«Музыкальное развитие дошкольников через нетрадиционные виды творчества. Слушание музыки.»
статья (старшая группа)

Павлова Марина Валерьевна

Статья о музыкальном восрпиятии как основном виде детской музыкальной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №460                                                                                     Пушкинского района Санкт-Петербурга

(отделение дошкольного образования)

«Музыкальное развитие дошкольников

через нетрадиционные виды творчества. Слушание музыки.»

музыкальный руководитель Павлова Марина Валерьевна

ГБДОУ ООШ № 460

Санкт-Петербург

2019год.

Содержание:

  1. Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности.
  2. Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Роль классической музыки в развитии музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.

4.    Методы и приемы работы по развитию музыкального восприятия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.


Музыка играет огромную роль в процессе воспитания в человеке духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности и по силе эмоционального воздействия превосходит любой вид искусства. Глубина этого воздействия зависит от подготовленности слушателя к общению с настоящим искусством.

Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. Поэтому в наше время столь остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Восприятие музыки - сложное многоуровневое явление. Оно представляет для дошкольников большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства.  Это связано, с одной стороны, со спецификой и сложностью музыкального художественного образа, с другой - с возрастными особенностями детей. Поэтому на начальном этапе развития музыкального восприятия, ребёнку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир её образов.

Эстетическое восприятие - это особая способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их форм, цвета, музыкального звука и т.д.), различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное.

Можно сказать, что музыкальное восприятие - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков.

Поскольку «проникновение во внутреннюю структуру музыки» - сложный процесс, ему нужно специально учить. Простое слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст человеку - ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Хороший музыкальный вкус означает, что его обладатель способен испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений.

В разделе «Слушание музыки» в музыкальном воспитании дошкольников наряду с музыкой, специально написанной для детей, встречаются произведения, выходящие за пределы сугубо детского музыкального репертуара, и включенные в классическое музыкальное наследие. Ввести дошкольников в сложную духовную атмосферу большого искусства можно лишь с помощью особых методов погружения в материал.  Итоги их музыкального развития будут способность непосредственному и, в то же время, основанному на размышлении, осмысленному восприятию произведений музыкальной классики.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Но цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-либо произведением. Проблема слушания - восприятия музыки шире, чем просто слушание.

Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. Восприятие, поскольку оно связано с индивидуальностью, с личным опытом, тоже индивидуально. В значительной степени оно определяется особенностями нервной системы индивида.

Понятие «восприятие» определяется в психологии как отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величина, цвета и т. д.), действующих в данный момент на органы чувств. Нужно иметь в виду, что любое восприятие (того или иного предмета, явления, факта) является сложным процессом, в котором участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные условно-рефлекторные связи.

Успешное восприятие сложного музыкального материала можно обеспечить только созданием целостной системы активизации эмоционально и интеллектуального потенциала дошкольника, способной в значительной мере устранить проблему недоступности. Все дело в форме, в которой протекает процесс музыкального познания.

Проиллюстрируем это положение материалом программы, в которую включены произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, с произведениями других композиторов. Важно, в каком качестве, в какой последовательности и в каком контексте знакомятся с ними дети. Творчество этих композиторов открывается детям не со сложных по психологизму полотен, «взрослых» по своему тонусу и драматизму сочинений, а с мелодий песен, танцев, маршей, в которых композитор максимально приближен по дистанции к детям.

Педагогическая организация процесса музыкального развития детей, обусловленная логикой организации программы, должна позволить дошкольникам уже на начальном этапе эстетически адекватно воспринимать произведения музыкальной классики.

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания.

К первому классу дети должны иметь достаточно развитое и осознанное музыкальное восприятие. Уже к шести годам у детей формируется способность мотивированно оценивать музыкальное произведение. В этом возрасте словарный запас детей достаточно велик, поэтому они могут аргументировано рассказать, какие эмоции и настроения вызывают у них звуки музыки. Дети могут не только различать общую эмоциональную окраску мелодии, но и определять средства ее выразительности (интонацию, характер, темп, тембр, динамику), контрастные образы (грустно - весело, быстро - медленно, громко - тихо).

К началу обучения в школе дети должны владеть основными музыкальными терминами (композитор, дирижер, хор, оркестр и т. д.), уметь объяснить их значение, называть две-три фамилии наиболее известных композиторов-классиков и их музыкальные произведения, различать вокальную и инструментальную музыку.

        Используя классическую музыку на музыкальных занятиях в детском саду, я стремлюсь сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. С этой целью был разработан сюжетно-тематический цикл из 4-х занятий для воспитанников подготовительной группы «Путешествие в удивительный мир музыкальных сказок» (прилагается).

В ходе их проведения дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания.

Для проявления эмоционального отклика у детей я использовали произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, цикла «Картинки с выставки» М. А.  Мусоргского, отрывки из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко».  Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю.

После внимательного прослушивания детьми классической музыки я предлагала детям передать свои впечатления в пластических, ритмических или инструментальных импровизациях, звукоподражании, в рисунке. Такой способ передачи впечатлений от музыки очень нравится детям и позволяет особенно ярко продемонстрировать индивидуальность каждого. А также побуждает ребят к активной творческой деятельности.

В работе по развитию у детей музыкального восприятия я использовала художественное слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Дети с удовольствием слушали и запоминали произведения. Практически все стали правильно определять настроение музыки, суть музыкального произведения. Расширился и их словарный запас, выросла культура прослушивания музыки. Почти все дети уже могут внимательно прослушивать произведения до конца, проявлять эмоциональный отклик, выразить свои впечатления в творческой деятельности.

Полученные результаты показали, что уровень музыкальной культуры наших воспитанников существенно повысился.

Список используемой литературы


  1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. М., 1978 г., С. 72-73;
  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989 г., 140с.;
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968, с.99;
  4. Кечхуашвили Г.Н. К проблеме психологии восприятия музыки // Вопросы музыкознания. Т 3. М., 1990 г., с.354;
  5. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М., 1997 г., с.138;
  6. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия. // Музыкальная психология. М., 1993 г., с.175-182;
  7. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., 1991г., с.123-124;

Приложение

Цикл сюжетно-тематических занятий

для воспитанников подготовительной группы

«Путешествие в удивительный мир музыкальных сказок».

Цели проекта:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи проекта:

Воспитательные:

Воспитание музыкального вкуса;

Формирование эмоциональной сферы воспитанников – участников проекта.

Обучающие:

Учить культуре восприятия музыки, литературы, живописи и хореографии;

Учить понимать выразительные средства музыки;

Познакомить с биографической информацией авторов включенных в проект произведений искусства и их творчеством.

Развивающие:

Расширять словарный запас, связанный с музыкальной терминологией, передачей впечатлений от прослушанной музыки;

Создание мотивации к активной самостоятельной творческой деятельности, проявляемой в музыкальной импровизации и художественном творчестве.

Материал и оборудование:

Музыкальный центр;

Телевизионная демонстрационная панель;

Компьютер;

СД;

Картины;

Куклы.

План цикла сюжетно-тематических занятий

для воспитанников подготовительной группы

«Путешествие в удивительный мир музыкальных сказок».

 

Тема

Время проведения

1.

Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

сентябрь

2.

Знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик»

декабрь

3.

Знакомство с пьесами П.И. Чайковского «Баба Яга» («Детский альбом») и М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»)

январь

4.

Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

март

План-конспект сюжетно-тематического занятия

«Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Организационный момент:

Дети свободно входят в зал. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на изменения в природе (наступление осени). Дети исполняют танцевальную импровизацию с осенними листьями под музыку в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа «Rain, Rain».  

Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться на поиски Лета: туда, куда устремляются перелетные птицы: к теплым морям. Дети исполняют песню М. Старокадомского на сл. С Михалкова «Веселые путешественники», имитируя «поезд» под собственное пение. Рассаживаются на стульчики.

Основная часть:

Звучит звукозапись увертюры к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко», на экране появляется картина берега океана. После прослушивания отрывка музыкальный руководитель просит детей рассказать о том, где они оказались и каким им кажется море-океан, представленный композитором.

Дети описывают впечатления от прослушанной музыки.

Появляется кукла-руковичка Капелька. Она успокаивает детей, приглашает их заглянуть в глубины океана (на экране демонстрируются обитатели морских глубин: морские звезды, кит, медузы, дельфины). Капелька предлагает детям показать волнующееся море.

Дети исполняют пластическую импровизацию, изображая волны, шторм и штиль под фрагмент увертюры «Океан-море синее..». Затем под эту же музыку проводится игра «Море волнуется …» с участием Капельки.  Дети рассаживаются на стульчики.

Музыкальный руководитель рассказывает детям, что эту красивую музыку написал великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков (на экране демонстрируется его портрет) и рассказывает краткое содержание либретто оперы «Садко». Во время рассказа на экране демонстрируются репродукции картин «Волхова», «Садко и Владыка морской», «Садко в подводном царстве», «А и здравствуешь, господин Великий Новгород», изображение музыкального инструмента гусли и прослушиваются фрагменты плясовой «Заиграйте, мои гусельки, заиграйте, струны звончаты…», песен индийского и варяжского гостя, арии Садко «Пробегали б мои бусы-корабли…» и «Колыбельной Волхвы».

Дети делятся впечатлениями от прослушанных фрагментов.

Воспитатель называет детям самые известные произведения Н.А. Римского-Корсакова (сказочные оперы «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Кощей бессмертный»).

Вновь звучит музыка увертюры, Капелька сообщает, что ей пора возвращаться к Морскому царю в морскую пучину и констатирует, что законы природы неумолимы: Лето вернется к детям через год.

Капелька желает детям с хорошим настроением вернуться в детский сад, нарисовать персонажи сказки «Садко» и прислать ей свои работы письмом.

Дети исполняют песню «Веселые путешественники» (возвращаются в детский сад).

План-конспект сюжетно-тематического занятия

«Знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Организационный момент:

Дети свободно входят в зал. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на изменения в природе (наступление зимы). Дети исполняют «Снежную песенку» муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова.

Основная часть:

На экране появляется изображение метели, звучит «Вальс снежных хлопьев».

Музыкальный руководитель рассказывает, что звучит музыка из балета «Щелкунчик» и написал ее великий русский композитор П.И. Чайковский.

Дети знакомятся с либретто балета, на экране демонстрируются иллюстрации М. Митрофанова к сказке «Щелкунчик и мышиный король». Прослушиваются фрагменты Увертюры, Вальс снежных хлопьев, Марш, Вальс цветов, Финальный вальс.

Дети отвечают на вопросы музыкального руководителя о характере прослушанных фрагментов, выполняют пластические импровизации «Метель», «Бал», «Парад», выбирают подходящие атрибуты (барабан, веера, шляпки цветов, мишуру).

Музыкальный руководитель рассказывает о творчестве П.И. Чайковского (на экране демонстрируется портрет композитора), задает вопросы о том, чем опера отличается от балета.

В заключении дети прослушивают по желанию понравившуюся и запомнившуюся музыку. Дети получают задание сделать в группе коллективную работу - аппликацию «Вальс цветов».

План-конспект сюжетно-тематического занятия

«Знакомство с пьесами П.И. Чайковского «Баба Яга» («Детский альбом») и М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки»).

Организационный момент:

Дети свободно входят в зал. Музыкальный руководитель предлагает вспомнить, как дети встречали Новый Год (дети исполняют песни и танцы из репертуара новогодних утренников) и спрашивает о том, какие подарки дети нашли под елкой. Затем предлагает вспомнить, что подарили персонажам сказки «Щелкунчик». Если дети затрудняются с ответом, говорит, что у него есть музыкальные подсказки. Если отвечают сразу, то предлагает, прослушав музыкальные пьесы, описать эти подарки.

После прослушивания пьес П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» и «Новая кукла» дети составляют короткие рассказы на тему «Новая кукла», и «Марш деревянных солдатиков».

Основная часть:

Музыкальный руководитель рассказывает, что эти произведения написал великий русский композитор П.И. Чайковский и входят они в сборник пьес «Детский альбом», разъясняет значение жанра «инструментальная пьеса» и предлагает послушать еще одно произведение.

Звучит звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Баба Яга в исполнении симфонического оркестра. Дети угадывают, какой персонаж изображен в музыке, называют выразительные средства музыки, на которых построена их догадка.

Музыкальный руководитель предлагает угадать еще одну музыкальную загадку. Звучит звукозапись пьесы М.А. Мусоргского «Избушка на курьих ножках». Дети сравнивают прослушанные произведения и музыкальные образы. Размышляют о различиях, отвечая на вопросы музыкального руководителя о темпе и динамике звучания, анализируют, как связаны характер музыкального произведения с внешностью, характером и манерами персонажа.

Музыкальный руководитель рассказывает о приемах выразительности, используемых композиторами и исполнителями, исполняет пьесы на фортепиано, обращает внимание на своеобразии окраски оркестрового и сольного звучания.

В заключение занятия музыкальный руководитель предлагает вспомнить сказки и песенки (песни можно пропеть, или хотя бы отдельные фрагменты),  в которых «живет» Баба Яга. Тот, кто вспомнит больше всех сказок и песен, получает в награду картонный мухомор.

План-конспект сюжетно-тематического занятия

«Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Организационный момент:

Дети свободно входят в зал. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на изменения в природе (наступление зимы), предлагает детям прослушать фонограмму «Звуки природы» (капель, журчание ручья, щебет птиц) и угадать природные источники звуков. На экране демонстрируются весенние пейзажи. Демонстрационный ряд останавливается на иллюстрации к сказке «Снегурочка». Дети пересказывают краткое содержание сказки.

Основная часть:

Музыкальный руководитель рассказывает, что народная сказка так полюбилась людям, что и писатели, и композиторы, и кинематографисты, вдохновляясь ее сюжетом, создавали свои произведения. Но, к сожалению, все с печальным концом.

Музыкальный руководитель  описывает сказочных героев оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»: Снегурочку, Деда Мороза, Весну-Красну, Царя берендеев, Лешего.  

Параллельно изложению сюжета сказки дети прослушивают Хор птиц (с исполнением метроритмических упражнений), Арию Снегурочки, песни Леля, Хор берендеев «Прощай, Масленица» (с исполнением хоровода), хор «А мы просо сеяли» (с проведением музыкальной игры).

Музыкальный руководитель рассказывает о том, что красота музыки Н. А. Римского-Корсакова объясняется тем, что композитор очень любил народную музыку, записывал народные песни.

В завершение занятия дети разучивают весеннюю закличку «Плывет весна…» и играют в ручеек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Физическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Результаты проделанной нами работы позволили узнать, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей и совсем недостаточно традиционного подхода для их развит...

статья: «Музыкальное развитие дошкольников посредством слушания музыки»

Содержание:Музыкальное восприятие как основной вид детской музыкальной деятельности.Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.Роль классической музыки в развитии музыка...

«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельности»

laquo;Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»)ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надым...

"Музыкальное развитие дошкольников через игру. Музыкальные игры с предметами на каждый день"

Презентация  для воспитателей  разных возрастных групп и педагогов....

Музыкальное развитие дошкольников через различные виды музыкально-ритмической деятельности

Влияние музыкально-ритмических упражнений на общее развитие дошкольников....