад – семья, сейчас особенно актуальны.
На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Повышение результативности обучения возможно только при наличии целенаправленной, систематически спланированной комплексной работе учителя-логопеда и при осознанном и заинтересованном включении родителей в логопедическую работу.
Практический опыт работы показывает, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Вовлечение родителей в образовательный процесс требует новых форм работы с родителями, так как повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, возникла необходимость разработать методический проект по реализации модели взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с речевыми нарушениями в процессе коррекционной работы, призванного решить ряд задач.
Среди них – привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ, пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении развивающей и коррекционной работы.
Реализация данного проекта позволяет достигнуть следующих результатов:
- Повышение уровня компетентности родителей в решении речевых проблем ребёнка.
- Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию игр и упражнений и развивающей среды, рекомендуемых учителем- логопедом.
- Родители смогут самостоятельно проводить с ребенком занятия по закреплению умений и знаний, полученных на логопедических занятиях.
- Уменьшение количества детей с низким уровнем речевого развития.
- Снизить сроки коррекции звукопроизношения.
В разработке и реализации данного проекта задействованы все участники педагогического процесса: педагоги, родители, воспитанники.
Подготовительный этап реализации проекта включает решение следующих задач:
1. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития речи у детей и формы роботы с родителями; систематизировать материал.
2. Подготовить план мероприятий, методы и формы работы с родителями, подобрать комплекс упражнений, заданий, дидактических материалов, для оказания помощи родителям в выполнении рекомендаций логопеда в домашних условиях.
3. Разработать анкету для родителей по изучению степени их осведомленности о речевых проблемах ребёнка, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем.
4. Определить уровень компетентности родителей по вопросам развития, профилактики и коррекции речи.
На основном этапе реализуются следующие задачи:
1. Начать работу по разработанному плану мероприятий и обеспечить его педагогическое сопровождение.
2. Познакомить родителей с результатами диагностики ребенка, обсудить индивидуальный маршрут коррекции (индивидуальное консультирование, прослушивание аудиозаписи речи ребенка).
3. Актуализировать в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные консультации, беседы, семинары, проводимые педагогами ДОУ (логопедами, воспитателями, психологом и др.).
4. Познакомить родителей с методами и формами логопедической коррекции доступными для выполнения в домашних условиях.
5. Анализировать трудности, с которыми сталкиваются родители при выполнении коррекционной работы. Результатом этого станет индивидуальное консультирование родителей по интересующим вопросам.
Задача контрольно-итогового (оценочного) этапа - осуществить мониторинг эффективности применения комплекса мероприятий.
Он включает в себя сбор и обработку диагностических материалов, соотнесение прогнозируемых и полученных результатов. Планируется провести повторное анкетирование родителей по выяснению уровня компетентности по вопросам речевого воспитания и обучения. Измерительными средствами также станут собеседование с детьми, учет активности родителей.
Для достижения цели и реализации задач была разработана модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями воспитанников. В ней выделены следующие направления:
- Индивидуальные консультации и беседы по выполнению различных упражнений на развитие речевой моторики, правильного дыхания, мелкой моторики. А так же рекомендации по автоматизации звуков, наполнению словаря, развитию грамматического строя речи, фонематического восприятия и т.д.
- Фронтальные занятия по формированию звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте.
- Рекомендации для занятий в семье, по развитию речевой моторики, закрепление понятия и представления о звуках, развитию навыков звукового анализа и синтеза слов, введению вызванных звуков в речь.
Таким образом, внедрение в коррекционно-образовательный процесс дошкольного учреждения данного проекта позволяет достигнуть следующих результатов:
- Решение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители вовлечены в образовательный процесс, не отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. владеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолевают возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
- Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Возникло понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.
Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....
Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....
Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.
Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы.
Аннотация: коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности по...