Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
статья
В статье рассматриваются особенности формирования количественных, сенсорных, временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Спитан Юлия Александровна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга (ГБДОУ д/с №5).
Формирование элементарных математических представлений является одним из направлений работы учителя-дефектолога ГБДОУ д/с № 5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга с детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью).
Благодаря систематической работе в данном направлении формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные, мнемические и другие компоненты общих и специальных навыков. В процессе обучения происходит целостное, прогрессирующее изменение личности, расширяются возможности дальнейшего усвоения нового, более сложного материала, создаются резервы обучения. [1]
Основной целью работы является усвоение математических знаний, умений, навыков.
Основные задачи работы:
- Формирование сенсорных представлений (представлений о цвете, форме, величине).
- Формирование количественных представлений (навыков счета, сравнения множеств, знания цифр, состава числа, решения арифметических задач).
- Формирование временных представлений (представлений о частях суток, временах года, днях недели).
- Формирование пространственных представлений (ориентировки в схеме тела, окружающем пространстве, на плоскости листа).
Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер, включает двигательные расстройства, которые различаются по происхождению и проявлениям (детские церебральные параличи, последствия полиомиелита, прогрессирующие нервно-мышечные заболевания, врожденные или приобретенные недоразвитие или деформация опорно-двигательного аппарата). [2] При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. [3] Учитель-дефектолог проводит коррекционно-образовательную работу с детьми, у которых НОДА сочетается с задержкой психического развития (ЗПР), интеллектуальной недостаточностью.
Сенсорное развитие детей происходит в процессе активной предметно-практической деятельности. У детей с НОДА отмечается дефицит двигательного опыта, ограниченность предметно-практической деятельности, перцептивные действия и образы восприятия формируются в более замедленном темпе. Дети испытывают трудности в передаче величины предметов, с трудом различают и называют оттеночные цвета. Недостаточность объемных представлений приводит к формированию неточных и искаженных представлений о форме предмета, целостного представления о предмете. Необходимо развивать восприятие цвета формы, величины, обогащать сенсорно-перцептивный опыт. Наш опыт работы показал, что при формировании представлений о цвете целесообразно выбирать и группировать предметы по цвету, соотносить карточку с изображением цвета и предмет соответствующего цвета, передавать цвет предмета в продуктивной деятельности, расширять словарь детей за счет названий цветов и их оттенков. Далее полученный опыт закрепляется в настольно-печатных играх. При ознакомлении детей с геометрическими фигурами должна быть опора на двигательно-кинестетический анализатор. Дети исследуют фигуру на ощупь, идет опора не только на тактильный, но и на зрительный анализатор, обводят фигуру пальцем, рисуют в воздухе, обводят по трафарету, по точкам, ощупывают выпуклые фигуры, происходит группировка по форме. Большое значение оказывают игры-вкладыши, составление фигур из частей, выбор фигур на ощупь. Воспитанники соотносят геометрические фигуры с предметами окружающего мира, предметными картинками. Формирование представлений о величине также проводится в игровой форме с объемными предметами, затем происходит закрепление материала в настольно-печатных играх. Происходит сравнение предметов по величине путем практических проб, подбор одинаковых по величине предметов, построение ряда по величине, включение в ряд. Целесообразно использование дидактических игрушек «Матрешка», «Пирамидка», «Стаканчики» и др., использование объемного строительного материала, «материала Монтессори».
Формирование количественных представлений у дошкольников с НОДА также имеет ряд особенностей. У многих воспитанников наблюдаются трудности при освоении счета. Дети испытывают затруднения, связанные с пространственным восприятием множества объектов, нарушением восприятия целостности объектов, недостаточным развитием мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Необходимо введение двигательно-осязательного элемента не только при отсчитывании, но и при пересчете предметов. При опоре на двигательный, осязательный и зрительный анализаторы происходит более успешное овладение пересчетом линейно-расположенных предметов. От действий с реальными предметами происходит переход к плоскостному счетному материалу, материалу расположенному в хаотичном порядке, пересчету предметов на картинке. Сравнение множеств также проводится на предметном, затем на счетном и абстрактном материале, путем наложения, приложения предметов с постепенным переходом во внутренний план. У многих воспитанников затруднено правильное восприятие и запоминание цифры. Дети могут переворачивать цифры, располагать зеркально. Целесообразно при изучении цифр опираться на тактильный анализатор, рассматривать пространственное расположение элементов цифр, обозначая словом, выкладывать цифры из счетных палочек, накладывая на образец, затем по подражанию действиям взрослого, вводить каждую новую цифру в числовой ряд, включать цифру в ряд. Для закрепления правильного расположения цифр в пространстве используются цифры, вырезанные из картона, цифры-бусы, обводка цифр по трафарету. При формировании представлений о составе числа ребенок подбирает несколько вариантов состава числа из предложенного материала с последующим пересчетом к определенной цифре. Затем следует изучение всех вариантов состава данного числа. Закрепление материала проводится в дидактических играх, где необходимо дополнить предметы, впоследствии счетный материал, до нужного количества. Для обучения решению арифметических задач необходимо использовать задачи-драматизации.
Задачи-драматизации дают возможность педагогу показать ход решения задачи, а детям проводить определенные действия с предметами из ближайшей окружающей ребенка действительности. Для данной работы используется различный наглядный материал, с помощью которого создается реальная ситуация задачи. [5] Задачи-драматизации привлекательны для детей по форме и содержанию. Они удовлетворяют потребность в перевоплощении, стимулируют ролевое поведение детей, вызывают яркий эмоциональный отклик. [1] Далее дети учатся решать задачи на счетном материале с открытым, закрытым результатом, по представлению.
Недоразвитие пространственного восприятия наблюдается у детей со всеми формами двигательной недостаточности. [4] Ориентировка в схеме тела затруднена. Дети учатся показывать части тела перед зеркалом, на взрослом, затем на игрушке, картинке. При формировании представлений о правой и левой стороне тела часто используются специальные метки. Ориентировка в окружающем пространстве развивается в игре, дети учатся выполнять задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия по подражанию, словесной инструкции. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в ходе игр с предметами, перемещении в пространстве. Проводится работа по формированию предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Значительная роль здесь отводится конструированию из объемного материала, геометрических фигур, счетных палочек. Развитие ориентировки на листе включает упражнения на выкладывание картинок, геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, а также происходит в процессе работы по формированию графомоторных навыков.
Формирование временных представлений в дошкольном возрасте связано с системой привычных действий, в частности режимных моментов. Дети наблюдают за сезонными изменениями, их последовательностью в природе. В связи с ограничением двигательного опыта у дошкольников с НОДА возникают трудности при формировании временных представлений. Представления о частях суток формируются с использованием фотографий, картинок с изображением режимных моментов, деятельности детей утром, днем, вечером и ночью. Картинки рассматриваются, проигрываются на игровом материале, устанавливается последовательность частей суток. Знакомство с временами года происходит с акцентированием внимания ребенка на их контрастность. Проводятся наблюдения за сезонными изменениям, изменениями в одежде и играх детей на прогулке, рассматриваются ассоциативные предметы, соответствующие данному времени года, изучается природный материал, проводятся опыты. Целесообразно использование настольно-печатных игр, в которых признаки времени года соотносятся с пейзажной картинкой, определение времен года по картинкам, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, изготовление календаря в виде часов, где каждое время года представлено своим цветом. Дни недели также связывают с деятельностью детей, составляют календарь из листков разного цвета, устанавливают последовательность.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей. При условии определенного подхода у детей наблюдается положительная динамика в формировании сенсорных, количественных, временных и пространственных представлений.
Список литературы:
- Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)», СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, изд-во «Союз», 2002.
- Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. «Основы специальной психологии», М., Издательский центр «Академия», 2010.
- Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», М., Издательский центр «Академия», 2001.
- Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии». СПб, Речь, 2006.
- «Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия». Сост. Баряева Л.Б., Зарин А.П., Ложко Е.Л., СПб, ЛОИУУ, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха
Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепление числа и цифры 7, знаков «<», «>», «=»; упражнение в решении примеров на сложение и вычитание.Коррекционно-развивающая: Развитие слухового в...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта
В работе расрывается методика формирования элементарых математических представлений у детей с нарушением интеллекта...
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа...
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа «Собираем урожай»
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, старшая группа...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа Тема: «Лиса и зайцы»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха, подготовительная группа...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с нарушением слуха старшая группа Тема: «Маша и медведь»
Конспект занятия по ФЭМП для детей с нарушением слуха....