Непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной к школе группе (7 год жизни воспитанников) «Авиариум»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия для подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yurchenko_e.v._attestatsionnoe_zadanie.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание №2.1
Организация НОД
Выполнила:
Юрченко Екатерина Владимировна, воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад «Журавушка»,
Сургутский район
Пояснительная записка
Непосредственно образовательная деятельность (далее по тексту НОД) для детей подготовительной к школе группы составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования учреждения, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и основной образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, комплексно-тематическим планированием ДОУ на учебный год.
НОД проводилась в подготовительной к школе группе, с подгруппой состоящей из 15 детей 6-7 лет.
В группе отмечена спокойная, доброжелательная атмосфера, положительный психологический настрой на деятельность, дети активны в решении поставленных задач, сохраняется интерес и внимание детей к деятельности на протяжении всего занятия. НОД.
Представленный сценарий является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий педагога и детей);
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности.
Вид непосредственно-образовательной деятельности – интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Форма проведения: познавательно-исследовательская деятельность через художественно-эстетическое развитие.
Главная цель непосредственно образовательной деятельности - систематизировать знания детей о птичьем мире Югры средствами художественно-эстетического воспитания.
Интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Длительность непосредственно образовательной деятельности соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: слушание музыки с птичьими голосами - сидя на ковре, создание проблемной ситуации, рассматривание слайдов – сидя за столами, дидактическая игра проводится у интерактивной доски, динамическая пауза на ковре, самостоятельная деятельность детей – работа с набором «Авиарий Югры» за столом. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволяют избежать утомляемости детей.
Непосредственно образовательная деятельность соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , СанПиН 2.4.1. 3049-13.
Задачи НОД:
Образовательные:
Дать первоначальные представления о птичьем мире Югры.
Формировать умение выделять выразительные средства в изобразительном искусстве (форма, цвет), использовать разнообразные композиционные решения.
Обогащать активный словарь детей (Югра, авиариум, перелетные, кочующие и оседлые птицы, композиция, пейзаж).
Развивающая:
Развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Воспитательная:
Воспитывать экологическую культуру.
Структура НОД определена, исходя из поставленных целей и задач, представлена 3 частями (этапами):
1. Организационный момент в форме беседы и восприятия музыкального произведения с птичьими трелями.
2. Основная часть: мотивационная часть к теме непосредственно образовательной деятельности в форме создания проблемной ситуации, актуализация в форме познавательно - исследовательской деятельности, динамическая пауза, основная деятельность в форме расширения имеющихся представлений и навыков.
3. Итог непосредственно образовательной деятельности в форме анализа работ детей.
Результативность: в процессе проведенного НОД дети справились с поставленной целью и задачами. Интеграция образовательных областей позволила разнообразить игровые приемы и заинтересовать детей различными заданиями. Методы и приемы, выбранные мной, соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту, использование игровых ситуаций в ходе всей непосредственно образовательной деятельности позволили добиться высокого уровня усвоения программных задач.
УМК разработан согласно стратегическим ориентирам образования в автономном округе, что проявляется в их направленности на развитие познавательных и художественных навыков.
Опираясь на теоретические основы всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, были использованы:
1. Н.В.Коломина – «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
6. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
7.Т.А.Шорыгина – «Зелёные сказки». М, 2003
Технологическая карта
непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию
в подготовительной к школе группе на тему «Авиариум Югры»
Тема | «Авиариум Югры» | ||||||||||
Цель НОД | Систематизировать знания детей о мире птиц Югры средствами художественно-эстетического воспитания. | ||||||||||
Задачи (какие целевые ориентиры формируются?) | Образовательные: Дать первоначальные представления о мире птиц Югры. Формировать умение выделять выразительные средства в изобразительном искусстве (форма, цвет), использовать разнообразные композиционные решения. Обогащать активный словарь детей (Югра, авиариум, перелетные, кочующие и оседлые птицы, композиция, пейзаж). Развивающая: Развивать умение взаимодействовать в коллективе сверстников. Воспитательная: Воспитывать экологическую культуру. | ||||||||||
Предварительная работа с воспитанниками и родителями | - Работа в экологическом уголке группы; - наблюдение в природе; - рассматривание иллюстраций с изображениями птиц Югры; - беседы; - чтение экологических сказок В. Степанова «Лесные сказки и загадки»; - заучивание стихотворений о птицах; - составление изображений из геометрических фигур в программе «Маленький творец» | ||||||||||
Форма организации НОД | Интегрированная | ||||||||||
Виды активной деятельности ребенка | Игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная. | ||||||||||
Используемые методы | Словесный, информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический. | ||||||||||
Используемые приёмы | Беседа, художественное слово, рассматривание, показ воспитателя, выполнение формообразующих движений рукой, самостоятельная деятельность детей. | ||||||||||
Словарная работа | Югра, перелетные, кочующие и оседлые птицы, композиция, жанр, пейзаж, авиариум. | ||||||||||
Индивидуальная работа (с кем? какая?) | Никита, Малика – совершенствовать умение детей при ответе на вопрос правильно составлять предложение. Ильнар, Ксюша – закреплять название птиц, обитающих в Югре. Максим, Эмилия – активизировать вопросами речь детей. | ||||||||||
Предполагаемый результат (образовательный продукт) | Коллаж из геометрических фигур на фоне Югорского пейзажа «Птицы Югры», краткий рассказ воспитанника о птицах Югры. | ||||||||||
Материально-техническое обеспечение | Фотографии с изображением природы, птиц Югры (слайды); Дидактическая игра ««Зимует – не зимует»», интерактивная доска, проектор и программа «Маленький творец» на базе фотошопа, набор «Авиариум Югры» на каждого ребенка | ||||||||||
Этап | 1.Организационный (3 минуты) | ||||||||||
Задачи этапа | Преобладающие виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат | |||||||
Собрать и сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность | Музыка Беседа | Установление зрительного, контакта | Коммуникация | Готовность детей к предстоящей деятельности, дети внимательны | |||||||
Ход: Звучит тихая приятная музыка и птичьи трели. Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц Югры и отгадать, каким птицам они принадлежат. Дети отгадывают название птиц при помощи наводящих вопросов педагога. Педагог проводит с детьми беседу «Перелетные, кочующие и оседлые птицы нашего родного края»; уточняет у детей название родного края и дает понятие «Югра»; раскрывает понятие слова авиариум - птичий двор, птичник; место в лесу, где водятся птицы | |||||||||||
Мотивация (1 минута) | |||||||||||
Задачи | Преобладающие виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат | |||||||
Вызвать у детей желание, интерес, побудить к предстоящей деятельности. | Создание проблемной ситуации. | Мотивирует детей к деятельности | Слушают | У детей появилось желание разгадать загадки, чтобы попасть в Царства растительного мира Югры. | |||||||
Воспитатель предлагает детям осуществить путешествие в авиариум Югры: «Ребята, предлагаю вам путешествие в царство птиц Югры, но чтобы туда попасть - нам необходимо отгадать загадки». | |||||||||||
Этап | 2. Основной | ||||||||||
Актуализация знаний (8 минут) | |||||||||||
Задачи этапа | Преобладающие виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат | |||||||
Актуализировать имеющиеся знания, представления у детей. | Чтение загадок, дидактическая игра | Чтение загадок, демонстрация слайдов, объяснение правил дидактической игры «Зимует – не зимует» | Отгадывают загадки, рассматривают слайды, выделяют характерные признаки птиц и классифицируют их по признаку «перелетные, кочующие или оседлые» | Уточнили и расширили представление о птицах Югры. Выделили характерные признаки птиц и классифицировали их (перелетные, кочующие, оседлые) Вспомнили и активизировали словарь по теме «Птицы Югры». | |||||||
Дети отгадывают загадки: | |||||||||||
Пробегает по дорожке На коротких тонких ножках. Часто хвостиком трясёт, И под крышею живёт. Комары её закуска. Это птичка — … (Трясогузка) | Клин летит курлыча к югу, Не желая встретить вьюгу. Облетая пол Земли, Вдаль несутся - … (Журавли) | Длинношеяя та птица Грациозна, как царица, Гладью водной проплывает, Чудно шею извивает. (Лебедь) | |||||||||
Воспитатель обобщает: «Это перелетные птицы, они зимуют далеко от мест гнездования, а весной возвращаются обратно. На зимовку птицы летят далеко не всегда на юг, но еще и на юго-запад или юго-восток, на запад, на восток, и даже на север. | |||||||||||
Я вчера гулял в пургу, Видел веточку в снегу, А на ветке красный шарик. Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) | Эти птички с хохолком И красивые притом, На рябину прилетели. Птички эти - … . (Свиристели) | Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут ... (Клестом) | |||||||||
-Это кочующие птицы, они совершают краткосрочные и недалекие перемещения из одной местности в другую в поисках корма, мест отдыха | |||||||||||
Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям. Мы голодною зимой С ним делиться будем, Просит серый озорник: «Дайте хлеба крошку! Я устал, чирик-чирик, И замерз немножко!» (Воробей) | Все ворует что блестит, Глаз её, за всем следит. На хвосте, приносит вести, Нрав болтливый, всем известен. На ветвях сидит высоко, А зовут её?… (Сорока) | Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели – вон он. Это – старый, мудрый… (Ворон) | Эти птицы на ночлег В голубой нырнули снег. И до самого рассвета В этом сказочном снегу Птицам снилось лето С голубикой на лугу. (Куропатки) | ||||||||
А это оседлые птицы - они придерживаются определенной небольшой территории и за пределы ее не перемещаются | |||||||||||
- педагог демонстрирует на интерактивной доске изображение с отгаданной птицей. Дети рассматривают слайд (изображение отгаданной птицы), выделяют характерные признаки птицы и определяют ее принадлежность к перелетным или оседлым птицам. Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Зимует – не зимует»: «Ребята, вы отгадали все загадки! Какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Зимует – не зимует ». Педагог делит детей на 2 команды, объясняет детям правила игры: капитаны команд встают у интерактивной доски, на которой включена программка «Маленький творец». В окне слева расположены изображения птиц, справа – изображение гнезда и облака. Дети должны выбрать из птиц только тех, которые обитают в Югре, и путем перетягивания «поместить» их в гнездо или на облако (в гнездо – оседлых и кочующих, на облако - перелетных. Команды активно принимают участие в выборе птиц, подсказывают капитанам. | |||||||||||
Динамическая пауза (1 минута) | |||||||||||
Задачи этапа | Преобладающие виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат |
Предупредить утомляемость, сменить вид деятельности. | Двигательная активность | Имитация жизни ростка | Выполнение движений | Дети получили эмоциональную и физическую разрядку, отдохнули | ||||
Физминутка «Скачет шустрая синица»: Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто) | ||||||||
Расширение имеющихся представлений и навыков (15 минут) | ||||||||
Задачи этапа | Преобладающие виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат | ||||
Обогащать активный словарь детей (композиция, пейзаж). Формировать умение использовать разнообразные композиционные решения. Развивать навыки умения взаимодействовать в коллективе сверстников | Беседа, показ, самостоятельная деятельность детей | Дает детям представление о таких понятиях, как пейзаж, композиция. Оказывает помощь в составлении рассказа | Слушают, наблюдают, работают самостоятельно | В речи используют понятия: композиция, могут объяснить значение слова пейзаж. При помощи набора «Авиариум Югры» и использования композиционных решений создали изображение птицы. Составили краткий рассказ о своей птице. Знают некоторые правила поведения на природе. | ||||
Воспитатель предлагает детям составить на фоне пейзажа изображение птицы, обитающей в Югре из геометрических фигур при помощи набора «Авиариум Югры». Дает детям представление о понятии «Пейзаж», что такое пейзаж? (Пейзаж – это «портрет» природы). Педагог демонстрирует способы составления картины (круг – это голова, красный треугольник – клюв и т.д.). В процессе демонстрации воспитатель дает понятие «композиция»: «Композиция в изобразительном искусстве очень важна. Композиция придает картине единство, объединяет гармонично все части картины, например, у птицы есть голова, шея, туловище, клюв, глаза, крылья, ноги, вместе они образуют форму птицы, которая представляет собой единое целое, дает ей содержание (мы видим, что нарисовано) и характер (яркая радостная картина или темная и мрачная)». | ||||||||
Воспитатель напоминает детям, что картина должна располагаться на всем рабочем пространстве. Закрепляет основные принципы составления композиции (ритм симметрия, целостность). Дети приступают к работе. На первом этапе дети придумывают сюжет картины. Обсуждают и советуются между собой. Договариваются, чтобы сюжет не повторялся. На втором этапе дети составляют изображение птицы с помощью набора «Авиарий Югры». Педагог при необходимости поправляет детей, помогает им. Дети рассказывают о содержании картины, о том, какую птичку изобразили, что она делает, какие геометрические фигуры они использовали, какого цвета. Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие замечательные картины у нас получились, замечательные птички, а ведь они состоят из фигур. В нашей природе очень много красивых чудесных птиц, и чтобы они не исчезли с нашей планеты, мы должны охранять родную природу: лес, луг, речку, и от нас зависит, будут ли расти деревья, травы и другие растения в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверушки, петь веселые песни птицы». Воспитатель спрашивает детей о правилах поведения на природе. (Можно ли, собирая ягоды и грибы, вырывать их с корнями, рвать редкие растения, разводить костер без взрослых, мусорить в лесу, раззорять гнезда птиц.) | ||||||||
Этап | 3. Заключительный | |||||||
Анализ проделанной работы (2 минуты) | ||||||||
Задачи этапа | Преобладающие виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат | ||||
Итог НОД. | Подвести итоги НОД, обобщить полученный ребёнком опыт, оценить деятельность детей. | Обсуждение Беседа Похвала словесная. | Подводит итоги НОД с разных позиций: качества усвоения детьми знаний, качества выполненной работы, эмоциональное состояние, обсуждение особенностей совместной работы | Высказывают своё мнение по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т.д. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса | |||
Воспитатель обращает внимание детей на эстетическое качество работ – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе, на удачно выбранные компоненты для картины. Также отмечает умение взаимодействовать в коллективе. Воспитатель с детьми создает мини-выставку из получившихся пейзажей в приемной группы в уголке для родителей. | ||||||||
Диагностический инструментарий для оценки качества проведения НОД | ||||||||
Показатель | Содержание дидактического задания | Критерии оценки | ||||||
Образовательная задача: Сформированы первоначальные представления о растительном мире Югры. | Дидактическая игра «Кузовок» |
| ||||||
Образовательная задача: Выделяет выразительные средства в изобразительном искусстве (форма, цвет), использует разнообразные композиционные решения. | Создание пейзажа |
| ||||||
Образовательная задача: Использует в своей речи слова: Югра, ягель, композиция, пейзаж | Словарная работа |
| ||||||
Развивающая задача: Развивать навыки взаимодействия в коллективе сверстников. | Создание проблемной ситуации |
| ||||||
Воспитательная задача: Знает правила поведения на природе | Дидактическая игра «Что нельзя делать на природе?» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.
Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...
"В гости к дедушке Корнею" конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Художественно-эстетического развития» в подготовительной к школе группе
Подведение итогов в изучении произведений К.И. Чуковского...
Непосредственная образовательная деятельность в области художественно-эстетического развития в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в музыкальную страну к принцессе Ассоль»
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (активное слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях), способности эмоционально откл...
Непосредственная образовательная деятельность по Образовательной области Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе Тема: «Павлово- посадские платки»
МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ...
План непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию детей подготовительной к школе группы. Тема: «Друзья для снеговика»
формирование умений у воспитанников создавать индивидуальную композицию....
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности «Котенок заблудился» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Чтение литературы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)) (подготовительная к школе группа)
Программное содержание.Закреплять умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.Закреплять знания об особенностях жанра сказки.Закреплять умение эмоционально восп...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие в подготовительной к школе группе
Инсценировка мансийской сказки «Кави-Кукушка» Программное содержание: Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси. В процессе коллект...