Самообразование «Добро пожаловать в экологию»
материал (подготовительная группа)

Ярош Зоя Николаевна

Индивидуальный план – дневник по самообразованию   воспитателя

Тема: «Добро пожаловать в экологию»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz._17-18g.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад пос. им. К. Маркса»

саратовской области

Обсуждено на совете педагогов

Протокол №___ от 30.08.2017г.

Старший воспитатель

_______________

Индивидуальный план – дневник по самообразованию

воспитателя

Тема: «Добро пожаловать в экологию»

Фамилия, имя, отчество: Ярош  Зоя   Николаевна

Специальность, образование  воспитатель, среднее

Стаж работы в ДОУ       26 лет

Квалификационная категория  первая

Дата последней аттестации  30.03.2018 г.

Награды

Единая методическая проблема ДОУ       

« Обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней; расширять кругозор детей ; развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.»

1. Непосредственная образовательная деятельность педагога с детьми

Содержание работы

Время выполнения

Цель

НОД

Тема: «Земля - кормилица»

Сентябрь

 Расширять представления детей о природном объекте – земля. Продолжать знакомить с различными видами почв. Рассказать о плодородных почвах нашего посёлка. Воспитывать любовь к земле, желание трудиться на ней.

НОД

Тема: «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы»

Ноябрь

Закреплять знания детей о фруктах, овощах, злаковых культурах. Формировать умение объединять плоды по сходному признаку и находить различия ( у злаков). Познакомить с технологиями заготовки плодов на зиму; изготовления хлеба

НОД

 Тема: «Воздушный океан»

.

Март

 Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; о природном явлении «ветер»,причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека. Развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям. Формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию

2. Методическая работа (планирование работы педагога: работа с программами, дидактическими материалами, проведение открытых мероприятий и т.д.)

Содержание работы

Время выполнения

Отметки о выполнении

О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Сентябрь-октябрь

Изучение материала

(литература по теме самообразования)

Г.П.Тугушева,  А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Декабрь

Изучение материала

(литература по теме самообразования)

О.А.Скоролупова  «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ»  

Январь - Февраль

Изучение материала

(литература по теме самообразования)

Л. В. Колпакова "Экологическое воспитание" Саратов 2003

Март-

Апрель

Изучение материала

(литература по теме самообразования)

Обобщение своего  опыта

Май

Выступление на педсовете

3. Опытно –экспериментальная работа:

Содержание работы

Время выполнения

Отметки о выполнении

Наблюдения и опыт «Откуда берётся вода?»

Сентябрь-октябрь

Познакомили с процессом конденсации.

 Экспериментирование «Почему не тонут корабли?»

Ноябрь-декабрь

Уточнили  и расширили знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов,

Наблюдения и опыты «Почему всё падает на землю?»

Январь-февраль

Уточнили  и расширили знания детей с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.

 Беседа    «Как сберечь воду»

Рисование для конкурса «Земля наш общий дом»

Март-апрель

Научили  детей непросто закрывать за собой кран, но и понимать, для чего это нужно . Донесли  до него необходимость сохранить водное пространство. Приобщили  детей к рациональному использованию воды.

Подвести к пониманию что Земля наш общий дом

Наблюдение  за одуванчиком  , березой.

май

Закрепили  знания детей о растениях , растущих на участке

 Экспериментирование «Тонет – плавает»

  Показали   детям, что металл тонет в воде, а дерево нет.

Чтение художественной литературы: Сутеева ,В. Бианки и  М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка.

Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги эти книги

4. Свободная деятельность детей:

Содержание работы

Время выполнения

Отметки о выполнении

"Экологические игры и упражнения «Я знаю…» «Птицы, рыбы, звери» «Угадай, что в руке»«Летает, плавает, бегает»

Март-май

Дети проявляли познавательный интерес к природе, наблюдательность и желание играть ,отвечать , помогать друг другу.

Дид.игры «Кто дружит с деревом?»  «Волшебный круг»

«Чудо-дерево». «Лесные жители»

Декабрь-февраль

Дети самостоятельно называли животных которые дружат с деревом, лесных жителей

Подв. Игры  «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ручеёк»

Сентябрь-ноябрь

Дети самостоятельно организовывали уже ранее знакомые игры , запоминали правила новых игр.

5. Повышение квалификации (институт или факукльтет  повышения квалификации, курсы, освоение новых технологий)

Форма

Время выполнения

Отметка о выполнении

Посещение стажеровочной площадки «Развивающие игры В.В.Воскобовича

Октябрь 2017г-май 2018г

Обмен опытом Знакомство с различными развивающими играми ,правилами использования их в работе с детьми

6. Результаты работы за год  (заполняется каждый квартал)

Уровень

Iквартал

IIквартал

IIIквартал

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

сформирован

0

0

18 детей

78,2  %

частично сформирован

17 детей

77,3%

5 детей

–  21,7%

не сформирован

5 детей

22,7%

0

0

8. Участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах за учебный год:

В КВНах " Математическом", " Путешествие в мир  сказок", " Путешествие в Космос", участвовали в спортивном  соревновании на муниципальном уровне, которое  проводилось в ноябре  с  участием воспитанников подготовительной   к школе группе поселка "Заветы Ильича" в котором  дети  группы №3 и№6  заняли первое место. Воспитанница группы  Феллер Аня принимала участие в муниципальном   конкурсе: «Красота Божьего мира» (Декламация) - заняла первое место .

Отчёт по самообразованию по теме 

«Добро пожаловать в экологию»

 

  

Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить?

    Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить!

                              Мы хотим, чтоб земля расцветала  И росли, как цветы, малыши,

                              Чтоб для них экология стала  Не наукой, а частью души!

 

     В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

     Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.

     Целью экологического воспитания в моей работе с дошкольниками является  формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

     Задачи:

Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

 Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

     Пути реализации:

 Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.

 Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.  Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

 Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

  Дата начала работы над темой: сентябрь 2017год

  Дата окончания работы над темой: май 2018 года

     Предполагаемый результат: - повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

     В результате проделанной работы:  у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;  сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

 дети получают практические знания по охране природы;

 развиваются речевые навыки детей;

•дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

     Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.

     Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.

 При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

     Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Помогают в работе демонстрационный материал С.Н. Вохринцевой , О.А.Скоролуповой  «Тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в ДОУ» Л. В. Колпаковой "Экологическое воспитание" , Г. П. Тугушевой ,  А.Е.Чистякоой «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» конспекты О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»и других авторов.

     Для повышения качества своей работы включаю здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

     Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому мною активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.  

     Информационно-коммуникационные технологии

Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.

Была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: «Земля - кормилица» «Дары Земли – матушки и Осени – красавицы» «Воздушный океан»

2. Экспериментирование «Почему не тонут корабли?»

3. Наблюдения и опыты «Почему всё падает на землю?»

4. Экспериментирование «Тонет – плавает»

5.  Беседа    «Как сберечь воду»

 6. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли) 20-21 марта

7"Экологические игры и упражнения «Я знаю…» «Птицы, рыбы, звери» «Угадай, что в руке»«Летает, плавает, бегает»

8. Дид.игры «Кто дружит с деревом?»  «Волшебный круг»

«Чудо-дерево». «Лесные жители»

9. Подв. Игры  «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух», «Ручеёк»13.

 Работа с родителями:

 Консультации  "Прогулка в Природу"«О чем говорят растения»

«Зелёный мир на окне» «Человек и природа»

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

     Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Анализируя результаты проведенной деятельности, можно сделать вывод:  Обогатились  у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней; расширился  кругозор детей ; развились  у детей эмоционально-чувственная  сфера и желание помогать природе.» У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного

Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом: Развивайте, играйте, творите!

Пусть для нас будет правилом: «Сегодня не получилось - обязательно получится завтра,  Надо только захотеть! »

     Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в экологию!

Привлекая детей к тесному общению с природой, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрас...

"Добро пожаловать в экологию" - ОСЕНЬ

Данная информация может быть оформлена, как осенний выпуск экологической газеты для родителей «Добро пожаловать в экологию!», которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохр...

"Добро пожаловать в экологию" - ЗИМА

Даннный материал представляет собой подборку статей, которые могут быть использованы для оформления стенда, или ежемесячной гаеты для родителей  в разднвалке в холле детского сада. Вся информация...

Рабочая программа. Кружок «Добро пожаловать в экологию».

Муниципальное дошкольное образовательное...

"Добро пожаловать в экологию"

Воспитывать бережное отношение к природе....

Проект по экологии в старшей группе "Добро пожаловать в экологию"

Аналитическое обоснование Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается э...